№
|
Тема
|
Тип урока. Виды работы с текстом
|
Основное содержание, понятия
|
Виды речевой и мыслительной деятельности
|
Оборудование, вид практической работы и
Д/З
|
I
|
Введение (2 час)
|
|
1
|
Общее понятие о культуре. Формы духовной культуры.
|
Беседа.
Работа с текстом пособия, с поэтическим
текстом, текстом презентации.
|
Дар слова. Что это для людей? Откуда он взялся и можно ли
его развить до совершенства?
|
Аудирование, говорение.
|
Пособие, презентация «Слово». Д/З:Задание
пособия
|
2
|
Парк
Текстильщиков.
|
Экскурсия в парк
|
Садово-парковое искусство. Регулярный и
пейзажный тип парка.
|
Аудирование, говорение.
Овладение
нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
|
Образец коллажа Д/З:Создать коллаж
|
II
|
Раздел 1. Памятники великим
соотечественникам.
Памятник
И.А. Крылову В Твери (5 час)
|
|
1
|
Памятник
И.А. Крылову в Твери
Скульптор Шапошников
С.Д. Художник – анималист Д. В. Горлов
|
Экскурсия
|
Искусство
ваяния. Монументальная скульптура. Скульптор и
архитектор. "Язык" скульптуры. Круглая
скульптура, барельеф, горельеф. Скульптурный портрет. Художник – анималист.
|
Аудирование, говорение.
Овладение
нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
|
Практическая работа: лепка фигуры человека
|
2
|
Биография
И. А. Крылова, тверской период. Тверь конца 18 века. Басни Крылова.
|
Осмысление увиденного и услышанного.
|
Домашнее
образование, приезжий театр, пьеса «Кофейница». Начало творчества.
Духовное
училище, магистрат, чиновники, горожане, жизнь простого народа, разговорная
речь.
Басни
Крылова, герои которых изображены на горельефах.
|
Собирание материала к сочинению, составление
таблицы, классификация информации.
Аудирование, говорение.
Чтение и анализ поэтического текста басен.
|
Презентация
«Памятник И.А. Крылову в Твери».
Фильм
«Открытие памятника Крылову».
|
3
|
Сочинение – описание памятника.
|
Подготовка к сочинению
|
Этапы
работы над сочинением. Тема и основная мысль. Тип речи.
Особенности стиля.
|
Составление плана, подбор лексики
|
Памятка «Как работать над сочинением» [6,
с.182]
|
4
|
Написание сочинения
|
Создание письменного высказывания по плану.
|
Овладение умением раскрывать тему и основную
мысль высказывания. Соблюдение норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и т. д.).
|
|
5
|
Редактирование. Написание 2-го варианта.
|
Оценивание и редактирование письменного
речевого высказывания.
|
Редакторская правка. Умение подбирать к
словам синонимы; пользоваться толковым словарем; замечать орфограммы,
соблюдать пунктуацию. Добиваться разнообразия грамматического строя речи.
|
Памятка «Условные обозначения речевых
недочетов» [7, с.152]
|
III
|
Памятники
А.С. Пушкину В Твери (5 час)
|
|
1
|
Памятник
на Театральной площади. (1962г.). Скульптор Е. Ф. Белашова. Памятник на
набережной Михаила Тверского (1974г.). Скульптор О.К. Комов.
Гостиница
Гальяни
|
Экскурсия
|
Виды скульптуры: голова, скульптурный портрет.
Статуя. Связь с пространственной средой
Постамент. Архитектурно-пространственное и
природное окружение. Силуэт, поза, жест.
Полное соответствие
внешнепластического вида внутреннему миру героя. Роль пьедестала.
Мемориальная
доска. Рисунки Пушкина. Автопортрет.
|
Аудирование,
умение слушать экскурсию, понимать замысел скульптора, разглядывать детали.
Освоение
понятия «трактовка образа», сравнительная характеристика.
|
Подготовить сообщения о тверских памятниках
Пушкину.
|
2
|
«Пушкиным воспето» (Пушкин и Тверской край)
|
Осмысление увиденного и услышанного.
|
Тверские
страницы биографии Пушкина.
