Инфоурок Другое Другие методич. материалыПрименение технологии проблемно-диалогического обучения

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

Скачать материал

 

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.

С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-урочная система в целом.

В большинстве своем учителя пришли к пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и перейти к развивающей парадигме.

Теоретическая база опыта.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.                                                                                                                        

 

Адресная направленность опыта.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Данные материалы предназначены для педагогов, желающих моделировать современный урок с применением данной технологии.

Технология опыта.

Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое предполагает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Данная технология используется только для моделирования уроков изучения нового. Наиболее сложным для учителей является организация этапа введения нового знания.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения (проговаривания) нового).

Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1 шаг: создание проблемной ситуации;

2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;

4 шаг: принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение технологии проблемно-диалогического обучения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической, личностно ориентированной. В этой связи психолого-педагогическая наука активно пересматривает цели и принципы обучения, работает над обновлением его содержания, перестраивает педагогическую методику.

Концептуальные принципы развивающего образования предполагают совершенно определенные условия и ограничения, накладываемые на выбор учебных технологий.

Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребенка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными.

С позиций развивающей парадигмы нуждается в пересмотре и классно-урочная система в целом.

В большинстве своем учителя пришли к пониманию того, что необходимо отказаться от репродуктивной парадигмы, где главная задача учителя – обучение, т. е. передача знаний по предмету, и перейти к развивающей парадигме.

Теоретическая база опыта.

На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.) – разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.                                                                                                                        

 

Адресная направленность опыта.

Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени.

Данные материалы предназначены для педагогов, желающих моделировать современный урок с применением данной технологии.

Технология опыта.

Проблемно-диалогическое обучение – это обучение, которое предполагает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Данная технология используется только для моделирования уроков изучения нового. Наиболее сложным для учителей является организация этапа введения нового знания.

Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик вовлекается в творческую учебную деятельность, которая состоит из следующих звеньев: постановка проблемы и поиск решения (этап введения нового); выражение решения и реализация продукта (этап воспроизведения (проговаривания) нового).

Для организации этапа постановки учебной проблемы педагог может использовать следующие проблемные методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Применение данных методов обеспечивает мотивацию школьников к изучению нового материала. Но следует обратить внимание на то, что побуждающий диалог обеспечивает вовлечение учащихся в творческую учебную деятельность, а подводящий диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют организацию творческого процесса, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от учителя последовательного осуществления четырёх педагогических действий:

1 шаг: создание проблемной ситуации;

2 шаг: побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3 шаг: побуждение к формулированию учебной проблемы;

4 шаг: принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 560
    • DOCX 20.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Умарова Зинеп Сарсингалиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Умарова Зинеп Сарсингалиевна
    Умарова Зинеп Сарсингалиевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9341
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, психология

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек