Применение методов технологии критического
мышления на уроках истории
Учитель истории СОШГ№9 Каримова М.Г.
Образование должно давать
не только знания,
но и умение их использовать
в процессе социальной адаптации.
Н.А.Назарбаев
Обновление содержания школьного образования в
Республике Казахстан напрямую связано с предстоящим переходом на 12-летний
срок обучения. Новая модель образования требует реализации компетентностного
подхода в организации учебно-воспитательного процесса и достижения результата в
виде наличия у выпускника средней школы, наряду с предметными компетенциями,
ключевых и базовых компетенций. Введение понятий «компетенция» и
«компетентность» позволит решить типичную для школ проблему, когда ученики
хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для
решения конкретных задач. Бесспорно, одним из условий формирования компетенций
является внедрение современных педагогических технологий.(Рыжкова,2012)
Базовые технологии, поддерживающие и
сопровождающие компетентностно-ориентированное обучение известны. Это:
• Технология проблемного обучения;
• Технология проектного обучения;
• Технология развития критического мышления;
• Технология решения изобретательских задач,
информационно-коммуникационные технологии.(Загашев,Заир-бек,2003)
Мы с вами являемся свидетелями того, как и на каком
уровне обсуждаются состояние и проблемы развития образования, определяются
конкретные задачи по важнейшим аспектам совершенствования образования.
В Казахстане проблема развития навыков критического
мышления у школьников стоит очень остро и требует принятия неотложных мер для
её решения. Проведенные в 90-х гг. ХХ в. эксперименты продемонстрировали, что
подавляющее большинство учащихся и студентов педагогических университетов
(более 80%) не владеет такими логическими операциями мышления, как анализ, синтез,
классификация, обобщение, сравнение. С того времени никаких серьёзных мер для
исправления этой ситуации не предпринималось. Это снижает конкурентоспособность
Казахстана в мире, поскольку ХХІ в. стал временем, когда именно умственные
способности отдельно взятых людей, а не природные ресурсы, капитал и технологии
будут определять решающую грань между успехом и неудачей, между лидерами и
ведомыми. Таким образом, вполне естественно, что работники системы образования
должны позаботиться о том, как подготовить будущих граждан к принятию
взвешенных решений, к жизни в условиях стремительных перемен.(Садвокасова,2012)
Несмотря на то, что главной целью исторического
образования задекларировано развитие исторического мышления, следует признать
отсутствие полноценного воплощения поставленной цели в учебный процесс. Очень
часто в общеобразовательной школе изучение истории превращается в запоминание
дат, битв и исторических документов. Но при этом мы почему-то забываем, что
историки не становятся крупными специалистами только потому, что представляют
собой ходячие энциклопедии дат, имён, баталий и исторических документов.
Практически везде в отличники записывают тех, кто только то и делает, что
запоминает даты, имена и т.п. Однако общественный прогресс обеспечивают вовсе не
те, кто заучил формулы на всю жизнь или научился отвечать на вопросы в наших
учебниках. Их скорее отличает умение ставить перед собой проблемы. И судят о
них, в значительной степени, по важности проблем, за которые они берутся.
При каких условиях обучения наши учащиеся станут
двигателями общественного прогресса? Мы считаем, что необходимо разработать и
внедрить в обучение исследовательские задания, а также создать соответствующие
педагогические условия, которые способствовали бы развитию таких качеств личности,
как синтетическое мышление (то есть умение видеть связи, которые
непосредственно не наблюдаются); умение подвергать сомнению устоявшиеся
принципы и идеи; осмысленная рискованность; терпимое отношение к своим и чужим
ошибкам; поиск проблем, требующих творческих усилий; умение определять и
переопределять проблемы и т.д. Как могут выглядеть эти задания на практике?
Во-первых, учащимся можно предложить дать свои пути решения проблем, которые
решали когда-то известные исторические личности. При этом свои решения учащиеся
должны обосновать. Во-вторых, внедрить проблемно-познавательные задания на
проверку обоснованности тех или иных историографических оценок. Таким образом,
гипотеза исследования состоит в том, что развитие критического мышления
школьников можно обеспечить с помощью внедрения задач и
проблемно-познавательных заданий на обобщение и использование понятий, а также
на проверку обоснованности историографических оценок.(Садвокасова,2012)
На мой взгляд уроки истории требуют критического
восприятия учащимися событий и процессов, происходящих событий и процессов,
происходящих в мире и в частности Казахстане.