Дуэль
на Черной речке. Драматически- возвышенная трактовка образа Белашевой.
Образ
гуляющего столичного франта в минуту любования красотой Волжской набережной,
в момент рождения стиха. Сопоставление двух скульптурных образов.
Гостиница
Гальяни, воспетая Пушкиным в шуточных стихах из послания к Соболевскому.
Пушкин в воспоминаниях современников. Письма Пушкина. Пушкинское кольцо
Верхневолжья.
|
Аудирование, говорение.
Классификация
информации, составление таблицы,
Монологическое
высказывание на тему.
|
Презентация
«Тверские памятники Пушкину», сообщения учащихся.
|
3
|
Изложение
(сравнительное описание памятников) с
элементами сочинения.
|
Подготовка к изложению с элементами
сочинения
|
Чтение гл. 5 «Золотая осень в пушкинской поэзии» [4, с.55];А.С. Пушкин «Октябрь уж
наступил…», «Дни поздней осени бранят обыкновенно»
|
Чтение и понимание поэтического и
прозаического текстов;
Аналитическое
чтение
|
|
4
|
Изложение по видимому тексту
(сравнительное описание памятников) с
элементами сочинения.
|
Познакомить с жанром.
Отработка навыков последовательной работы
над изложением.
|
Письменный пересказ по плану с элементами
сочинения.
|
Памятка «Как готовиться к изложению» [6,
с.181]
|
5
|
Редактирование черновика, написание
изложения.
|
Оценивание и редактирование письменного
речевого высказывания.
|
Редакторская правка. Умение подбирать к
словам синонимы; пользоваться толковым словарем; замечать орфограммы, соблюдать
пунктуацию. Добиваться разнообразия грамматического строя речи.
|
Памятка «Как
работать над черновиком изложения» [6, с.181]
|
IV
|
Памятники Михаилу Тверскому в Твери (6
час)
|
|
1
|
Михаил Ярославич Тверской - небесный
заступник города Твери.
|
Беседа. Работа с текстом пособия, текстом
презентации.
|
Чтение
гл.8 «Святые Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская».Вопросы и задания с.
45; гл.9 «Тверские зодчие».
«Повесть
о Михаиле Ярославиче Тверском» - памятник древнерусской литературы. Житие.
(см. Хрестоматия гл 1 Древняя тверская литература.
С.37-41
|
Знакомство с книгой
Аудирование, говорение. Чтение и анализ научно-популярного текста, ответы на
вопросы.
Чтение и понимание древнерусского текста
жития.
Устное монологическое высказывание в научном
стиле.
Собирание материала к сочинению
|
Презентации
«Святой
благоверный князь Михаил Тверской»
|
2
|
Памятник
князю Михаилу Ярославичу Тверскому на Советской площади. Поклонный крест
святому благоверному князю Михаилу в горсаду. Церковь Михаила Тверского на
острове Славы.
|
Экскурсия.
|
Образ
средневекового князя-воина, защитника горожан от захватчиков, мудрого
правителя. Конная статуя. Скульптурная группа.
Мученическая
смерть князя в Орде «за други своя». Канонизация.
Обретение мощей. Икона. Церковно-славянская надпись.
Архитектурный
облик православного храма. Внутреннее устройство православного храма.
Иконостас.
|
Аудирование, говорение.
Овладение
нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального
межличностного общения.
|
Инсценировка по книге В. Годовицына
«Рассказы о тверской старине»
|
3
|
Православный храм – памятник архитектуры и
истории.
|
Осмысление увиденного и услышанного.
Подготовка к сочинению.
Подготовка к написанию реферата.
|
Тверской
кремль. Спасо-Преображенский собор.
Церковь Михаила Тверского на острове Славы.
История создания. Архитектурный облик. Элементы Владимиро-Суздальского зодчества.
Устройство православного храма, символика.
|
Аудирование, говорение. Классификация информации, составление таблицы,
Монологическое
высказывание на тему, создание презентации.
|
Презентация «Памятник Святому
Благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому»
|
4
|
Личность и деяния Михаила Тверского.
