Инфоурок Математика КонспектыПрименение векторов к решению геометрических задач

Применение векторов к решению геометрических задач

Скачать материал

Уроки № 9-10 по теме «Векторы в пространстве» (2ч.)

Тема урока: «Применение векторов к решению геометрических задач»

Тип урока: урок решения задач

Форма проведения урока: урок-практикум

Учебные задачи урока:

1.    Формировать у учащихся умение применять векторный метод при решении содержательных задач.

2.          Выявить совместно с учащимися типы аффинных задач, решаемых с помощью векторов.

3.         Выявить совместно с учащимися преимущества векторного метода.
Диагностируемые цели:

После урока ученик

3нает

-типы аффинных задач, решаемых с помощью векторов;

-основные преимущества векторного метода решения геометрических задач перед конструктивными методами.

Умеет- применять векторный метод к решению содержательных задач

Понимает   важность изучаемой темы.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.                   Мотивационно-ориентировочный этап.

(Вызывается ученик для проверки домашнего задания. Пока ученик готовиться, учитель проводит устный опрос)

Какова была тема нашего прошлого урока?

Применение вектора к решению задач

Какие  типы   задач   можно  попытаться решить, используя векторы?

Доказательство   параллельности   прямых.

 

Какие факты используются при доказательстве?

Определение равных векторов, критерий   коллинеарности   2-х   ненулевых векторов

Сформулируйте критерий коллинеарности двух векторов

 коллинеарны,ó

В каких ещё задачах, рассмотренных нами, используется критерий коллинеарности векторов?

Доказательство принадлежности точек прямой; вычисление отношений длин отрезков, на которые делит точка данный отрезок

Какие типы задач мы ещё рассматривали?

Доказательство параллельности трех прямых данной плоскости

Что для этого необходимо установить?

Что направляющие векторы этих прямых компланарны

Сформулируйте критерий компланарности трех векторов

компланарны

Теперь проверим решение домашней задачи

 

Доказательство:

1.     М – центроид ΔАВС =>

М1 – центроид ΔА1В1С1 =>

М2 – центроид ΔА2В2С2 =>

2.      

3.       A – середина A1A2 =>

B – середина B1B2 =>

C – середина C1C2 =>

(

=

Значит, тоски М, М1, М2 лежат на одной прямой (по определению коллинеарных векторов, критерию коллинеарности двух ненулевых векторов).

В ходе проверки домашнего задания повторяются этапы решения задач векторным методом, выясняется тип данной задачи (известный учащимся), теоретический базис решения.

Перейдем к решению задачи №390

 

Дан прямоугольный параллелепипед АВСDA1B1C1D1, в котором АВ=АD=a, АА1=2а. В вершинах В1 и D1 помещены заряды q, а в вершине А – заряд 2q. Найдите абсолютную величину результирующей напряженности электрического поля в точке А1.

Что значит, на векторном языке найти абсолютную величину результирующей напряженности электрического поля?

Найти длину результирующего вектора

Как находиться вектор  напряженности электрического поля?

  где О – точка, в которой помещен заряд, М- точка, в которой создается электрическое поле.

В каких точках по условию задачи находятся точечные заряды?

В точках А, В1, D1

В каждом случае вектор напряженности  свой. Найдем эти напряженности.

= 

= 

= =

Как найти вектор результирующей напряженности в точке А1?

Как сумму напряженностей ,

  =

=(=

Итак, мы свами рассмотрели решение двух задач( из геометрии и из физики). Что общего модно сказать об этих задачах?

К решению этих задач был применен векторный метод

II.   Операционно – познавательный этап

Учитель делит учеников на три группы. В каждой группе ученики с разной степенью облученности.

Решите задачу (каждая группа решает свою задачу).

 

Список задач по группам:

№1. Не параллельные отрезки АА1, ВВ1, СС1 параллельны плоскости α. Докажите, что отрезок ММ1, где М и М1 точки пересечения медиан треугольников АВС и А1В1С1 так же параллельны плоскости α.

№2. Докажите, что три отрезка, соединяющие середины боковых ребер тетраэдра с серединами противоположных сторон основания, проходят через точку и делятся ею пополам.

№3. Дан параллелепипед АВСDA1B1C1D1. Точки P и Q центры граней A1B1C1D1 и BB1C1C, точка М принадлежит ребру В1С1 и В1М:МС1= 2:1. Докажите, что точка М принадлежит плоскости АРQ.

