Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрименение методик КСО как основополагающий фактор развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики.

Применение методик КСО как основополагающий фактор развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики.

Скачать материал

Куприянова Надежда Юрьевна

Учитель математики

МБОУ Нижне-Станская ООШ

Забайкальский край, Тунгокоченский район

 

Применение методик КСО как основополагающий фактор развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики.

Постоянное развитие экономики, техники, науки, искусства, морали, языка, т.е. всей материальной и духовной жизни людей, приводит к необходимости вносить изменения в содержание и методики обучения и воспитания.  Изменяется социальный заказ, другим становится отношение общества к людям с особенностями психофизического развития. Возникает необходимость, с одной стороны, учета индивидуальных особенностей каждого ученика, с другой – включения ребят в коллектив сверстников. Это предполагает изменения форм, содержания и методов обучения и воспитания.

В нашей школе наряду с традиционными формами получения образования успешно применяются и новые. Одна из них это технология коллективного способа обучения, способствующая развитию учебно-познавательной активности учащихся.  Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.  Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные приемы разъяснения.  Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос.  Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных, все не понятные ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются проблемы. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе- вот суть данного подхода.

Приемами технологии являются: взаимотренаж; образование пар постоянного и сменного состава; взаимообмен заданиями; взаимопередача тем; технология разучивания стихотворений в парах сменного состава, технология изучения статей по А.Г.Ривину; технология взаимообмена заданиями по М.А.Мкртчану, технология обучения чтению по М.Г.Булановой, мурманская технология, красноярская технология В.К. Дьяченко, лангепасская технология В.К. Дьяченко, модель «Обратная методика Ривина», технология Ривина-Баженова, технология работы учащихся по вопросникам, технология начинающего учителя в условиях перехода от ГСО с КСО, технология ваполнения упражнений в парах сменного состава, технология взаимных диктантов.

Изучив все эти приемы и методики нами было выявлено что на уроке математики целесообразно применять следующие приемы данной технологии: взаимотренаж; образование пар постоянного и сменного состава; взаимообмен заданиями.  Методика взаимотренаж предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя. На специальных карточках оформляется 5-6 заданий с ответами.  Для удобства карточки нумеруются. Работа в паре осуществляется следующим образом: один ученик имеет при себе одну карточку(А1), а другой ученик -–другую(А2). Первый ученик диктует второму первое упражнение своей карточки, второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второе задание. Если ответ неправильный, то он предлагает товарищу ответь еще раз на вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему ответ, а затем переходит к другому вопросу. Затем ученики меняются ролями.

Методика взаимообмен заданиями предназначена для обучения решению стандартных, типовых задач. Задание представляет собой два однотипных упражнения, задачи или вопроса. Каждое задание имеет свой номер.  Удобно нумеровать задания буквами и цифрами. Например карточка № 1 содержит два задания А и В. Часть А ребенок решает вместе с учителем, а часть В самостоятельно в своей тетради. После проверки учащиеся начинают работать в парах. Свою часть А пишут и объясняют соседу в его тетради, сосед в свою очередь тоже самое делает со своей частью А. Затем ученики меняются карточками и выполняют часть В самостоятельно, проверяют друг друга и меняют своего соседа. Учитель ведет табло учета, в котором отмечает кто какую карточку проработал.

Проблема развития учебно-познавательной активности учащихся является одной из наиболее актуальной в настоящее время. Изучение теоретических основ технологии КСО привело к выводу о том, что ее можно использовать как средство повышения уровня учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики в основной школе.

Изучив состояние проблемы развития учебно-познавательной активности в теории и практике современной школы, мы решили выяснить влияет ли применение методик КСО в процессе изучения математики на развитие учебно- познавательной активности учащихся нашей школы. С этой целью был разработан и проведен констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. Мы рассчитывали время учебно- познавательной активности учащихся до применения методик КСО и после. В результате наблюдалось значительное увеличение времени учебно-познавательной активности учащихся. Это привело нас к выводу о том, что приемы КСО можно использовать как средство повышения уровня учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики.

Данные приемы технологии КСО предусматривают активное включение участников учебного процесса в работу, что способствует развитию их учебно-познавательной активности, так как любая деятельность напрямую связана с учебно-познавательной активностью.  Обязательно надо найти место каждой методике в какой-либо теме. Не следует применять КСО на каждом уроке. При внедрении приемов КСО (создание пар сменного состава, взаимообмен заданиями, взаимотренаж) в различные этапы уроков, было выявлено, что наиболее эффективным является использование данных приемов на этапе закрепления знаний и повторения материала.  На этапе изучения нового материала использование приемов КСО для активизации познавательной деятельности не всегда является эффективным.

Опыт преподавания, основанный на учете индивидуальных особенностей интереса школьников, позволяет утверждать, что для развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики не обойтись без сочетания индивидуальной и коллективной форм работы. Именно включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развивать их учебно-познавательную активность.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение методик КСО как основополагающий фактор развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Данная статья содержит основную характеристику технологии коллективного способа обучения в целом и характеристику некоторых приемов этой технологии применимых на уроках математики для развития учебно-познавательной активности учащихся.

      Опыт преподавания, основанный на учете индивидуальных особенностей интереса школьников, позволяет утверждать, что для развития учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики не обойтись без сочетания индивидуальной и коллективной форм работы.

 

Именно включенность учащихся в различные виды деятельности посредством КСО, позволяет развивать их учебно-познавательную активность учащихся на уроках математики.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 283 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 378
    • DOCX 18.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куприянова Надежда Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куприянова Надежда Юрьевна
    Куприянова Надежда Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 17
    • Всего просмотров: 42030
    • Всего материалов: 38

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика")

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Курс повышения квалификации

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство развития познавательной активности при обучении математике в условиях реализации ФГОС ООО и ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Мини-курс

Цифровая трансформация в управлении и информационных технологиях

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека