Актуальность
исследования. Перед
образовательными организациями образования выдвигается задача воспитания
личности как субъекта деятельности, способного к творческой самореализации. Способ познания
окружающего
мира
детьми
дошкольного
возраста огромен и разнообразен.
Чем больше
интереса и любопытства у ребенка, тем больше у него возможностей для
развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный опыт, получать
информацию из окружающего мира, идти путём экспериментов.
Проблема
познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана
необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её
практикой воспитания.
Очень
важно развитие познавательного интереса к окружающему миру, к труду и к жизни.
Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений. Интерес помогает
расширить и углубить знания, повысить качество знаний, он способствует
творческому подходу человека к своей деятельности.
Интерес
к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к
самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы
вопросы.
Об
огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его
деятельность свидетельствует известный русский педагог В.П. Вахтеров
[Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. М.: 1966.]. Он новаторски поставил категорию
«познания» во главу не только обучения, но и воспитания. Фактически вслед за
передовыми западными педагогами, выразителями идей нового воспитания, он
провозгласил «Век ребенка», который приходил тяжело и медленно. В «Основах
новой педагогики» Василий Порфирьевич писал: «То, что для биолога есть
объективно наблюдаемый со стороны факт роста и развития, то с субъективной
точки зрения есть стремление к развитию самого ребенка как думающей,
чувствующей и хотящей личности».
Наличие
интереса к приобретению нового и к осуществлению трудовой деятельности имеет в
наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой
воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи,
со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их
на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом
работают. Познавательный интерес — избирательная направленность на познание
окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека,
его познавательные способности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной
творческой работе, которое соединяется с заинтересованностью познания и
побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять,
проверить, выяснить и усвоить.
У
дошкольников познавательный интерес окружающего мира может иметь разный уровень
своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми
путями индивидуального развития.
Одним
из эффективных средств пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с
другими методами, является игра. Один из основных видов деятельности
дошкольника.
Игра обладает
мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех
познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же,
воображения.
Игра организует
чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в
обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту
ребенка.
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В играх ребёнок
наблюдает, сравнивает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам,
производит доступные ему анализы.
Современные
педагоги также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как
фактору развития познавательного интереса личности. Именно воспитатель
пробуждает интерес к занятиям, раскрывает таланты.
Овладевая знаниями,
полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет
и культуре мира.
Игра помогает
ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме
того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно
расширяет его умения общения.
Именно в игре
развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой
деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать
трудности.
В ходе игры
развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых,
постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро
сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает,
что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. При наличии
интереса дошкольники занимаются с желанием, большой охотой.
Таким
образом, актуальная для начального образования тема остаётся не достаточно
разработанной. Это определило выбор темы курсовой работы: «Игра как способ
познания окружающего мира с детьми младшего дошкольного возраста».
Объект
исследования: процесс развития познавательной деятельности младших
дошкольников посредством использования игр.
Предмет
исследования: Игра как способ
познания окружающего мира с детьми младшего дошкольного возраста
Цель
исследования: изучить особенности
познания окружающего мира у детей младшего дошкольного возраста и определить
основные пути его формирования посредством использования игр.
Из цели нашего исследования вытекают следующие задачи:
1.
Раскрыть понятие
и сущность игр с младшими дошкольниками в психолого-педагогической литературе.
2.
Охарактеризовать использование игр в
образовательных организациях начального образования.
3.
Показать игровые технологии как способ
познания окружающего мира.
4.
Рассмотреть игровые
технологии как способ познания окружающего мира.
Для решения поставленных задач и проверки исходных
предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и
методической литературы.
Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем,
что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей
и студентов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.