МОУ «Сернурская средняя (полная)
общеобразовательная школа №2 имени Н.А.Заболоцкого»
Применение проблемно – диалогического метода
обучения на уроках чтения.
Учитель начальных классов
МОУ «Сернурская средняя(полная)
общеобразовательная школа №2
им. Н.А.Заболоцкого»
Габдрахманова Г.М.
Применение проблемно – диалогического метода
обучения на уроках чтения.
Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным,
независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением,
воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к
духовному саморазвитию. Современное образование должно стать
процессом личностного развития. Задача педагога – не просто преподавать свой
предмет, а развивать личность каждого ребёнка. Конечная цель образования и
педагогики – это помочь человеку стать самим собой, помочь в наиболее полном
раскрытии его возможностей. Я работаю по программе «Школа 2100». Главная идея
образовательной системы "Школа 2100" – ориентированность на личность,
на формирование ученика как самостоятельно мыслящего человека. Именно поэтому я
предпочла образовательную программу «Школа 2100» и на личном опыте убедилась в
результативности проблемно-диалогического обучения.
Проблемно-диалогические
уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу,
формированию познавательной деятельности. Достигается понимание учениками
материала, так как до всего каждый додумался сам. Технология проблемно – диалогического
обучения помогает формированию у учащихся коммуникативных универсальных учебных
действий. Это умение вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать
информацию, данную в неявном виде, умение формулировать высказывание.
Технология проблемно - диалогического обучения позволяет активизировать
мыслительную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.
Моя задача – предоставить каждому ученику
возможность реализовать свой творческий потенциал, а также создать условия для
формирования личности, способной к самооценке, самоутверждению, самоконтролю.
На своих уроках я не даю знания в готовом виде, а применяю проблемно-диалогическую
технологию, которая принципиально меняет роль учащихся на уроке. При
проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают
формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы
поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, их
деятельность можно отнести к творческому типу.
Технология постановки учебной проблемы
Поставить «учебную
проблему» значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не
сходный с темой вопрос для исследования.
В своей
практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы:
·
побуждающий от проблемной ситуации диалог;
·
подводящий к теме диалог;
·
формулирование темы с мотивирующим приемом.
Данный
метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным, поскольку требует
последовательного осуществления четырех педагогических действий.
1) создание проблемной
ситуации;
2) побуждение к осознанию
противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формированию
учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых
учениками формулировок учебной проблемы.
-Постановка
учебной проблемы. Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования
-Поиск
решения этой проблемы. Этап формулирования нового знания. И постановку учебной
проблемы, и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенном
учителем диалога. На этом этапе подвожу класс к формулированию темы, выстраиваю
логическую цепочку вопросов к новому знанию и подвожу к открытию.
-Обсуждение
гипотез и сравнение полученных выводов с научными истинами. Сравниваем свои
выводы с текстом учебника или рассказом учителя.
-Поиск и
составление графического плана – опоры.
В Букваре Бунеева Р.Н,
Бунеевой Е.В. в разделе «Говорим, рассказываем» 10 тем, на которых возможно
введение нового знания с применением проблемно – диалогического метода, а
именно:
1.Слово. Слова-названия.
Схемы слов.
2.Знакомство с предложением.
3.Текст.
4.Звуки речи и неречевые
звуки.
5.Гласные звуки.
6.Слогообразующая роль
гласных звуков.
7.Ударение.
8.Согласные звуки.
9.Твёрдые и мягкие согласные
звуки.
10.Звонкие и глухие согласные
звуки.
Тема: Слово.
Слова-названия. Схемы слов.
- Посмотрите на картинки на
с.6-7.Что здесь изображено?
-Попугай, земляника, шишки,
васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель,
ёжик.
- Запишите слова-названия
предметов.
(Возникает затруднение)
- Вы смогли выполнить
задание?
- Нет. Мы не умеем писать.
Что вызвало затруднение?
- Какой возникает вопрос?
- Как записать
слова-названия, если мы ещё не умеем писать?
Тема: Знакомство с
предложением.
Проблемная ситуация с удивлением:
столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом.
- Откройте учебник на с.8.
Что вы видите на рисунке?
- Это лес.
- Сколько слов вы произнесли?
- Два слова.
- С их помощью мы выразили
мысль. Это предложение. Сколько слов в предложении?
- Два слова.
- Составьте предложение о
белке.
- Белка держит гриб.
- Как мы записывали слова?
- С помощью схем.
- Запишите первое
предложение.
________ _________
- Запишите второе
предложение.
________ _________ __________
- Я тоже составила по
картинке несколько предложений. Посмотрите:
_____ ______ ______ ______
_____ ______
- Как вы думаете, сколько
предложений я составила?
- 1,2,3,4?
- Сколько в классе мнений?
Почему? Чего мы ещё не знаем?
- Не знаем, сколько слов в
предложении, какие предложения вы составили.
- Какой возникает вопрос?
- Как записать предложение?
Тема : Текст
Проблемная ситуация с
удивлением. Прием: столкнуть мнения учащихся практическим заданием или
вопросом.
