Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Музыка / Применение информационных компьютерных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Применение информационных компьютерных технологий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Применение информационных компьютерных технологий

в музыкальном развитии детей дошкольного возраста


Подготовила : музыкальный руководитель Александрова И. А.


В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Компьютер вводится в систему дидактических средств как игровое, практическое пособие в специально организованном обучении, совместной деятельности и индивидуальной работе педагога с детьми.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к музыке, их активность, а, следовательно, и улучшить качество образования дошкольников в эстетическом воспитании. Занятия с компьютером интегрируются с эстетическим разделом программы «Истоки» под ред. Парамоновой Л. А., реализуемой дошкольным учреждением, которые решают традиционные задачи музыкально-педагогической деятельности и способствуют развитию самостоятельности музыкально-познавательной деятельности дошкольников.

Преимуществами использования информационно-компьютерных технологии в воспитательно-образовательном процессе перед традиционным обучением являются:

Расширение возможностей информационных технологий значительно предъявления учебной информации.

Применение цвета, графики, звука, всех современных средств современной техники воссоздают реальную обстановку действительности.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию дошкольников к обучению.

Информационные компьютерные технологии вовлекают детей в образовательный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Использование на музыкальных занятиях презентаций, созданных музыкальным руководителем при помощи программ Microsoft PowerPoint, Coffee Cup Gif Animator, Adobe Photoshop CS, Adobe Flash Player, открывает перед ребенком мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, таких, как:

«Времена года» П. И. Чайковского,

«Лебединое озеро» П. И. Чайковского,

«Детский альбом» П. И. Чайковского,

«Спящая красавица» П. И. Чайковского,

«Петя и волк» С. С. Прокофьева,

«Времена года в музыке Антонио Вивальди»

«Звучащие картины»,

«Балет»

делает возможным проведение тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами.

Презентации содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки, предлагают прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

В специально организованном обучении с использованием компьютера дети знакомятся с изобразительностью музыки по таким темам, как:

«Природа в музыке»

Презентации «Времена года» П. И. Чайковского, «Детский альбом» П. И. Чайковского углубляют представления об изобразительных возможностях музыки, развивают эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и искусстве, сопоставляя образы природы, выраженные разными видами искусства.

«Сказка в музыке»

Презентация «Сказка в музыке» развивает представления о связи музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки; музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.


«Настроения и чувства в музыке»

Презентации «Шутка в музыке» Д. Б. Кабалевского, по «Детскому альбому» П. И. Чайковского дают представление о том, что музыка выражает чувства, настроения, переживания человека.

«Музыкальные инструменты»

Презентации «Петя и волк» С. С. Прокофьева, «Музыка, 1 часть», «Музыкальная шкатулка», «Звучащие картины» расширяют представление об изобразительных возможностях музыки, ее возможностях передавать голоса птиц и животных, подражать тембрам музыкальных инструментов; расширяют представления о музыкальных инструментах их выразительных возможностях.

«Песня, танец, марш»

Презентация «Музыка, 2 часть» знакомит с основными жанрами музыки, их характерными особенностями.

Презентация «Балет. Хореографы и танцоры» знакомит с жанром балета.

Певческая деятельность - самый общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может каждый ребенок за небольшим исключением. Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, познанию красоты и законов музыкального искусства.

Использование видео-звукоряда, наряду с фортепианным сопровождением, поддерживает у детей интерес к исполнению песен.

Презентации - караоке «Два веселых гуся», «Как Львенок и черепаха пели песенку», «Песня про хомячка», «Мы запели песенку», «Улыбка», «Цыплята», «Песенка Фунтика», «Песенка о зверятах», «В траве сидел кузнечик», «Песенка про Чебурашку», «Облака, белогривые лошадки», «Буратино», «Антошка», «Песенка крокодила Гены» пробуждают творчество и выявляют таланты. Готовое сопровождение к песням способствует значительному расширению круга исполняемых произведений и более интенсивному формированию музыкальных вкусов и их исполнительских способностей. Дети имеют возможность показать себя с лучшей стороны и чувствовать себя настоящими артистами.