Спасо-преображенский собор Тверского кремля.
Церковь Михаила Тверского.
|
Защита
рефератов.
|
Памятник
1000-летия России в г. Новгороде (заочное знакомство)
Бортеневская
битва. Великое княжение. Монголо-татарское иго. Феодальная раздробленность
(без введения понятия). Герб Твери.
|
Реферат как вид речевого высказывания.
Законы и правила устного выступления.
|
Рефераты и презентации учащихся.
|
5
|
Сочинение
(сравнительное описание памятников, описание памятника архитектуры).
|
Написание сочинения
|
Этапы
работы над сочинением. Тема и основная мысль. Тип речи.
Особенности стиля.
|
Составление плана, подбор лексики.
Создание письменного высказывания по плану.
|
|
6
|
Анализ
сочинения, редактирование, написание второго варианта.
|
Оценивание и редактирование письменного
речевого высказывания.
|
Редакторская правка. Умение подбирать к
словам синонимы; пользоваться толковым словарем; замечать орфограммы,
соблюдать пунктуацию. Добиваться разнообразия грамматического строя речи.
|
|
V
|
Памятник
Афанасию Никитину в Твери (5 час).
|
|
1
|
Памятник
Афанасию Никитину.
|
Экскурсия.
|
Скульптурный
образ. Архитектурное решение памятника. Связь
с пространственной средой, Свет и
тень - средство выявления художественно-пластической сущности скульптуры.
|
Аудирование,
умение слушать экскурсию, понимать замысел скульптора, разглядывать детали.
Освоение
понятия «трактовка образа», сравнительная характеристика.
|
|
2
|
Афанасий Никитин – знаменитый тверитянин, путешественник,
писатель, миротворец.
|
Осмысление увиденного и услышанного.
|
А.
Никитин «Хождение за три моря» - памятник древнерусской литературы.
(см. Хрестоматия ч.2, гл 2 Жители городов с.36-42,
вопросы и задания с.42)
|
Сопоставление
образа человека, написавшего «Хождение…» со скульптурным образом.
Архитектурное решение памятника.
|
|
3
|
Сочинение
в жанре рассказа.
|
Подготовка к сочинению
|
Рассказ – разновидность повествования. Композиция рассказа:
завязка, кульминация, развязка, вступление. Заключение.
|
Составление плана, подбор лексики.
Художественный
стиль речи.
|
|
4
|
Написание сочинения
|
Тема и основная мысль рассказа. Заголовок.
Соразмерность частей рассказа. Использование диалога, элементов описания
(возможно рассуждения) так, чтобы они помогали полнее представить ход событий
и характеры людей.
|
Овладение умением сочинения рассказа.
Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и т. д.).
|
|
5
|
Анализ
сочинения, редактирование, написание второго варианта.
|
Оценивание и редактирование письменного
речевого высказывания.
|
Редакторская правка. Умение подбирать к
словам синонимы; пользоваться толковым словарем; замечать орфограммы,
соблюдать пунктуацию. Добиваться разнообразия грамматического строя речи.
|
|
VI
|
Раздел 2. Памятники архитектуры Твери.
Церковь Белая Троица – древнейшая
каменная действующая церковь Твери. (4 час)
|
|
1
|
Церковь
Белая Троица
|
Экскурсия.
|
Архитектурный
облик православного храма. Внутреннее устройство православного храма. Посещение храма. Отношение православных христиан к храму, правила
поведения в храме. Служители церкви. Молитва. Фрески. Алтарь,
иконостас, лампады.
|
Аудирование,
умение слушать экскурсию, узнавать элементы православной архитектуры, разглядывать
детали.
|
|
2
|
Тверские
зодчие, кузнецы, иконописцы 16 века.
|
Осмысление увиденного и услышанного
|
Чтение
и понимание текста. «Православные святыни Тверской земли» гл. 6 Древняя
Тверь. Белая Троица. с. 31-35; вопросы и задания с. 35
История
строительства и названия храма. Посад.