- Совунья поручила Крошу
найти на её столе листочек с текстом и принести ей. Крош нашёл на столе два
листочка, на которых были такие записи (См. с. 13 Букваря).
Какой листочек нужно взять Крошу?
(Мнения учащихся разделяются)
- Сколько в классе мнений?
Почему? Чего мы не знаем?
- Два, потому что мы не
знаем, на каком листочке текст.
- Какой возникает вопрос?
- Что такое текст?
Тема: Звуки речи и
неречевые звуки.
Проблемная ситуация с
затруднением. Приём: дать практическое задание, не выполнимое вообще.
- Откройте Букварь на с.14.
Рассмотрите картинки. Составьте предложения по этим картинкам.
- Какие звуки мы можем
услышать?
- Кукареку. Гав-гав. Мяу. И
т.д.
- Могут ли разговаривать
петух, собака, дождь?
- Да.
- Послушайте эти звуки. (включаю
фонограмму неречевых звуков)
- Попробуйте из этих звуков
сделать слова.
(Возникает затруднение)
- Вы смогли выполнить
задание? В чём затруднение?
- Не смогли. Не можем сделать
из этих звуков слова.
- Какой возникает вопрос?
- Почему из этих звуков
нельзя сделать слова? Из каких звуков можно составить слова?
Тема: Слогообразующая
роль гласных звуков.
Проблемная ситуация с
удивлением. Приём: столкнуть мнения учеников практическим заданием или
вопросом.
Крош и Нюша изучали в школе
тему «Слоги». Учитель Лосяш дал им задание: начертить схему слова ЖИРАФ,
обозначить гласные звуки и разделить на слоги. Вот что у них получилось.
НЮША (схема из двух слогов с
двумя гласными)
ЁЖИК (схема их трёх слогов с
двумя гласными)
- Как вы думаете, кто
правильно составил схему?
(Мнения разделяются)
- Сколько в классе мнений?
Почему? Чего мы ещё не знаем?
- Два мнения, потому что мы
не знаем, как проверить, кто прав.
- Какой возникает вопрос?
Как проверить, правильно ли разделили
слово на слоги?
Тема: Ударение.
Проблемная ситуация с
удивлением. Приём: столкнуть мнения учеников практическим заданием или
вопросом.
- Ребята, к нам на урок
сегодня пришли мультипликационные герои: Нюша, Лосяш и Кар-Карыч. Кар-Карыч
попросил Нюшу и Лосяша записать их имена. Посмотрите, что у них получилось:
(на доске две абсолютно
одинаковые схемы)
(Удивление)
- Где записано Нюша, а где
Лосяш?
(Мнения разделяются)
- Сколько в классе мнений?
Почему не смогли определить, где чьё имя?
- Два мнения. Схемы слов
одинаковые.
- Чего мы не знаем?
- Как различать схемы слов.
- Какой вопрос возникает?
- Как, не умея записывать
буквы, можно различить схемы слов Нюша и Лосяш?
Тема: Согласные звуки.
Проблемная ситуация с
удивлением. Приём: одновременно предъявить противоречивые факты, теории,
мнения.
- Сколько слов в русском
языке?
- Много.
- Из чего состоят слова?
-Слова состоят из звуков.
- Какие гласные звуки вы
знаете?
- а, о, у, ы, и, э.
- Почему они называются
гласными?
- Состоят из голоса, поются,
тянутся.
- Сыграем в игру Кто больше?.
Вам нужно в парах составить
слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победила.
(Работают в парах, составляют
слова, а затем выступают.)
- Много получилось у вас
слов?
-Мало.
- Что интересного вы
заметили?
-В русском языке слов много,
а у нас получилось мало.
- Какой возникает вопрос?
- Почему из гласных звуков
получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?
Создание проблемных ситуаций
на уроках в 1 классе будет способствовать:
1)Развитию познавательных
способностей учащихся;
2)умению отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
3)Осознанию детьми
противоречий и необходимости нового знания;
4)Развитию умений у учащихся
формулировать проблему в виде вопроса или темы урока.
5)Способствует созданию
мотивации
Технология
проблемно – диалогического обучения помогает формированию у учащихся
коммуникативных универсальных учебных действий. Это умение вести диалог,
понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде,
умение формулировать высказывание. Коммуникативные универсальные учебные
действия я формирую у учащихся с помощью заданий, нацеленных на организацию
общения в паре или группе.
Проблемный
урок создаёт ситуацию успеха ученика на уроке. Я обучаю учащихся решать
проблемные ситуации, т.е. столкновения с противоречием. При этом учащиеся
испытывают острое чувство удивления или затруднения, которое заставляет их
выполнить конкретную работу: осознать противоречие и сформулировать
вопрос. Я учу детей задавать вопросы, выдвигать гипотезы, задавать
темы и цели урока самостоятельно. Проблемно-диалогические уроки способствуют
возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию
познавательной мотивации. Достигается понимание учениками материала, так как до
всего додумался сам.
Использованные ресурсы:
1.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.