Применение ИКТ в управлении общеобразовательным
учреждением
Стратегия
внедрения ИКТ в образовании на уровне средней школы зависит от таких глубинных
причин как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это
образование строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется в
последние пять-семь лет) в образовании происходит борьба двух направлений, двух
моделей образования – «классической» и «прагматической». От выбора модели
зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться
средства ИКТ в учебном процессе.
Первая,
«классическая» модель образования, очень наглядно проявляется на примере
учебных программ по информатике и вычислительной техники. В подавляющем
большинстве учащимся старших классов преподают основы программирования в ущерб
формированию пользовательских навыков по работе с операционной системой,
прикладными офисными программами, т.е. происходит явный крен в сторону теории в
ущерб практике, реальным навыкам, которые как раз и требуются учащимся на
выходе из школы.
Вторая
модель условно называемая «прагматической» базируется она на конструктивистской
теории. Эта модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно
- ориентированна. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности
общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы
учащихся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации.
Учащиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в
полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности,
навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с
другими. Именно в случае использования «прагматической» образовательной модели
средства ИКТ используются в школе в максимальной степени.
Формирование
первичных базовых навыков по работе со средствами ИКТ начинает системно
закладываться на уровне средней школы. При оценке готовности школы очень важно
учитывать такой индикатор, как наличие ИКТ в учебных планах и программах. ИКТ
постепенно становятся обязательным компонентом содержания среднего образования.
Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней школы включают:
•
формирование навыков программирования,
•
обучение использованию базовыми офисными программами (текстовым редактором,
электронными таблицами, графическим редактором и пр.),
•
обучение поиску информации в Интернет, на CD-ROM и т.д.,
•
обучение общению в сети Интернет.
Обучение
программированию осуществляется на различных уровнях, в зависимости от
выбранной программы и квалификации преподавателя информатики, причем в основном
в старших классах средней школы. ИКТ, как правило, изучается как отдельный
предмет и носит название «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ).
Помимо
уроков информатики, учащиеся средних школ получают представление об отдельных
сторонах ИКТ в ходе участия в различных образовательных проектах, как
внутришкольных, так и межшкольных – региональных и международных. Поскольку в
школе есть один компьютерный класс, то он равноправно используется для обучения
учащихся младших, средних и старших классов основам информатики и
вычислительной техники Интенсивность использования компьютеров в предметном
изучении во многом зависит от уровня развития рынка программных средств
учебного назначения. Спрос на качественные электронные энциклопедии, учебные
тренажеры, симуляции, модели и игры, выполненные на высоком методическом и
эргономическом уровне, пока превышает предложение. Наиболее продвинутые школы в
области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему,
включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр,
через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу,
мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку.
Пока
еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ прошли
специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности
компьютера и Интернет. Эффективность подобного обучения оказывается велика
только в том случае если курсы по основам компьютерных технологий проводятся по
специальным программам, раскрывающим дидактические свойства данных средств ИКТ,
то есть показывающие учителям конкретные направления применения средств ИКТ в
учебном процессе, самообразовании учителей и т.д. В целом учителя положительно
оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.