Ученики в группах в течении 10 минут обсуждают решение задачи, производят его оформление у себя в тетрадях. Один человек у доски записывает и объясняет решение , остальные ученики кратко фиксируют план решения. После каждой задачи всем классом обсуждаются полученные итоги задачи, а участники группы комментируют затруднения, возникшие в процессе её решения.

 

 

1.     Выберем в плоскости α произвольные неколлинеарные векторы и

2.     АА1 ║α => 1= х

BB1 ║α => 1=х

CC1 ║α => 1=х

х,х12 и у,у12 попарно различны, так как АА1,ВВ1,СС1 попарно не параллельны

3.     М – центроид ΔАВС =>

М1 – центроид ΔА1В1С1 =>

4.    

=

5.     ==>MM1║α

Ч.т.д.

Итак, какаго было требование задачи?

Доказать параллельность отрезка плоскости

Что для этого потребовалось установить?

Вектор  разложить по некоторым векторам плоскости α

На каком теоретическом факте основано решение данной задачи?

На критерии компланарности трех векторов

Какие геометрические соотношения интерпретировались на «векторный язык» в процессе решения?

Параллельность прямой и плоскости и точка пресечения медиан треугольника

Какой тип задач, к решению которых может быть применен векторный метод, вы можете выделить в данный случай?

Установить параллельность прямой и плоскости

Верно. Обратимся к решению второй задачи.

 

1.     Пусть О1-середина отрезка МS=>=(

M-середина AB=>=(

S- середина DC=>=

()+)=

2.     Пусть О2 середины LK =>

,

3.     Пусть О3-середины PN. Аналогично получаем,

Из 1,2,3 имеем =

Ч.т.д.

К какому типу задач вы можете отнести рассмотренную сейчас задачу?

Доказательство того, что три прямые пересекаются в одной точке.

Верно. На каких теоретических фактах основано доказательство?

На формуле середины отрезка, теоремы о единстве разложения вектора по трем некомпланарным векторам, лемме о коллинеарных векторах.

Будет ли иметь место доказанный факт для правильного тетраэдра?

Да. Данное утверждение доказано для произвольной треугольной пирамиды.

Перейдем к решению последней задачи.

 

1.     Пусть векторы  

Тогда ,,

Для этого необходимо, чтобы система была совместна.

=>x=  y=

Значит,

Ч.т.д.

Итак, что необходимо было установить в задаче?

Принадлежность точки плоскости

Какие теоретические факты были положены в основу доказательства?

Критерий компланарности векторов, теорема о единственности разложения вектора по трем некомпланарным

Попробуйте изменить требование задачи так, чтобы решение осталось неизменным

Доказать, что точки A,P,Q,M лежат в одной плоскости.

Итак, сделайте выводы, задачи какого ещё типа можно эффективно решить, используя векторный метод?

Доказательство принадлежности точки плоскости, четырех точек одной плоскости.

Рассмотрим другой способ решения данной задачи (конструктивный). Что необходимо построить для доказательства принадлежности точки М плоскости (APQ)?

Сечение параллелепипеда ABCDA1B1C1D1плоскостью (APQ).

Какую часть сечения необходимо показать на рисунке, учитывая условия задач?

Линию пересечения плоскостей (APQ)  и (A1B1C1)

Верно. Для этого необходимо построить вспомогательную плоскость А1АQ.  Она пересекает плоскость (A1B1C1) по прямой А1Q1, где Q1В1С1, QQ1AA1.

(Учитель выполняет построение на доске, комментирует, записывает этапы построения).

Какого взаимное расположение прямых A1Q1 и AQ?

Они пересекаются, так как лежат в одной плоскости и не являются параллельными.

Как в таком случае построить точку пересечения таких прямых?

Выполняется построение

Пусть A1Q1 и AQ пересекаются в точке Х. Что вы можете сказать о принадлежности точки Х плоскостям (APQ) и (A1B1C1)?

Х(APQ) и (A1B1C1), так как принадлежит лежащим в них прямым A1Q1 и AQ.

Итак, Х- общая точка плоскостей (APQ) и (A1B1C1). Какая ещё точка, отмеченная на рисунке, принадлежит этим плоскостям?

