ПРИМЕНЕНИЕ
МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Кейсовые технологии
получили широкое применение в образовательной среде. Эту методику успешно
применяют в качестве тренинговой как в высшей школе, так и в средней. Кейс - стади
позволяет закрепить полученные на занятиях знания в конкретных игровых
ситуациях, активизируют учебный процесс. Как отмечает Панфилова А.П., большими
возможностями обладают ситуации (кейсы), которые содержат в себе проблему. В
кейсах используются ситуации – иллюстрации, ситуации – оценки, ситуации –
упражнения.
На уроках математики в средней школе эффективно применяются ситуации – иллюстрации
и ситуации – упражнения.
Пример
Тема: «Сложение и вычитание» (6 класс)
Цель и задачи:
формировать навык устных вычислений, обобщить и систематизировать знания и
умения учащихся по теме, развивать у детей уверенность в своих силах и
воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
Разминочные упражнения. Великий
греческий математик Пифагор имел к числам особенное отношение, присваивал
каждому числу какой-либо символ, например, «5» - символ цвета, «6» - холода,
«7» обозначало разум и здоровье, «8» - любовь и дружбу. Именно Пифагор разделил
все числа на четные и нечетные.
Далее
дается занимательная задача: «А сейчас вы попробуйте повторить открытие,
сделанное Пифагором. Для этого запишите все нечетные числа от 1 до 19
(1,3,5,7,9,11,13,15,17,19). Найдите сумму первых двух, потом первых трех, затем
четырех и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал
Пифагор (4,9,16,25,36,49,64,100!)?
С
давних времен разные растения, деревья и кустарники люди наделяли определенной
символикой. Так, например, лавр символизирует славу, олива – мир, береза – грацию.
После
этого выполняются вычисления с определением соответствия чисел и растений. По
совпадающим ответам выясняем, какие деревья символами каких качеств являются:
Лиственница
-2,6 + (-0,42) = ?
|
Щедрость
-3,2 + 10 = ?
|
|
|
Сосна
-0,25 + 18 = ?
|
Смелость
0,98 – 4 = ?
|
|
|
Грецкий орех
- 7,5 + 1,8 = ?
|
Верность
- 0,25 + 2,5 + 15,5 = ?
|
|
|
Рябина
8,5 – 10 = ?
|
Благоразумие
-0,75 + (-0,75)
|
|
|
Апельсин
-3,4 – 2,2 + 5,6 = ?
|
Стойкость
-2,2 – 1,6 = ?
|
|
|
Вишня
-4 +0,2 = ?
|
|
|
|
Ключ:
лиственница – смелость, сосна – верность, рябина – благоразумие, апельсин –
щедрость, вишня – стойкость.
Оставшееся
дерево (грецкий орех) символизирует хитрость.
Использование метода деловой игры.
Игра
в качестве средства обучения и воспитания детей используется давно. В настоящее
время деловая игра используется в учебном процессе в качестве одного из методов
активного обучения. В деловой игре обучение происходит в процессе совместной
деятельности. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в
соответствии со своей ролью и функцией.
Пример
Тема: «Проценты» (5 класс)
Цель и задачи: формировать
навыки решения задач на проценты; воспитание умения объективной оценки труда
своих товарищей.
Примерный
сценарий деловой игры: в витрине магазина «Детский мир» повесили объявление;
«Предпраздничная распродажа! Цены снижены на 30%, 50%, 70%». Действующие лица:
директор магазина (1 ученик), продавцы (2 ученика), кассиры (2 ученика),
покупатели (остальные ученики в классе). На распродаже продаются мягкие игрушки
(Мишка, Кот Матроскин, Дельфин или Бегемот).
Чтобы
приобрести товар, покупатели решают задачи и выясняют изменения в ценниках на
товары. Продавцы контролируют ход игры, при необходимости помогают в выборе
товара. Кассиры убеждаются в правильности решения задач. Директор магазина
осуществляет решение задач при наличии конфликтных ситуаций. Вся игровая
деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры,
включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.