Инфоурок Физика Другие методич. материалыПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Скачать материал

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ,  КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

        Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей  адаптации в социуме. В образовательных учреждениях сегодня  особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности. Поэтому современный  учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы.

        Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия».

        Конечно, проблемное обучение нельзя рассматривать как только самостоятельные открытия и поиски проблем. В нем сочетаются объяснение учителя, решение задач различного уровня и типа, выполнение учащимися практических работ. Создание проблемной ситуации на уроке, делает его более значимым.

         Мои ученики,  начиная с 7 класса, отрабатывают метод научного познания:  факты ®гипотеза® модель ®эксперимент. Ребята говорят, что самое сложное - это выдвижение гипотез, но самое интересное - проведение эксперимента. Безусловно, проведение уроков с использованием проблемного обучения требует и от учителя умения правильно поставить вопрос, который бы вызывал необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, искать закономерность, делать выводы. Помимо этого, основная трудность проблемного обучения на уроках физики – это наличие современного  лабораторного оборудования.

         Методы проблемного обучения интересны тем, что их можно использовать на различных этапах урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация знаний, лабораторные и экспериментальные работы, а также домашний эксперимент и творческое задание.

          Примерами таких заданий могут служить задачи практической направленности. Например, определите диаметр проволоки, имея карандаш и линейку. Имея стопку монет, определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет?  В каком положении прямоугольника давление на поверхность максимальное или минимальное? На пустой пластиковой бутылке с плотно закрытой пробкой, которую вынесли на мороз, образовались вмятины. Как вернуть бутылке первоначальную форму? Объясните свои действия. Ребята при изучении темы «Давление газа» выдвигают гипотезы о том, от чего оно будет зависеть. Поверяют на опыте. При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» экспериментально устанавливают закон сообщающихся сосудов. Изготавливают модели фонтана, «артезианского водолаза», прибор для демонстрации давления в газах и жидкостях, рассчитывают собственное давление, плотность тела, совершаемую работу, развиваемую мощность,  рассчитывают собственную скорость при движении из дома до школы. При изучении темы «Электрическая цепь» проверяют экспериментально включение звонков и лампочек последовательно и параллельно. Опытным путем устанавливают зависимость силы тока от напряжения, от каких величин зависит сопротивление проводников. Используя проволочный моток и магнит,  определяют индукционный ток и условия когда он возникает. На уроках можно и удобно использовать не только фронтальные эксперименты, но и  много проблемных задач, например, смешанное соединение проводников, состоящее из n-ого количества одинаковых резисторов.

          Проблемное обучение дает свои положительные плоды в познавательной деятельности учащихся, когда учитель использует систематически поисково-проблемные методы, а не применяет их от случая к случаю. Ведь, проблемное обучение направлено на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (дети порой делают нестандартные предположения, что говорит о развитии их творческой личности), формирование познавательного интереса. Помимо этого, создает предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, показывает связь изучаемого материала на уроке с повседневной жизнью. Все эти требования к модели личности ученика как раз отражены в стандарте  второго поколения.

         Безусловно, у проблемного обучения есть свои плюсы и минусы.  Применяя на своих уроках проблемно-поисковые методы, могу отметить повышение качества знаний обучающихся, уровня интереса к предмету и познавательной активности. Проводя рефлексию, анализирую, что именно такие уроки интересны и продуктивны. Могу также отметить повышение КПД урока. Каждый учитель самостоятельно решает использовать его на своих уроках или нет, но тот кто проникся проблемно-поисковыми методами обучения и увидел горящие глаза своих учеников, уже не сможет от него отказаться, несмотря на все трудности и большие временные затраты по подготовке.  

         Стандарт современного образования говорит нам о том, что «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам» (Монтень). Проблемное обучение подходит для этого как нельзя лучше!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей  адаптации в социуме.

В образовательных учреждениях сегодня  особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности.

Поэтому современный  учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы.        

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия».

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 669 355 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 371
    • DOCX 15.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ушакова Галина Николаевна
    Ушакова Галина Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85193
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 21 региона

Курс повышения квалификации

ЕГЭ по физике: методика решения задач

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 118 человек

Курс повышения квалификации

Теоретическая механика: векторная графика

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по физике в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 457 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Маркетинг в сфере услуг: от управления до рекламы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 14 регионов