 

Точка Р

Постройте линию пересечения этих плоскостей

Выполняют построения.

Пусть (APQ) пересекает В1С1 в точке М1, а А1D1 в точке Х1. Что нам необходимо установить, чтобы доказать принадлежность точки М плоскости сечения?

Что точки М и М1 совпадают.

Как это можно проверить?

Необходимо проверить выполнимость условия B1М11С1=2:1

Начинаем оформлять задачу. Этапы построения сечения были записаны ранее)

1.      (АА1Q):Q1B1C1, QQ1AA1

2.      X :{X}=(AD)∩(A1Q1)

3.      XP- линия пересечения плоскостей (APQ) и (A1B1C1)

4.      (XP)∩( B1C1)={M1}, (XP)∩( A1D1)={X1}

5.      Q1M1- средняя линия A1XX1

Q1-середина В1С1, Q1M1A1X1

=> Q1M1= A1X1

6. ΔA1XP=ΔM1C1P =>M1C1=A1X1=2Q1M1

7. Q1-середина В1С1=> M1C1= B1C1 или В1М1: M1C1=2:1

Это значит, что М=М1=>(APQ)

Ч.т.д.

Сравним два метода решения одной задачи. Какой вам показался более простым? Почему?

Векторный метод, так как он является более рациональным

Что можно сказать о необходимости выполнения рисунка в том и другом случае?

При конструктивном методе решения рисунок необходим, так как на нем производятся дополнительные построения, необходимые в процессе решения. При решении задач векторным методом рисунок играет вспомогательную роль.

Как мы строим процесс решения задач векторным методом?

Опираясь на алгоритм решения задач векторным методом.

Верно. Поэтому применение векторного метода при решении задач дает некий ориентир решаемому, в то время как конструктивный метод требует более трудоемкой работы на этапе поиска решения.

 

III.Рефлексивно-оценочный этап

Итак,      сформулируйте,      какими
основными преимуществами обладает векторный метод решения геометрических задач по сравнению с геометрическим?

Векторный метод имеет алгоритм решения задач, позволяет избежать дополнительных построений.

А   что   вы   можете   отнести   к   его недостаткам?

 

Векторный метод не является универсальным методом решения геометрических задач.

Верно, далеко не любую задачу можно решить, используя векторный метод.   К   каким-то   классам   задач векторный метод либо вовсе неприменим, либо является малоэффективным.
Мы с вами на протяжении
нескольких уроков выделяли типы
задач, к которым может быть
применен векторный метод,
составляли систематизирующую

таблицу (приложение 1). Какие классы задач нами были рассмотрены?

Доказательство параллельности

прямых; трех прямых  и  плоскости, прямой и плоскости.

Доказательство принадлежности трех точек одной прямой, 4-х точек одной плоскости.

Доказательство того, что три прямые пересекаются в единственной точке. Вычисление  отношения, в   котором данная точка делит    исходный отрезок

Решение этих задач опирается на аффинные операции над векторами (сложение векторов, умножение вектора на число) и их свойства. Пока мы не можем с помощью векторов решать метрические задачи (на нахождение длины отрезков, величины углов и т.д.) Для этого нужно изучить новую операцию над векторами (скалярное произведение). Её мы изучим в 11 классе.

 

А пока попробуйте сформулировать вывод, почему нам необходимо изучать векторы и векторный метод решения геометрических задач?

 Ответы учеников

Д/з №397, 399(Выписать в таблицу новый тип задач)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Применение векторов к решению геометрических задач"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Применение векторов к решению геометрических задач»Тип урока: урок решения задачФорма проведения урока: урок-практикумУчебные задачи урока:1.Формировать у учащихся умение применять векторный метод при решении содержательных задач.2.Выявить совместно с учащимися типы аффинных задач, решаемых с помощью векторов.3.Выявить совместно с учащимися преимущества векторного метода. Диагностируемые цели:После урока ученик3нает-типы аффинных задач, решаемых с помощью векторов;-основные преимущества векторного метода решения геометрических задач перед конструктивными методами.Умеет- применять векторный метод к решению содержательных задачПонимаетважность изучаемой темы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.05.2020 415
    • DOCX 9.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Купташкина Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Купташкина Ирина Владимировна
    Купташкина Ирина Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85076
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 821 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Эффективные практики по работе с тревожностью

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 112 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 63 человека