Министерство
образования и науки
Донецкой
Народной Республики
Учреждение
дополнительного образования
«Донецкая
Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»
Отделение:
математика
Секция:
прикладная математика
ПРИМЕНЕНИЕ
МАТЕМАТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Работу выполнила:
Манойло Татьяна
ученица 9-А класса
МОУ «Школа №80 г.
Донецка»
Научный
руководитель:
Архипцева
Валентина
Александровна
Донецк-2018
Содержание
Введение..................................................................3
I.
Задача 1
II.
Задача 2
III.
Задача 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы:
Если внимательно посмотреть по сторонам, роль
математики в жизни человека становится очевидной. Данная дисциплина в нашей
жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации
полученных знаний, мы используем её ежедневно. Человечество нуждается в
математике, так как царица наук развивает в каждом из нас способности понимать
смысл поставленной перед нами задачи, умение правильно, логично рассуждать, а
также она очень нужна для интеллектуального развития личности. Без
математических методов не обходится не только электроника, механика, но и
медицина, экология, психология, история и другие науки. В наше время бесконечно
нарастают открытия научно - технического прогресса. Поэтому в данный момент
очень велика потребность в умных, активных, толковых, знающих своё дело
специалистах в той или иной сфере деятельности.
Цель работы:
Выявить степень влияния математики для решения
практических задач из различных областей в повседневной жизни; рассмотреть
различные способы решения таких задач.
Задача 1. Задача про фазанов и кроликов
В клетке находятся фазаны и кролики. Известно,
что у них 35 голов и 94 ноги. Узнайте число фазанов и число кроликов.
Арифметический способ решения задачи
1) Представим, что на верх клетки, в которых
сидят фазаны и кролики, положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки,
чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле?
35*2=70 (ног)
2) Но в условии даны 94 ноги. Где же остальные?
Остальные не посчитаны-это передние лапки кроликов. Сколько их?
94-70=24 (лапки)
3) Сколько же кроликов?
24:2=12 (кроликов)
4)А сколько фазанов?
35-12=23 (фазана)
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке
Решение задачи с помощью уравнений
Первый способ
Пусть х фазанов в клетке. Тогда кроликов в клетке
35-х. Всего у фазанов 2х ног, а у кроликов 4*(35-х) ног. Зная, что всего у них
94 ноги составим уравнение:
2х+4*(35-х)=94
2х+14-4х=94
2х=46
Х=23
23 фазана в клетке
2) 35-23=12 (кроликов) в клетке
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке.
Второй способ
Пусть х кроликов в клетке. Тогда фазанов в клетке
35-х. Всего у фазанов 2(35-х) ног, а у кроликов 4х ног. Зная, что всего у них
94 ноги составим уравнение:
4х+2*(35-х)=94
2х+70=94
2х=24
Х=12
12 кроликов в клетке
2) 35-12=23 (фазана) в клетке
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке.
Третий способ
Пусть у фазанов х ног, тогда у кроликов 94-х ног.
Т.к. У каждого фазана по 2 ноги, то у х фазанов х:2 ног, а у кроликов по 4
ноги, значит (94-х):4. Зная, что в клетке всего 35 фазанов и кроликов составим
уравнение:
Х:2+(94-х):4=35|*4
2х+94-х=140
Х=140-94
Х=46 (ног)
46 ног у фазанов
2) 46:2=23 (фазана) в клетке
3) 35-23=12 (кроликов) в клетке
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке
Четвертый способ
Пусть у кроликов х ног, тогда у фазанов 94-х ног.
Т.к. у каждого фазана по 2 ноги, то у (94-х) фазанов (94-х):2 ног, а у кроликов
по 4 ноги, значит их х:4. Зная, что в клетке всего 35 фазанов и кроликов
составим уравнение:
Х:4+(94-х):2=35|*4
Х+188-2х=140
Х=48 (ног)
48 ног у кроликов
2) 48:4=12(кроликов) в клетке.
3)35-12=23(фазана)в клетке.
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке.
Решение задачи с помощью системы уравнений
Пусть x кроликов и y фазанов было в клетке. Зная,
что их всего 35, составим первое уравнение системы: x+y=35
Зная, что у каждого кролика 4 ноги, а у каждого
фазана 2ноги, а всего их 94, составим второе уравнение системы: 4x+2y=94
Объединим уравнения в систему и решим её:
х+у=35
4х+2у=94
х=35-у
4(35-у)+2у=94
х=35-у
140-4у+2у=94
х=35-у
-2у=94-140
х=35-у
-2у=-46
х=35-у
у=23
х=12
у=23
Ответ: 23 фазана и 12 кроликов в клетке.
Задача 2.
К материальной точке приложены силы 23 Н и 50 Н. Угол между силами
равен 47°. Найдите равнодействующую этих сил.
