Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
I.
Мотивационно-ориентировочный
этап.
|
(Вызывается ученик для проверки домашнего
задания. Пока ученик готовиться, учитель
проводит устный опрос)
|
Какова была тема нашего прошлого урока?
|
Применение вектора к решению задач
|
Какие типы задач можно попытаться решить, используя векторы?
|
Доказательство параллельности прямых.
|
Какие факты используются при доказательстве?
|
Определение равных векторов, критерий коллинеарности 2-х ненулевых векторов
|
Сформулируйте критерий коллинеарности двух
векторов
|
коллинеарны,ó
|
В каких ещё задачах, рассмотренных нами,
используется критерий коллинеарности векторов?
|
Доказательство принадлежности точек прямой; вычисление отношений
длин отрезков, на которые делит точка данный отрезок
|
Какие типы задач мы ещё рассматривали?
|
Доказательство параллельности трех прямых данной плоскости
|
Что для этого необходимо установить?
|
Что направляющие векторы этих прямых компланарны
|
Сформулируйте критерий компланарности трех
векторов
|
компланарны
|
Теперь проверим решение домашней задачи
|
|
|
Доказательство:
1.
М – центроид ΔАВС =>
М1 – центроид ΔА1В1С1
=>
М2 – центроид ΔА2В2С2
=>
|
2.
3.
A – середина A1A2 =>
B – середина B1B2 =>
C – середина C1C2 =>
(
=
Значит, тоски М, М1, М2 лежат на одной
прямой (по определению коллинеарных векторов, критерию коллинеарности двух
ненулевых векторов).
В ходе проверки домашнего задания повторяются этапы решения
задач векторным методом, выясняется тип данной задачи (известный учащимся),
теоретический базис решения.
|
Перейдем к решению задачи №390
|
|
Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1, в котором АВ=АD=a, АА1=2а. В
вершинах В1 и D1 помещены заряды q, а в вершине А – заряд 2q. Найдите абсолютную
величину результирующей напряженности электрического поля в точке А1.
|
Что значит, на векторном языке найти
абсолютную величину результирующей напряженности электрического поля?
|
Найти длину результирующего вектора
|
Как находиться вектор напряженности электрического поля?
|
где О – точка, в которой помещен заряд, М-
точка, в которой создается электрическое поле.
|
В каких точках по условию задачи находятся
точечные заряды?
|
В точках А, В1, D1
|
В каждом случае вектор напряженности свой.
Найдем эти напряженности.
|
=
=
= =
|
Как найти вектор результирующей
напряженности в точке А1?
|
Как сумму напряженностей ,
=
=(=
|
Итак, мы свами рассмотрели решение двух
задач( из геометрии и из физики). Что общего модно сказать об этих задачах?
|
К решению этих задач был применен векторный метод
|
II. Операционно – познавательный этап
|
Учитель делит учеников на три группы. В
каждой группе ученики с разной степенью облученности.
Решите задачу (каждая группа решает свою
задачу).
|
|
Список задач по группам:
№1. Не параллельные отрезки АА1, ВВ1, СС1
параллельны плоскости α. Докажите, что отрезок ММ1, где М и М1
точки пересечения медиан треугольников АВС и А1В1С1 так
же параллельны плоскости α.
№2. Докажите, что три отрезка, соединяющие середины боковых
ребер тетраэдра с серединами противоположных сторон основания, проходят через
точку и делятся ею пополам.
№3. Дан параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Точки P и Q центры граней A1B1C1D1 и BB1C1C, точка М принадлежит ребру В1С1 и В1М:МС1=
2:1. Докажите, что точка М принадлежит плоскости АРQ.
