СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ КАК ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Н.В.
Ивлиева,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ «Шатровская СОШ»
Немецкий
педагог Адольф Дистервег в 1913 году в «Руководстве для немецких учителей»
писал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к
тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод
обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется
редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская
забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»
И
вот сегодня, спустя 100 лет, в рамках Федерального государственного стандарта второго
поколения роль учителя начинает меняться. Он
становится организатором учебной деятельности учащихся; формирует их
универсальные учебные действия. Позиция учителя - к
классу не с ответом, а с вопросом.
В
основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Все объекты познания в
школе, как и в окружающем мире, представлены как системы, поэтому
соответствующим подходом их изучения является системный.
Применение
учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной
универсальной деятельности. Такая деятельность сопровождается расчленением
систем на составные части с дальнейшим изучением их многоступенчатой
соподчиненности. Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в
системно-деятельностный.
Ученик
превращается в субъект, при этом на уроке возникает ситуация, в которой
ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной
деятельности.
Важным
видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой
информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока.
В
методике обучения русскому языку проблема наглядности занимает одно из ведущих
мест. Для этого используются и таблицы, и схемы, и рисунки (картинки). Обучая
детей 5в и 6в классов с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности,
обнаружила позитивное настроение учащихся на восприятие учебного материала и на
урок в целом, если работа организована с использованием наглядности.
1. Таблицы,
схемы - опора для учебных действий обучающихся по изучаемой теме в достижении
предметных и метапредметных результатов. Здесь работает прием логического
запоминания учебной информации.
Так,
в 5 классе при изучении темы «Обобщающее слово при однородных членах» на
этапе актуализации знаний (Цель: повторение изученного материала, необходимого
для “открытия нового знания”) использую схемы предложений с однородными
членами: вспоминаем случаи постановки запятой. (Слайд 2)
На этапе «Введение в тему» прошу рассмотреть схемы и
выявить изменения (дети отмечают появление двойного кружочка и двоеточие после
двойного кружочка). (Слайд 3)
Одним
из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также
формированию универсальных учебных действий является создание проблемных
ситуаций на уроке. На этапе поиска решения побуждаю детей выдвигать
и проверять гипотезы, то есть пытаемся открывать знания путем проб и ошибок.
При
изучении темы «Обращение» на этапе «Изучение новой темы» с помощью
знакомого детям героя прошу продолжить предложение так, как понимают это дети.
Радует, что дети понимают смысл слова и предлагают свои определения обращения.
Самопроверка помогает выявить неточности в ответе. (Слайд 4,5)
На уроке изучения темы «Степени сравнения
прилагательных» в 6 классе, после проведения определенной работы, прошу
прочитать опорную схему. К концу урока по теме «Разряды прилагательных по
значению» дети с моей помощью пытаются заполнить такую таблицу (в начале урока
ячейки таблицы пусты). (Слайды 6,7)
При изучении темы «Обобщающее слово при
однородных членах» помогают такие задания: (слайды 8,9).
На
этапе закрепления через эвристические задания с помощью картинок выполняем тренировочные
упражнения. (Слайды 10,11)
Подобные приемы удовлетворяют потребность учащихся в
творчестве, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и
письменной форме, активизируют мыслительную деятельность и способствуют
формированию различных компетенций.
В условиях модернизации образования
учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в
свою деятельность групповую форму работы, работу в паре. (Слайд 12)
Использование
парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся,
контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся
более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним
контролем, формируется на базе внешнего контроля. Ситуация успешности для
ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».
Тестовые задания в настоящее время являются
одним из наиважнейших форм использования наглядности на уроках русского языка.
С
целью освоения тестовой формы и подготовки к ГИА в 6 классе, в качестве
небольшой разминки в начале урока предлагаю такие задания:
Тест.
Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
1. Рано
вставать. 2. Пора вставать.
Тест.
В какой пословице употреблён инфинитив?
1. Со
счастьем хорошо и по грибы ходить.2. У кого много дел впереди, тот назад не
оглядывается.
Тест.
Какие признаки глагола имеет инфинитив?
1.
Время. 2. Вид. 3. Называет действие.
Тест.
Какого из перечисленных грамматических свойств не имеет инфинитив?
1.
Вид. 2. Возвратность/невозвратность. 3. Лицо.
Ученики
проявляют больший интерес и внимание к уроку, когда в качестве вспомогательного
средства обучения использую фрагменты видеофильмов. Например: (Видеофильм
«Разряды имен прилагательных по значению»).
Таким образом, если системно-деятельностный подход в
обучении помогает организовать деятельность самого ребенка (при пассивном
восприятии учебного материала развития не происходит), а образовательная
задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие, то
принцип наглядности во многом способствует этому.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.