Игра – это не только основной вид деятельности дошкольников, но одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, активизируют познавательную деятельность детей. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого материала, что улучшает его усвоение детьми с разноуровневой подготовкой. Интерактивные формы делают игру по-настоящему современной. Благодаря им дети могут в процессе игры управлять ее содержанием. В играх «Времена года», «Петя и волк», «Лебединое озеро», «Домик-крошечка», «Поможем Дюймовочке», «Удивительный светофор», «Три кита», «Лесенка», «Зайка», «Зайцы», «Цветик-семицветик», «Птичка и птенчики», «Солнышко», «Музыкальное окошко», «Курочка и петушок» дети, выбирая картинку или соответствующий правильному ответу триггер, узнают правильность своего выбора.

Дети у компьютера самостоятельно осуществляют свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учиться доводить начатое дело до конца, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, навык самоконтроля.

Музыкальная игра является естественным спутником ребенка, источником радостных эмоций и традиционным средством педагогики, важным фактором социализации личности. Они разработаны с учетом задач музыкально-ритмического воспитания и возраста детей.

Игры делятся на категории:

на развитие чувства ритма

на развитие звуковысотного слуха

на определение жанров музыки

на усвоение материала

на ознакомление с нотами.

Яркие, самобытные, сказочные персонажи игровых сценок дарят детям радость, незабываемые впечатления, приобщают их к произведениям фольклора, а взрослым – успешность и эффективность педагогического процесса, творческий импульс и фантазию.

В процессе индивидуальной работе с детьми компьютерные игры помогают закрепить их знания.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;

проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения.

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Применение информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе является одним из средств диагностики музыкального развития детей и качественно изменяет контроль за деятельностью воспитанников.

На протяжении последних трех лет по итогам диагностики уровня усвоения детьми знаний программного материала по музыкальному развитию выявлены следующие результаты.

Показатель уровня усвоения детьми программного материала



Положительная динамика усвоения материала программы по музыкальному развитию была достигнута благодаря планомерной, последовательной работе по созданию новой макро –, и микро предметной среды, содержащей наглядный, дидактический, информационный мультимедийный материал; использованию методов и приемов, содействующих формированию у детей активности в процессе музыкальной деятельности; обогащению музыкальными впечатлениями детей и созданию условий для проявления их творческой активности и самостоятельности.

Применение информационных компьютерных технологий также используются в различных направлениях: для автоматизации документов (отчеты, планы), для хранения различной информации (сценарии праздников, программы концертов, каталоги и картотеки CD и DV дисков), создание банка данных по воспитанникам (индивидуальная программа развития ребенка), ведение просветительской работы с родителями.

Для развивающего эффекта образовательного процесса педагогом были определены требования взаимодействия с семьей. Одной из главных функций сотрудничества является приобщение родителей к нормативным компонентам содержания музыкального развития детей, их информирование о задачах, содержании и методах эстетического развития. Положительно зарекомендовали себя мероприятия такие как «Вечера вопросов и ответов», «Родительские конференции», «Дни открытых дверей», «Тематические досуговые викторины». А анкетирование способствует приданию информационной среде музыкально - педагогического образования.

Несомненным достоинством накопленного опыта является наглядно - практическая подача познавательной информации развивающего характера с использованием информационных компьютерных технологий. Это мультимедийные презентации «Домашний концерт», «Зачем ребенку кукольный театр?», «В окружении звуков», «Растем и развиваемся с музыкой», «Советы тем, кто хочет научиться петь», «Времена года в цвете и звуке», «Тренируем слуховое внимание», «В гости к музыке», «Что такое музыкальность», «От природы музыкален каждый», «Памятки для родителей по разучиванию песен, слушанию музыки». Разнообразие используемых в практике форм пропаганды педагогических знаний – наиболее разработанное направление в практике сотрудничества педагога с родителями.

Расширение информационного поля путем использования Internet – технологий, предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о музыкальном развитии ребенка, расписании занятий, о проводимых музыкальных мероприятиях.

Кроме этого, сайт музыкального руководителя http://mbdouds122penza.ucoz.ru/index/muzykalnaja_stranichka/0-40 стал для родителей источником информации познавательного характера. Со страниц этого сайта родители могут получить информацию о музыке, как универсальном языке человечества.

Использование электронной почты ds122@sura.ru, как наиболее быстрого способа пересылки текстовых сообщений или файлов, позволяет оперативно информировать родителей о ходе музыкального развития каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать педагогу сведения, необходимые для воспитания каждого дошкольника.