Служители
церкви: священники, дьяконы, чтецы и певчие. Кафедральный собор.
|
Приемы осмысления учебного текста. Выписки (главное,
существенное, значимое)
Собирание материала для доклада, сообщения.
|
Д/З: подготовить доклад, сообщение.
|
3
|
Доклад,
сообщение.
|
Написание доклада, сообщения.
|
Поиск материала для доклада в Интернете.
Использование ИКТ-технологий.
|
Отбор и компановка материалов из различных
источников.
|
Д/З: подготовить доклад, сообщение.
|
4
|
Устное выступление с докладом, сообщением
|
Законы и правила устного выступления.
|
Устное монологическое высказывание в научном
стиле. Интонация, жесты, мимика. Дикция. Дыхание.
|
Доклады и презентации учащихся.
|
VII
|
Церковь святителя Арсения Тверского в
Первомайском поселке (5 час)
|
|
1
|
Тверские святители. Арсений – епископ
тверской.
|
Беседа. Работа с текстом пособия, текстом
презентации.
|
«Православные
святыни Тверской земли» гл.7 Тверские святители. с.37-41
Вопросы
и задания с. 41
Гл.10
Тверские иконописцы и книжники. С. 52-57
Житие
Арсения
Желтиков монастырь как памятник христианской
культуры и тверской истории..
|
Чтение
и понимание текста. Ответы на вопросы пособия.
|
Презентации
«Арсений,
епископ
Тверской, как эффективный управленец во время княжеских междоусобиц»
|
2
|
Архитектурный облик и внутреннее устройство
церкви св. Арсения.
|
Экскурсия.
|
Архитектурный облик церкви св. Арсения. Церковь небольшая, строгой формы, белого цвета, построена в
стиле классицизма. Звонница. Колокольные звоны.
|
Аудирование,
умение слушать экскурсию, узнавать элементы православной архитектуры,
разглядывать детали.
|
|
3
|
Эссе «Наш храм в Первомайском».
|
Осмысление увиденного и услышанного.
Подготовка к сочинению.
|
Знакомство с жанром эссе. Признаки жанра: небольшой объем,
субъективная трактовка конкретной темы, свободная композиция,
непринужденность
|
Составление плана, под бор лексики.
|
Презентация «Церковь святого Арсения в Первомайском
поселке»
|
4
|
Написание сочинения.
|
Создание письменного высказывания в жанре
эссе по плану.
|
Овладение умением сочинения эссе.
Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и т. д.).
|
|
5
|
Анализ
сочинения, редактирование, написание второго варианта.
|
Оценивание и редактирование письменного
речевого высказывания.
|
Редакторская правка. Умение подбирать к
словам синонимы; пользоваться толковым словарем; замечать орфограммы,
соблюдать пунктуацию. Добиваться разнообразия грамматического строя речи.
|
|
VIII
|
Парки и скверы. Городской сад. (Итоговое
занятие) (2 час)
|
|
1
|
Природа в городе.
|
Экскурсия в парк
|
Садово-парковое искусство. Регулярный и
пейзажный тип парка. Парковая скульптура. Ров Тверского кремля. Тверской
кремль.
|
Аудирование,
умение слушать экскурсию, узнавать приметы старинного рельефа. Развитие
воображения.
|
Д/З: Изготовление карты-схемы Тверского
кремля, макетов.
|
2
|
Итоговая творческая работа.
|
Написание заметки в школьную газету
«Здравствуй, мой город!».
|
Проблемы природы в городе. Тверской кремль.
Бережное отношение к памятникам культуры. Гражданская позиция. Моя малая
родина. Что значит «Родину любить».
Газетные жанры публицистики.
|
Овладение приемами публицистического стиля речи: цель –
воздействовать на читателя, убедить.
Средства языка публицистики: обращения, побудительные и
восклицательные предложения, возвышенная и разговорная лексика, фразеологизмы
и др.
|
|
|
ИТОГО: 34 часа, из них:
экскурсии - 8 часов;
аналитическая работа с различными видами
текстов - 9 часов;
творческие работы по созданию собственных
текстов различных жанров – письменные - 17 часов, устные - 4 часа.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.