Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа№1»
ТЕМА
«Применение
технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».
Выполнил:
Пылаева Татьяна Леонидовна ,
учитель биологии 1 кв.к.,
МКОУ «СОШ№1»,
ГО Ревда
2013 г.
«Применение
технологий деятельностного типа в образовательном процессе в контексте ФГОС».
Особенность
ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей
развитие личности ученика. Современное образование отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная
задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной
парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями
деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи
обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в
общеобразовательном учреждении.
Деятельностная
технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную
деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а
«открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при
введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой
деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы
урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Деятельностный
подход предполагает наличие у детей:
познавательного
мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели
(понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение
учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
выявление
и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять
приобретённые знания;
формирование
у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так
и по ходу;
включение
содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Познавательная
потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с
помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется
проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную
потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым
создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить
возможность управления со стороны педагога.
Проблемная
ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Совершенствование
процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать
учебно-познавательную деятельность учащихся. Педагогическая практика
показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися
возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному
обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока)
увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить
ее эффективными приемами. Проблемная ситуация представляет собой затруднение,
новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед
противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих
противоречий.
Основными
элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание.
Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет
мыслительную деятельность учащихся.
Последовательно
рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.
1.
Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На
каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса,
на который требуется, интересно найти ответ.
2.
Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Названное
условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла
необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3.
Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для
формирования осознанных умений).
При
деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться
на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении
общего для многих случаев способа действия. 4. Формирование самоконтроля – как
после выполнения действий, так и по ход
4.
Формирование умения проверять свою работу.
5.
Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Какие
же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок,
чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её
достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании
является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания
умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы
заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные
способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный
метод обучения помогает решить эту проблему.
Конструкт
урока.
Учитель: Пылаева
Татьяна Леонидовна
Предмет: биология
Тема: практическая
работа «Мониторинг расхода воды в быту».
Класс: 5
класс
Раздел урока:
Питание организмов. Можно ли жить без воды.
Документальное
основание выбора темы: рабочая программа по
предмету «Природа. Введение в биологию и экологию» 5 класс
Учебник:
Сухова Т.С, Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию», учебник
для 5 класса общеобразовательной школы – М: «Вентана- Графф, 2010г.
Цель
урока: воспитание бережного отношения к
природным ресурсам через создание комплекса условий для формирования устойчивых
представлений у обучающихся об особенностях мониторинга расхода воды в быту.
Оборудование, ПО: мультимедийное
оборудование, документ- камера
Этап урока
|
Формы работы
|
Деятельность детей
|
УУД
|
1. Мотивационный
|
Цель
этапа: Обеспечение
мотивации в восприятии и осмыслении знаний и способов действий, понимании
значимости материала.
|
Обсуждение.
Использование
пресной воды в быту, её расход и необходимость экономии.
|
Включение детей в деловой ритм
урока
|
Регулятивные (планирование
последовательных действий)
|
2. Ориентировочный
|
Цель этапа:
Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа
действий.
|
Проблемный вопрос: какими
способами можно воспроизвести расчёты расхода воды в быту?
|
Самоопределение
(опора на имеющийся опыт,
постановка вопросов при обнаружении дефицита информации)
|
Регулятивные:
определение рационального способа действия
Коммуникативные:
взаимодействие с одноклассниками в поиске рационального способа решения
вопроса
|
3.
Исполнительский
|
Цель этапа: Открытие
детьми новых знаний при самостоятельном выполнении заданий.
|
Групповая
Учитель выступает консультантом,
отвечает на вопросы детей, возникающие в ходе практической работы.
|
В текстовом документе учащиеся
создают схему расчёта. Представляют её (представить вариант таблицы можно
при помощи документ –камеры). Выбирают вариант для заполнения,
разбившись на группы Произведение расчётов расхода воды в быту по
предложенным направлениям поиска (1. Расчёт скорости тока воды за минуту,
определения периодов расчёта и объёмов. 2. Использование данных приборов
учёта, определения периодов расчёта и объёмов.
|
Познавательные (приобретение
опыта проведения простых практических работ)
Коммуникативные (вступление
в диалог, объединение в группы детей по выбранному направлению)
|
IV. Контрольный
|
Цель этапа: Выявление
качества и уровня овладения новыми знаниями, способами действия. Создание
ситуации успеха.
|
Представление
полученных результатов практической работы
|
Самопроверка, обсуждение
полученных результатов.
Выводы о практической значимости
данной работы в жизни человека.
|
Регулятивные (контроль,
коррекция), Коммуникативные (речевая деятельность).
Личностные (нравственно-
этическое оценивание, рационализм).
|
V. Рефлексивный
|
Цель этапа:
Осмысление своих действий.
|
Анализ работы
|
Самооценка результата.
|
Регулятивные: осознание
того, что усвоено
|
Целесообразность использования: Создаются
условия для формирования УУД, учащиеся познают разные способы
проведения мониторинга расхода воды, применяют математические знания и умения
Представление результатов в схемах и таблицах. Дети выстраивают собственный
план действий для достижения результата урока. Интерактивные средства позволяют
в активном режиме приобрести знания и сделать их проверку, обеспечить урок
наглядными материалами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.