ПРИМЕНЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Иванюк
Ольга Анатольевна,
БОУ “Ермаковская СОШ”
В настоящее время одной из ведущих тенденций
развития естественнонаучного образования является идея его гуманизации,
которая предполагает необходимость создания в обучении условий для его
самоопределения и самореализации как
личности.
«...Важно подготовить
учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией,
самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях,
приобретая новые знания, профессии, потому что именно этим им придется
заниматься всю их сознательную жизнь...».[1]
Особое место в системе образования имеет вопрос
об организации уроков в малокомплектной сельской школе. Малая наполняемость
классов, свойственная большинству современных сельских школ, предъявляет особые
требования к построению учебного процесса. В малочисленных классах сильно
выражается дифференциация учащихся, что приводит к снижению планки требований к
знаниям и умениям учащихся. К тому же, совмещенные уроки в малочисленных
классах порождают свои педагогические проблемы.
«...Современные технологии обучения
призваны помочь учителю разрешить названые противоречия, помочь подготовить
каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дать
возможность приобрести практический опыт...». [2].
Размышляя над вопросами обучения биологии
в сдвоенном классе, я пришла к выводу, что более полезным и приемлемым будет опыт модульного
обучения (технологии полного усвоения знаний). Она актуальна и важна тем,
предполагая общую установку на то, что все
ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал; а задача
учителя организовать учебный процесс так, чтобы дать ему такую возможность. Данная
технология позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов
обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика на сдвоенном уроке. Такой подход подразумевает усвоение знаний
в ходе самостоятельной активной познавательной деятельности каждого
ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Исходя из собственного опыта работы по
использованию модульной технологии, в процессе обучения стараюсь соблюдать
следующие правила:
1.
Определять цель урока для учащегося;
2.
Тщательно отбирать учебный материал и приемы работы на уроке;
3.
Распределять
этапы урока;
4.
Распечатывать модульный урок для каждого ученика;
5.
Заранее указывать список дополнительных источников знаний.
Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все
учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих ребят появляется
возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» -
возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по
предмету. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий
различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую
нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.
Анализируя применение модульной технологии на уроке, могу отметить
следующие результаты:
1.
Развитие познавательной активности на уроке в ходе
самостоятельного изучения учеником новой темы;
2.
Освоение
индивидуального темпа работы;
3.
Повышение самоорганизации учащихся и эффективности учебного
процесса;
4.
Освобождение времени для работы с теми учащимися, которым нужна
помощь.
Мы
воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством,
сотрудничеством. «...Привлекает и основная
идея технологии сотрудничества - создание условий для активной совместной деятельности учащихся в
разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро «схватывают» все
объяснения учителя, легко овладевают
материалом, другим требуется не только значительно больше времени для
осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения...»[2].
Такие ребята, как правило, стесняются задавать
вопросы при всем классе. Если в таких
случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно
общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого
задания, то создается ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за
результат своей работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но что
особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются
спросить у сильных все не понятые ими
вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в
первую очередь, слабые ученики, досконально разобрались в материале.
Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Развиваются
личностные, волевые качества учеников, ответственность.
Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
При обучении в сотрудничестве
учитываю основные элементы:
1. В группе обязательно должен
быть один сильный и один слабый;
2. Группы не должны быть
постоянными;
Для
себя определяю следующую цель: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его
индивидуальных способностей, склонностей. На стенде помещается
памятка работы в сотрудничестве:
1.
В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все участники.
2.
Каждый член группы заслуживает того, чтобы
его выслушали, не
перебивая.
3.
Следует говорить так, чтобы тебя понимали,
высказываться
непосредственно
по теме, избегая лишней информации.
4.
Критикуются идеи, а не личности.
5.
Цель совместной деятельности заключается не
в победе какой - либо
одной
точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав
разные мнения по проблеме.
6.
Рефлексия прошедшего занятия, осмысление
своих собственных
действий.
На уроке использую некоторые варианты обучения в сотрудничестве (“обучение в команде”, “учимся вместе”).
«...В
результате сочетания технологии полного усвоения знаний и технологии
сотрудничества на сдвоенном уроке раскрывается личный потенциал каждого ученика,
повышается интерес к предмету. Учащиеся получают навык общения, умения работать
с дополнительной литературой, активно реализовать себя...». [2].
Всегда стоит помнить
народную мудрость: «Учитель, подготовь учеников, чтобы было
у кого потом учиться».
Литература
1.
Галеева
Н.Л. Сто
приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие
для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. М., 1998.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.