Главная / Биология / Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1»












ТЕМА

«Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».






Выполнил:

Пылаева Татьяна Леонидовна ,

учитель биологии 1 кв.к.,

МКОУ «СОШ№1»,

ГО Ревда















2013 г.



«Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход предполагает наличие у детей:

познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. 4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ход

4. Формирование умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач

Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помогает решить эту проблему.

Конструкт урока.

Учитель: Пылаева Татьяна Леонидовна

Предмет: биология

Тема: практическая работа «Мониторинг расхода воды в быту».

Класс: 5 класс

Раздел урока: Питание организмов. Можно ли жить без воды.

Документальное основание выбора темы: рабочая программа по предмету «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс

Учебник: Сухова Т.С, Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник для 5 класса общеобразовательной школы – М: «Вентана- Графф, 2010г.

Цель урока: воспитание бережного отношения к природным ресурсам через создание комплекса условий для формирования устойчивых представлений у обучающихся об особенностях мониторинга расхода воды в быту.

Оборудование, ПО: мультимедийное оборудование, документ- камера

Этап урока

Формы работы

Деятельность детей

УУД

1. Мотивационный

Цель этапа: Обеспечение мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании значимости материала.

Обсуждение.

Использование пресной воды в быту, её расход и необходимость экономии.

Включение детей в деловой ритм урока

Регулятивные (планирование последовательных действий)


2. Ориентировочный

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.


Проблемный вопрос: какими способами можно воспроизвести расчёты расхода воды в быту?


Самоопределение

(опора на имеющийся опыт, постановка вопросов при обнаружении дефицита информации)


Регулятивные: определение рационального способа действия

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками в поиске рационального способа решения вопроса

3. Исполнительский

Цель этапа: Открытие детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.


Групповая

Учитель выступает консультантом, отвечает на вопросы детей, возникающие в ходе практической работы.


В текстовом документе учащиеся создают схему расчёта. Представляют её (представить вариант таблицы можно при помощи документ –камеры). Выбирают вариант для заполнения, разбившись на группы Произведение расчётов расхода воды в быту по предложенным направлениям поиска (1. Расчёт скорости тока воды за минуту, определения периодов расчёта и объёмов. 2. Использование данных приборов учёта, определения периодов расчёта и объёмов.

Познавательные (приобретение опыта проведения простых практических работ)

Коммуникативные (вступление в диалог, объединение в группы детей по выбранному направлению)


IV. Контрольный

Цель этапа: Выявление качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание ситуации успеха.

Представление полученных результатов практической работы


Самопроверка, обсуждение полученных результатов.

Выводы о практической значимости данной работы в жизни человека.

Регулятивные (контроль, коррекция), Коммуникативные (речевая деятельность).

Личностные (нравственно- этическое оценивание, рационализм).


V. Рефлексивный

Цель этапа: Осмысление своих действий.


Анализ работы


Самооценка результата.


Регулятивные: осознание того, что усвоено




Целесообразность использования: Создаются условия для формирования УУД, учащиеся познают разные способы проведения мониторинга расхода воды, применяют математические знания и умения Представление результатов в схемах и таблицах. Дети выстраивают собственный план действий для достижения результата урока. Интерактивные средства позволяют в активном режиме приобрести знания и сделать их проверку, обеспечить урок наглядными материалами.







Применение технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Биология
Описание:

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 
Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов?  Ведь главной целью в преподавании является залог успешности каждого урока, чтобы  учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

     Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно  деятельностный  метод обучения помогает решить эту проблему. 

Конструкт урока.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Пылаева Татьяна Леонидовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2509
Номер материала 51356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