Можно выделить критерии, которые составляют
сущность педагогической технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и
для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- учет необходимого реального уровня квалификации учителя
(кто);
- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Существенными признаками, присущими именно педагогической
технологии являются:
- гарантированное достижение целей и эффективности процесса
обучения;
- экономичность резерва учебного времени,
- оптимизация труда учителя и достижение запланированных
результатов обучения в сжатые промежутки времени;
- применение различной аудиовизуальной и электронно -
вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных
дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду,
- на интенсификацию коммуникативной среды,
- на развитие личности, способной к учебной и исследовательской
деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,
- на охрану здоровья учащихся.
К традиционным технологиям относят различные виды учебных занятий,
где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность
каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам,
формам организации учебно - познавательной деятельности, к уровню
познавательной самостоятельности учащихся.
Современный урок – это такой урок,
когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые
знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая
эффективность занятия достигается тогда, когда сливаются воедино мыслительная
активность и творческая деятельность педагога и учащегося.
Новая «Стратегия модернизации образования»
сегодня в качестве главного результата рассматривает готовность и способность
обучающихся уметь творить себя. Во многом познавательная активность
школьников обеспечивается за счет использования современных технологий,
которые каждый учитель применяет индивидуально, творчески.
Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в
парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу).
Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей
организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение
эффективности усвоения программного материала.
Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на
основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
Использование этой технологии позволяет снять эмоциональное напряжение,
обеспечивает психологическую разгрузку. Оригинальные задания,исторические
экскурсы, решение исторических задач – все это побуждает самостоятельную
познавательную деятельность. Пример разработки открытого урока.
Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид
технологии, технология проблемного (эвристического) обучения). Приобретение
учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной
деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
Технология перспективно - опережающего обучения. Достижение учащимися
обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения
проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в
конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику
самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).
Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование
способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых
сведений. Обучение способам решения проблем.
Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению
учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем
мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве,
исследовательской деятельности.
Исследовательская технология (метод проектов, эксперимент,
моделирование). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности
(постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов
исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе
различных источников информации, презентация выполненной работы).
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии).
Обучение работе с разными источниками информации, готовности к
самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно - личностного подхода к
ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного
маршрута.
Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий
для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности,
коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее
волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций.
Формирование организаторских способностей учащихся.
А также:
Коммуникативные технологии
Технология портфолио
Развитие критического мышления
Модульное обучение
Дистанционное обучение
Тестовые технологии
Технология выявления и поддержки одаренных детей
Технологии дополнительного образования.
Современные технологии меняют мотивацию учения. И наряду с главной
задачей – способствовать успеху учебного процесса путем использования
различных методов обучения, одновременно решают воспитательные проблемы по
формированию мыслящих, активных граждан.
Так, в своей работе я использую следующие
современные педагогические технологии:
Методика обучения диалогу. Начинаешь с того, что в классе организуешь
работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди
спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен
обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему
напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение?
После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку
д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют
в вопросно - ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе
местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс.
После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам
- диалогам” у доски. Тема – вопрос - ответ. Затем наступает черед
содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить
искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации.
Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе
как можно больше вопросов и т. д.
Широко использую технологию критического
мышления. Цель технологии: развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать
различные явления т. е. непредметные умения. Технология хороша тем, что
ребята учатся адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в
диалоге, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность. 3
фазы: вызов, осмысление, рефлексия. Каждой стадии урока соответствуют
определенные технологические приемы: бортовой журнал, взаимообучение,
трехчастный дневник, зигзаг, инсерт, кластер, шляпы мышления, чтение со
стопами, синквейн, толстые и тонкие вопросы.
Важнейшее умение для учащихся – отработка навыков осуществления
поиска социальной информации, представленной в различных знаковых системах:
текстах, схемах, диаграммах, аудиовизуальном ряду. Его тщательная подготовка,
использование всех современных методов дают положительный результат, формируя
навыки исторического анализа при критическом восприятии полученной
информации. В связи с этим на уроках использую логико-смысловые модели. ЛСМ
- это опорно-узловые каркасы с нанесенной на них свернутой информации об
учебном материале. ЛСМ помогает упорядочить материал, который наносится в
виде смысловых понятий, ключевых слов, и т.д. Использование ЛСМ способствует
развитию познавательной активности обучающихся, навыков самостоятельной
работы, критического мышления.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.