Ученики в группах в течении 10 минут обсуждают решение задачи,
производят его оформление у себя в тетрадях. Один человек у доски записывает
и объясняет решение , остальные ученики кратко фиксируют план решения. После
каждой задачи всем классом обсуждаются полученные итоги задачи, а участники
группы комментируют затруднения, возникшие в процессе её решения.
|
|
|
|
1. Выберем в плоскости α произвольные неколлинеарные векторы и
2. АА1 ║α => 1= х+у
BB1 ║α => 1=х+у
CC1 ║α => 1=х+у
х,х1,х2
и у,у1,у2 попарно различны, так как АА1,ВВ1,СС1
попарно не параллельны
3. М – центроид ΔАВС =>
М1 – центроид ΔА1В1С1
=>
4.
=
5.
==>MM1║α
Ч.т.д.
|
Итак, какаго было требование задачи?
|
Доказать параллельность отрезка плоскости
|
Что для этого потребовалось установить?
|
Вектор разложить по некоторым векторам плоскости α
|
На каком теоретическом факте основано решение данной задачи?
|
На критерии компланарности трех векторов
|
Какие геометрические соотношения интерпретировались на
«векторный язык» в процессе решения?
|
Параллельность прямой и плоскости и точка пресечения медиан
треугольника
|
Какой тип задач, к решению которых может быть применен векторный
метод, вы можете выделить в данный случай?
|
Установить параллельность прямой и плоскости
|
Верно. Обратимся к решению второй задачи.
|
|
|
1.
Пусть О1-середина
отрезка МS=>=(
M-середина AB=>=(
S- середина DC=>=
()+)=
2.
Пусть О2 середины
LK =>
,
3. Пусть О3-середины PN. Аналогично получаем,
Из 1,2,3 имеем =
Ч.т.д.
|
К какому типу задач вы можете отнести рассмотренную сейчас
задачу?
|
Доказательство того, что три прямые пересекаются в одной точке.
|
Верно. На каких теоретических фактах основано доказательство?
|
На формуле середины отрезка, теоремы о единстве разложения
вектора по трем некомпланарным векторам, лемме о коллинеарных векторах.
|
Будет ли иметь место доказанный факт для правильного тетраэдра?
|
Да. Данное утверждение доказано для произвольной треугольной
пирамиды.
|
Перейдем к решению последней задачи.
|
|
|
1. Пусть векторы
Тогда ,,
Для этого необходимо,
чтобы система была совместна.
=>x= y=
Значит,
Ч.т.д.
|
Итак, что необходимо было установить в задаче?
|
Принадлежность точки плоскости
|
Какие теоретические факты были положены в основу доказательства?
|
Критерий компланарности векторов, теорема о единственности
разложения вектора по трем некомпланарным
|
Попробуйте изменить требование задачи так, чтобы решение
осталось неизменным
|
Доказать, что точки A,P,Q,M лежат в одной плоскости.
|
Итак, сделайте выводы, задачи какого ещё типа можно эффективно
решить, используя векторный метод?
|
Доказательство принадлежности точки плоскости, четырех точек
одной плоскости.
|
Рассмотрим другой способ решения данной задачи (конструктивный).
Что необходимо построить для доказательства принадлежности точки М плоскости
(APQ)?
|
Сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1плоскостью (APQ).
|
Какую часть сечения необходимо показать на рисунке, учитывая
условия задач?
|
Линию пересечения плоскостей (APQ) и (A1B1C1)
|
Верно. Для этого необходимо построить вспомогательную плоскость
А1АQ. Она пересекает плоскость (A1B1C1) по прямой А1Q1, где Q1В1С1, QQ1║AA1.
(Учитель выполняет построение на доске, комментирует, записывает
этапы построения).