Таким образом, оперативность в информировании родителей оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания дошкольников. Как правило, виртуальные контакты формируют неформальное общение родителей и музыкального руководителя, что способствует комплексности и взаимной связи воспитательных воздействий, реализуемых в детском саду и дома, и делает отношения более доверительными, позволяет вовлекать родителей в жизнь детского сада.


Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов дошкольных учреждений города и области предусматривает:

  1. Использование материалов, помещенных на личном сайте http://mbdouds122penza.ucoz.ru/index/muzykalnaja_stranichka/0-40 для подготовки к праздникам, развлечениям и другим мероприятиям; для работы с детьми, родителями, коллегами, для повышения профессиональной компетентности педагогов.

  2. Обобщение и распространение педагогического опыта на:

  • региональном форуме работников системы дошкольного образования «Дошкольное и предшкольное образование в XI веке» - 2009 г.;2013 г.

  • выставке «Город Мастеров» - ЦНТИ 2009 г (представление опыта работы и создание мультимедийной презентации);

  • августовском форуме педагогических работников города Пензы «Система образования г. Пензы на пути к новому качеству» - 2009 г.2013г.

3. Участие в профессиональных конкурсах разных уровней:

  • разработка сценария, постановка концертных номеров к городскому конкурсу «Воспитатель года» - 2005г; 2012 г.

  • постановка танца к конкурсу на кубок ГУО по аэробике - 2007 г.;

  • подготовка к конкурсу - «Пилотный детский сад»;

  • разработка сценария к конкурсу на лучшую организацию питания в ДОУ - 2007г.;

  • создание информационных стендов к городскому конкурсу «Наглядное информационное сопровождение родителей воспитанников ДОУ»-2007г.;

  • создание презентации к городскому конкурсу в «Кругу семьи» - 2009 г.;2012 г.

4. Повышение квалификации и профессиональной переподготовки:

  • участие в работе постоянно действующих курсов при Пензенском институте развития образования 2007г. – 2009 г.;

  • создание презентации для семинара для заведующих ДОУ города Пензы «Управление качеством воспитательно–образовательного процесса в ДОУ » - 2008 г.;

  • создание информационных мультимедийных материалов для педагогов, участвующих в научно – практических конференциях педагогических работников образовательных учреждений - 2008 – 2015г.;

  • аттестация на высшую квалификационную категорию- 2008 г.,2013

  • повышение квалификации - курсы ИПК и ПРО (ПИРО)– 2006 г., РЦИО ПГУ – 2008 г.,2013;2 016 г.

5. Награды: Почетная грамота Министерства образования Пензенской области; Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации.

Таким образом, к результативности музыкального развития дошкольников с применением информационных компьютерных технологий можно отнести:

положительную мотивацию на занятиях и в совместной

деятельности;

создание условий для получения образовательной информации из

различных источников;

обретение компьютерной грамотности;

  • умение разрабатывать современные дидактические материалы и

эффективное использование в образовательном процессе;

  • возможность организации промежуточного и итогового контроля

знаний с помощью компьютерных разработок.

Применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможно и необходимо в музыкальном развитии детей, как средство обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса, которое в перспективе предусматривает:

  1. продолжение повышения профессиональной компетентности музыкального руководителя на курсах повышения компьютерной грамотности;

  2. создание банка мультимедийных презентаций;

  3. накопление информационных и дидактических материалов по музыкальному развитию детей;

  4. подбор и распространение материала для педагогического просвещения родителей воспитанников и педагогов.






  • Музыка
Описание:

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к музыке, их активность, а, следовательно, и улучшить качество образования дошкольников в эстетическом воспитании.

Информационные компьютерные технологии вовлекают детей в образовательный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.

Использование на музыкальных занятиях презентаций, созданных музыкальным руководителем при помощи программ Microsoft PowerPoint, Coffee Cup Gif Animator, Adobe Photoshop CS, Adobe Flash Player, открывает перед ребенком мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, таких, как:

«Времена года» П. И. Чайковского,

«Лебединое озеро» П. И. Чайковского,

«Детский альбом» П. И. Чайковского,

«Спящая красавица» П. И. Чайковского,

«Петя и волк» С. С. Прокофьева,

«Времена года в музыке Антонио Вивальди»

«Звучащие картины»,

«Балет»

делает возможным проведение тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами.

Автор Александрова Ирина Алексеевна
Дата добавления 21.05.2017
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 664
Номер материала MA-071308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы