Применение
игровых технологий на уроках ОЗОЖ
В
условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового
обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной
жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать
собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за
него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В
школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное
участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную
ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно
успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге
«Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической
технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного
учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка,
имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра
только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно
требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки,
самостоятельности. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни
усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной
цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность
оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и
преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать
следующие выводы:
1) игра — эффективное средство воспитания познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала
игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся,
развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра — один из приёмов преодоления пассивности
учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность
за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,
каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким
образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Как же облечь урок ОБЖ в игровую форму в школьной практике?
Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение
следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех ступенях
школьного образования.
Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах
уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации
знаний.
Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих
случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия,
темы и даже раздела учебного предмета.
Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных
знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок-игра «Дорожные знаки» для
учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай»,
«Брейн-ринг», «Звездный час» и др. (Приложение 1)
2) Как элементы более
обширной технологии.
При проведении проблемного урока ОБЖ можно использовать ролевые
игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и
др.
3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения,
объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе
введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о
здоровье. Также можно широко использовать дидактические игры на разных этапах
урока, например, игра «Хлопай в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7
класс), серия дидактических игр по правилам дорожного движения в 5-6 классах на
этапе повторения, закрепления, контроля знаний и многое другое. Также детям
можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда
активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. (Приложение 2)
4) Как технология внеклассной работы.
В качестве примера может служить проведение различных сетевых игр
по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница», и др.
Таким образом, результативность применения игровых технологий на
уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от систематического их использования,
во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития
познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие
самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения,
формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным
признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение
владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого учителя.
«Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять,
исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет
явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство
учения – потребность учиться, знать».
Игровые методы являются одними из
самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой
является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое
развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует
познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре
активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к
изучению предмета ОБЖ.
Игры оказывают сильное эмоциональное
воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего
коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать
ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают
чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать
целый комплекс педагогических задач. Применение игровых технологий в процессе
обучения основам безопасности жизнедеятельности в сочетании с другими
педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в
области безопасности жизнедеятельности. Но не следует забывать, что даже самая
лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных
целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм
и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.