Какого взаимное расположение прямых A1Q1 и AQ?
|
Они пересекаются, так как лежат в одной плоскости и не являются
параллельными.
|
Как в таком случае построить точку пересечения таких прямых?
|
Выполняется построение
|
Пусть A1Q1 и AQ пересекаются в точке Х. Что вы можете сказать о принадлежности
точки Х плоскостям (APQ) и (A1B1C1)?
|
Х(APQ) и (A1B1C1), так как принадлежит
лежащим в них прямым A1Q1 и AQ.
|
Итак, Х- общая точка плоскостей (APQ) и (A1B1C1). Какая ещё точка,
отмеченная на рисунке, принадлежит этим плоскостям?
|
Точка Р
|
Постройте линию пересечения этих плоскостей
|
Выполняют построения.
|
Пусть (APQ) пересекает В1С1 в точке М1, а
А1D1 в точке Х1.
Что нам необходимо установить, чтобы доказать принадлежность точки М
плоскости сечения?
|
Что точки М и М1 совпадают.
|
Как это можно проверить?
|
Необходимо проверить выполнимость условия B1М1:М1С1=2:1
|
Начинаем оформлять задачу. Этапы построения сечения были записаны
ранее)
1. (АА1Q):Q1B1C1, QQ1║AA1
2.
X :{X}=(AD)∩(A1Q1)
3.
XP-
линия пересечения плоскостей (APQ) и (A1B1C1)
4.
(XP)∩( B1C1)={M1}, (XP)∩( A1D1)={X1}
5.
Q1M1- средняя линия A1XX1
Q1-середина В1С1,
Q1M1║A1X1
=> Q1M1= A1X1
6. ΔA1XP=ΔM1C1P
=>M1C1=A1X1=2Q1M1
7. Q1-середина В1С1=> M1C1= B1C1 или В1М1:
M1C1=2:1
Это значит, что М=М1=>(APQ)
Ч.т.д.
|
Сравним два метода решения одной задачи. Какой вам показался
более простым? Почему?
|
Векторный метод, так как он является более рациональным
|
Что можно сказать о необходимости выполнения рисунка в том и
другом случае?
|
При конструктивном методе решения рисунок необходим, так как на
нем производятся дополнительные построения, необходимые в процессе решения.
При решении задач векторным методом рисунок играет вспомогательную роль.
|
Как мы строим процесс решения задач векторным методом?
|
Опираясь на алгоритм решения задач векторным методом.
|
Верно. Поэтому
применение векторного метода при решении задач дает некий ориентир решаемому,
в то время как конструктивный метод требует более трудоемкой работы на этапе
поиска решения.
|
|
III.Рефлексивно-оценочный этап
|
Итак,
сформулируйте, какими
основными преимуществами обладает векторный метод решения геометрических
задач по сравнению с геометрическим?
|
Векторный метод имеет алгоритм решения задач, позволяет избежать
дополнительных построений.
|
А что вы можете отнести к его
недостаткам?
|
Векторный метод не является универсальным
методом решения геометрических задач.
|
Верно, далеко не любую задачу можно решить,
используя векторный метод. К каким-то классам задач векторный метод либо вовсе неприменим, либо является малоэффективным.
Мы с вами на протяжении
нескольких уроков выделяли типы
задач, к которым может быть
применен векторный метод,
составляли систематизирующую
таблицу (приложение 1). Какие классы задач
нами были рассмотрены?
|
Доказательство параллельности
прямых; трех прямых и плоскости, прямой и
плоскости.
Доказательство принадлежности трех точек
одной прямой, 4-х точек одной плоскости.
Доказательство того, что три прямые
пересекаются в единственной точке. Вычисление отношения, в котором данная
точка делит исходный отрезок
|
Решение этих задач опирается на аффинные
операции над векторами (сложение векторов, умножение вектора на число) и их
свойства. Пока мы не можем с помощью векторов решать метрические задачи (на
нахождение длины отрезков, величины углов и т.д.) Для этого нужно изучить
новую операцию над векторами (скалярное произведение). Её мы изучим в 11
классе.
|
|
А пока попробуйте сформулировать вывод,
почему нам необходимо изучать векторы и векторный метод решения
геометрических задач?
|
Ответы учеников
|
Д/з №397, 399(Выписать в таблицу новый тип
задач)
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.