Моё
педагогическое открытие
Когда вы слушаете, вы
забываете,
Когда вы видите, вы
понимаете,
Когда вы действуете, вы
научаетесь.
Важность
проблемы мотивации учения всегда осознавалась учёными. Мотивация-это
самая сложная проблема, с которой приходится сталкиваться учителю, но и самая
интересная.
Одной из
главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам
русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он
шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? Я должна быть и артисткой, и ученым,
поэтому мне предстоит грандиозная целенаправленная работа по повышению мотивации,
формированию интереса к предмету.
В процессе
моего становления в роли учителя я определила для себя следующие педагогические
задачи, которые стараюсь решать каждый день:
·
научить
школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они
учатся делать для себя сами, ведь как гласит известная поговорка: «Голодному
человеку дайте не жареную рыбу, а невод».
·
необходимо
воодушевлять учеников максимально быть самими собой, ободрять каждого, чтобы он
гордился своими достижениями.
·
создать
условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного
маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.
·
убедить ученика в том, что он кладезь возможностей,
заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать
удовольствие и радость от результатов своего труда.
Мои ученики
очень разные. Среди них есть любознательные всезнайки, шаловливые непоседы,
cкромные и застенчивые, старательные и лентяи. К каждому из них я должна суметь
найти свой ключик.
Школьники активно
включаются в творческую деятельность только в том случае, если она им
интересна, затрагивает их ум и сердце. Именно с пробуждения интереса к
предмету, мобилизующего творческий потенциал ученика, начинается развитие его
способностей.
Известно, что продуктивное учение есть учение
с увлечением. Этого не произойдёт, если придерживаться только традиционных методов,
приёмов, форм уроков. Поэтому я стараюсь проводить нестандартные уроки:
урок-путешествие, урок-театр, урок-исследование, применять нестандартные
задания и приёмы. Самое главное, на мой взгляд, то, что применение
нестандартных приёмов, форм уроков дают возможность преодолеть укоренившийся
стереотип урока, изменить привычные способы общения.
Конечно, я заранее определяю замысел урока и планирую его, но реальная
встреча с учениками не всегда оправдывает мои прогнозы, вносит коррективы в
план. Моё убеждение – учитель должен быть импровизатором. Школьников всегда
влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на
глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного
контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне
свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета.
Импровизация есть мастерство.
Всякий раз при решении той или иной задачи, разрешении проблемы на
уроке с удовольствием наблюдаю, как в нашей совместной деятельности ребята не
только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как открытие еще
неизвестного: кто сдержанно и серьезно, а кто с нетерпением и восторгом,
торопясь, чтобы его не опередили в “открытии”, и обижаясь на себя, если не
сумел быть первым, и на меня, если из числа первых не отдала пальму первенства
именно ему. А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его,
заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Всегда учитываю,
что удивление вызывает более острое, сосредоточенное внимание.
Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные
задания и приёмы. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные
ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует
искать творчески.
При применении таких заданий учитываю три уровня
проявления активности учащихся:
Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной
части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает.
Например. Ребята 5 класса получают
задание написать за 20 минут мини-сочинение по картине Левитана «Золотая осень».
На доске репродукции картин осенней тематики других художников. Задания для
всех разные.
Ребята относительно-активного
уровня должны придумать словосочетания и распространить их так, чтобы
получилось 5 интересных предложений по данной картине.
Следующий уровень – исполнительный.
Ребята, соответствующие этому уровню, пишут мини-сочинение из 5-6 предложений.
А творчески работающие дети должны сравнить
репродукции картин и написать, какая понравилась больше и почему.
Таким образом,
одновременно с обучением на таком уроке ребята показывают свои творческие
способности и получают эстетическое наслаждение.
Интерес у ребят
вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже
познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами
занимательности.
Например. “Лексические” рисунки.
Учащиеся 6 класса получают задание нарисовать к словам иллюстрации так, если бы
они поняли значение данных слов буквально. Рисунки получаются такие: «прислонился»
– изображен мальчик рядом со слоном; «нахлебница» – нарисована муха на хлебе; «наследник»
– человек, оставивший после себя следы; «грабитель» – нарисован человек,
убирающий граблями сено и др. Детям очень нравятся подобные задания, при
выполнении проявляется их фантазия и творчество. А учитель с помощью такого
задания вводит понятие “омонимичные корни”. В дальнейшем эти рисунки можно
использовать при создании проблемной ситуации в другом классе. Например,
показать учащимся рисунки и сказать: “Иностранный художник нарисовал к словам
такие иллюстрации. Что он не понял или не знал? Почему все перепутал?”.