M
Дано:
F1 F1=23 Н
A F2 F2=50 Н
C AMC=47°
R Найти:
R
B
Решение
Рассмотрим AMB:
AM=23Н, по свойствам параллелограмма:
AM=MC=50 Н
BAM=180°-47°=133°
Итак, по тореме косинусов:
BM2=AM2+AB2-2AM*AB*cos
MAB
BM2=232+502-2*23*50*cos133°
BM2=529+2500+2300cos47°
BM2=3029+2300*0,
6820
BM2≈4597,6
BM≈67,81 Н, то есть R=67,
81 Н.
Ответ: 67,81 Н.
Задача 3.
На Ленинском проспекте, как вы знаете, очень большое движение
транспорта. Поэтому выбрали пункт С на остановке трамвая «Цирк». Некоторые
расстояния были уже известны. Расстояние от трамвайной остановки до входа в
подземный переход PC=10 м, расстояние от трамвайной остановки до троллейбусной CT=8 м.
Измеряли угол между направлениями PCT=105°. Как вычислить ширину проспекта?
Начертим схему
P
T
105
C
Найти длину стороны треугольника с
известными двумя сторонами можно с помощью теоремы косинусов
PT2=PC2+CT2-2*PC*CT*cos
PCT
PT2=100+64-2*10*8*cos105°
PT2=100+64+2*10*8*cos75°
PT2=164+160*0,2588
PT2=164+41,408
PT2=205,41
PT=14,33 (м)
Ответ: 14,33 м.
Задача 4.
Как найти массу
сосновой доски размером 8х0.3х0.04 м, не учитывая ее вес?
Найдем массу,
используя формулу для плотности p
= , m=
p*V;
Объем
прямоугольного параллелепипеда равен V
= a*b*c
т.е. а =8м, b=0.3м, с=0,04м. V=
8*0,3*0,04= 0,096 м3.
Теперь находим
плотность в таблице плотности вещества, находим сухую сосну 520 . m=520*0,096=49,92=50кг.
Ответ:50 кг.
Задача 5.
Какова масса
золота в золотом кольце 585 пробы массой 4,2 г?
585 проба= 58,5%
4,2*58,5/100=2,457г
Ответ: 2, 457г.
Задача 6.
Vкуба=a3
Vшара=4PR3/3
R=a/2
Vшара=4Pa3/8*3 = Pa3/6=a3*0,52
Обьем вписанного шара это 52% от обьема куба.
Значит,52% сточили.
Ответ:52%
Задача 7.
Нужно оклеить
обоями комнату размером 5х4х3 м. Площадь окон и дверей составляет 20% всей
площади стен. Сколько нужно рулонов обоев для оклейки, если в рулоне 9 м и
ширина 500мм?
Решение
S=3*5*2+3*4*2+5*4*2=30+24+40=94
(см2)
S=94*0,2=18,8 (см2)
S=94-18,8=75,2 (см2)
500 мм=0,5 м
9*0,5=4,5 (м2)
75,2:4,5=16,7≈17(рулонов)
Ответ:17 рулонов
Задача 8.
В 2000 году доходы
украинского населения разделялись таким способом: оплата работы и доходы от предпринимательской
деятельности-49%, поступление от продажи товаров собственного хозяйства-5%,
пенсии, социальные пособия-21%, другое-25%. Построить круговую диаграмму и
провести анализ приведенных данных.
Задача 9.
Сосновая колода
длиной 4м имеет в обхвате 0,65м. Вычислить её объем и массу (плотность сосны-0,31*103
кг/м3)
Решение
V=S*h
m= ρ*V
m=0,65*0,31*103=2,015≈2
(кг)
V=
ВЫВОДЫ
Вывод:
В заключение можно сказать, что роль практических
задач огромна. Такие задачи должны занимать главное место в процессе обучения
математики. Необходимо постоянно тренироваться в умении использовать полученные
математические знания в реальной жизни, на каждом уроке. Благодаря практическим
задачам у обучающихся повышается активная деятельность, улучшаются мыслительные
операции, происходит прочное усвоение математических знаний, формируются
математические навыки. Они развивают логическое, познавательное мышление; учат
самостоятельно принимать решение и видеть значимость изучения математики в
целом.
В данной работе было раскрыто понятие задачи с
практическим содержанием, была исследована методика решения таких задач
(рассмотрены необходимые умения для решения данных задач, их цель, особенность
процесса решения, этапы решения практических задач на конкретном примере). Была
определена роль и место таких задач в процессе обучения математике. Тем самым
цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.
Как сказал Лобачевский Николай Иванович:
«Математике должны учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь
приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни».
Если вы хотите научиться решать практические
задачи – решайте их!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.