История – это та наука, которую учащийся должен
«открыть» в себе. « Не знать и не любить историю может только человек совершенно
не развитый умственно». Данное высказывание Н.Г.Чернышевского справедливо и
верно, но на уроках истории мы зачастую в школе замечаем низкий интерес к
предмету. И одна причина этому – отсутствие понимания. Ребенка можно и нужно
заинтересовать. И именно критическое мышление позволяет учащимся раскрыть свои
знания, умения, а самое главное применить их в жизни. История – наука, не
терпящая сослагательного наклонения. Она строится по принципу: факты-события-процессы.
Что произошло, то произошло. Но именно понимание исторического процесса, оценка
и анализирование исторических событий позволит учащимся в будущем не допускать
серьезных исторических событий. Мы все являемся участниками исторических процессов.
И при помощи критического осмысления можем избавиться от многих неправильных
ходов. Применяя методы технологии критического мышления, учащийся может
самостоятельно добывать знания, применять, анализировать,синтезировать и
оценивать историческую ситуацию. Китайский мудрец Конфуций сказал : «Скажи мне
–и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму». Именно ядро
критического мышления заключается в понимании. То, что ребенок поймет, он не
забудет никогда.
В своей работе я использую технологию развития критического
мышления через чтение и письмо.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать
взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны
явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика,
основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям,
собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Школьник, способный критически мыслить, владеет
разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить
противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои
знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов
на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.
Критический мыслитель:
• Формирует собственное мнение;
• Совершает обдуманный выбор между различными
мнениями;
• Решает проблемы;
• Аргументировано спорит;
• Ценит совместную работу, в которой возникает
общее мнение;
• Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что
восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием
многих факторов.
.
Критически мыслящий ученик задается вопросами:
· Что я знаю?
· Что я узнал нового?
· Как изменились мои знания?
· Что я буду с этим делать?
Идеальное критическое мышление человека обычно
связано:
* с любознательностью,
* хорошей осведомленностью,
* причиной доверия,
* непредубежденностью,
* гибкостью,
* справедливостью в оценке,
* честностью в столкновении с личными
предубеждениями,
* благоразумием в суждениях,
* желанием пересматривать, прояснять проблемы и
сложные вопросы,
* тщательностью в поиске нужной информации,
* разумностью в выборе критериев,
* постоянностью в поиске результатов, которые
являются столь же точными, как использованные первоисточники.(Загашев,
Заир-бек, 2003)
На примере некоторых заданий на уроках истории и
обществознания можно просмотреть КАК работает технология критического мышления.
Существует три основные фазы технологии критического
мышления:
* Вызов – актуализировать имеющиеся у учащихся знания
и смыслы связи с изучаемым материалом, пробудить познавательный интерес к
материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучаемой теме.
* Реализация (осмысление) – помочь активно
воспринимать материал, соотнести старые знания с новыми.
*Рефлексия – помощь учащимся самостоятельно
обобщить изучаемый материал и самостоятельно определить направления в
дальнейшем изучении материала.(Джинни Л.Стил,1997)
Предмет «Человек. Общество. Право». Тема «Права
ребенка в РК»
Вызов. «Мозговой штурм». Учащимся предлагаются слайды
с изображением детей – маленьких, взрослых, Смеющихся, заплаканных, счастливых,
испуганных. Учащиеся должны при помощи картинок выйти на название темы.
Ассоциации , касающиеся прав ребенка позволят сформировать первоначальный запас
знаний по заданной теме. Учащиеся смогут сконцентрироваться уже на начальной
стадии урока.
На стадии вызова можно применить метод критического
мышления – «ЗХУ» . Урок «Человек. Общество. Право». Урок «Обязанности граждан
РК».
Я знаю
|
Я хочу узнать
|
Я узнал на уроке
|
Работать
Уважать президента
Беречь памятники
Охранять Родину
|
Что является священным долгом гражданина РК
|
Перечисляются все обязанности гражданина
|
В ходе заполнения данных граф, ученик
использует не только материал учебника, но и дополнительные
источники информации. Учащийся сможет исправить неточную информацию в первой
графе, сможет ответить на свой вопрос во второй графе, а также на протяжении
урока получить нужную информацию.
Возможен по данной теме несколько иной подход на основе
критического мышления:
Отметьте те из обязанностей, которые вы считаете
закрепленными
в Конституции РК:
1.Соблюдать законы.
2. Платить налоги.
3. Состоять в рядах политических
партий.
4. Быть членом профсоюза.
5. Работать на предприятии.
6. Защищать Отечество.
7. Сохранять природу и окружающую
среду.
8. Бережно относиться к памятникам
истории и культуры.
9. Учиться, получать образование.
10. Уважать государственные символы
РК.