Подобные задания даю и при изучении фразеологизмов.
Как правило,
при выполнении нестандартных заданий в классе царит эмоциональное оживление,
зачастую оно помогает при объяснении нового материала, - сразу видишь, усвоена
тема или нет.
Ведущими
тенденциями современного образования являются его гуманизация и
гуманитаризация. Гуманизация образования предполагает бережное отношение к
личности ребенка, новые формы и методы организации учебного процесса, в котором
ребенок становится главным действующим лицом, а его потребности (учебные,
познавательные, культурные и т.п.) находят отклик у учителей. Гуманизация
современного образования неразрывно связана с гуманитаризацией, что проявляется
в большом внимании, уделяемом при организации учебно-воспитательного процесса в
школе предметам гуманитарного цикла, среди которых важное место занимают
вопросы изучения культуры, истории, искусства, литературы.
Считаю,
что литература как вид искусства может послужить мощнейшим способом воспитания
вообще и нравственного воспитания в частности. Литература воспитывает человека,
способного видеть в великих творениях их вечный, общечеловеческий смысл,
воспринимать окружающий мир, понимать прошлое и настоящее, способного прийти к
важным жизненным выводам и к осмыслению нравственных закономерностей жизни. И
когда мы учим детей читать произведение, мы не только готовим думающего читателя,
мы готовим человека, который может разобраться, прежде всего, в себе самом, мы
готовим творческую личность.
Поэтому часто на
уроках литературы использую нестандартную форму опроса. Я сама люблю такую
форму работы, т. к. она эффективна и не позволяет ребятам скучать.
Например. “Чистая страница”. У всех
на партах чистые листы. Слушая ответ одноклассника, учащиеся попутно
формулируют и записывают вопросы, которые помогут вспомнить пройденный
материал, упущенное в ответе, или расширить ответ. Затем свои вопросы ребята
задают и обсуждают. Тот, у кого остался чистый лист, считается
неподготовленным. Маленькая хитрость: при таком опросе первое слово дается
тому, кто слабее, кто реже отвечает. Такой прием позволяет задействовать весь
класс при опросе, учащиеся слушают отвечающего внимательно, чтобы уловить
ошибку, упущение и подготовить вопрос.
Почему
наши дети так мало читают? Существуют разные мнения на этот счёт. Я попробовала
«влюбить» их в свой предмет. Как? Всем известна тяга детей к интересному,
необычному. Начну урок нестандартно, решила я: проведу урок-театр.
Тогда, я уверена, возникнет атмосфера, в которой ребята почувствуют потребность
прочитать книгу не по принуждению учителя, а по своему искреннему желанию.
Такие уроки приобщают учащихся к чтению художественной литературы; учат давать
полные, развернутые ответы на поставленные вопросы; учат делать выводы на
основе прочитанного. Также они воспитывают чувство дружбы, коллективизма,
взаимопомощи, помогают отличить хорошее и плохое.
Например. Мы с ребятами 5 класса отправились
вместе с героями книги Роберта Стивенсона на поиски сокровищ. В пути нас ждали
опасные приключения, встречи с пиратами. Поэтому нам пригодилось и знание
текста, и смелость, и находчивость, и смекалка. Для того чтобы они вошли в
образ героев романа, ребята были не просто учениками, а юнгами корабля «Испаньола».
Дети заранее оборудовали класс: нарисованная и вырезанная шхуна; карта острова,
вырезанные волны, пальмы, портреты главных героев, подзорная труба и т.д.
На этом уроке мне удалось
заинтересовать ребят, заинтриговать, столкнуть разные мнения и ненавязчиво,
незаметно подсказать, направить детей, чтобы они смогли сделать правильные
выводы по прочитанному произведению. Ребятам это так понравилось, что они
захотели еще раз попасть в сказочный мир приключений.
В результате
поиска ответа на волнующий меня вопрос я пришла к выводу, что интерес к урокам
русского языка и литературы можно вызвать нестандартностью подхода к содержанию
в организации изучения предмета.
Использование
нестандартных приёмов, форм, методов на уроках помогает учителю мобилизовать
психическую активность учащихся; развивать память, которая опирается при этом
на ощущения; расширять объем усвоенного материала; снижать утомляемость;
развивать творческое воображение.
Подводя итог
всему сказанному, можно сказать, что применение нестандартных приёмов, форм
обучения - не просто развлечение, они обучают действовать в различных ситуациях,
развивают интерес обучающихся к предмету, заставляют учеников напряженно мыслить.
В этом и заключается моё педагогическое открытие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.