Учащиеся должны в начале урока отметить те, которые
они считают действительно обязанностями, а в завершении урока учащиеся
самостоятельно исправляют ошибки.
На этапе осмысления можно предложить метод «толстый и
тонкий вопрос».
Учащиеся в ходе урока отвечают на вопросы, которые требуют
четких ответов на вопросы – назовите, вспомните, опишите и обстоятельных – проанализируйте,
классифицируйте, сформулируйте, выведите закономерность.
Урок «Национально-освободительная борьба казахского
народа в 18-19 веках». 8 класс. «История Казахстана».
«толстые»
вопросы
|
«тонкие»
вопросы
|
Дайте
три объяснения, почему национально-освободительные восстания в 18-19 веках
потерпели поражения
|
Кто
являлся лидерами национально-освободительной борьбы в Казахстане?
|
Предположите,
что было бы, если восстание Кенессары Касымова закончилось победой.
|
Мог
ли хан Кенессары добиться победы?
|
В
чем различие целей восстания С.Датулы и К. Касымова ?
|
Согласны
ли вы, что стихийность выступлений стала главной причиной поражения.
|
Выделите
главную причину национально-освободительной борьбы казахского народа
|
Где
происходило большинство восстаний в Казахстане
|
Изучая тему «Казахстан в годы Великой Отечественной
войны» учащиеся отвечают на вопросы . 1. Опишите основные военные события,в
которых участвовали казахстанцы.
2. Назовите воинов-казахстанцев Героев Советского
Союза.
3. Сконструируйте модель «Роль Казахстана
в годы ВОв». При помощи схемы:
Арсенал фронта тыл
фронта
Сырьевая
база
Следующий метод – «Прогнозирование при помощи открытых
вопросов».
Тема «Международное положение после Первой Мировой
войны».9 класс. Всемирная история.
Задания можно распределить при помощи таксономии
учебных задач:
1. Простые. «Опишите дальнейшие события в мире после
войны».
2. Уточняющие. «То есть вы считаете, что передел мира
можно было осуществить менее «болезненным » способом для проигравших стран?».
2. Объясняющие « Почему вы считаете, что решения
Версальско-Вашингтонской системы явились своеобразным «мостом» к началу Второй
Мировой войны».
3.Творческие .«Если бы не убили крон-принца Франца
Фердинанда в Сараево мир бы имел другой поворот в истории».
4. Оценочные. «Оцените важность решений
Версальско-Вашингтонской системы.В чем выражены территориальные изменения в
мире по сравнению с 1914 годом?».
5. Практические. «Какие бы вы приняли решения, если бы
были участником мирных конференций».
Этап рефлексия.
Метод «Синквейн». Тема «Общественно-политическая жизнь
Казахстана в 20-30-е годы». 9 класс.
Репрессии
Несправедливые, бесчеловечные
Унижать, убивать, подавлять
Время, которое не должно повториться
ГУЛАГ
Если
работа проводится в группах, то на этапе рефлексии можно применить метод «Аллея
славы». Необходимо выбрать волонтера с каждой группы, который в течении одной
минуты должен впечатлить своих одноклассников своими знаниями.
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный
навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в
ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети
являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию,
соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают
полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания
(говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные
связи). (Бутенко,2002) Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны
помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность
информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые
примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать
причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение методов
развития критического мышления в учебный процесс должно формировать особый
склад мыслительной и познавательной деятельности. В Послании Президента РК Н.А.
Назарбаева от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация –
главный вектор развития Казахстана» четко выделено одно из главных
направлений - качественный рост человеческого капитала, прежде всего образования
через внедрение в процесс современных методик и технологии на основе
международных стандартов.(Послание Президента,2012) И именно применение методов
технологии критического мышления позволит нашим учащимся не только получать
знания, но самое главное применять их в своей жизни.
Используемая
литература.
1.
Методическое пособие по разъяснению основных положений послания Президента
РК-лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года
«Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
Астана 2012.
2.Загашев
И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб:Альянс-Дельта,
2003.
3. Садвокасова
З.М. Инновационные подходы в образовании. – Алматы,2012.
4.
Джинни Л. Стил,Куртис С. Мередит, Чарльз Тэмпл . «Развитие критического
мышления через чтение и письмо» пособие1. 1997г. Национальный фонд Д.Сороса.
5.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика;
Учебно-методическое пособие. – М.:Мирос,2002.
6. Рыжкова
Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе как основа повышения
качества образования. Материалы к Августовской конференции педагогов
павлодарской области. ИПК города Павлодара.2012 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.