Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПриложение к уроку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-"

Приложение к уроку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-"

Скачать материал

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Карточка № 1. От данных существительных образуйте имена прилагательные с помощью суффиксов, которые записаны на доске.

Сирота, голубь, дворец, груша, шум, золото, добро.

 

Карточка № 2.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным. Выделите суффиксы в прилагательных.

Образец: коллекция любителя – любительская коллекция.

Дача соседа; станок для ткачества; судно для ловли рыбы; язык немцев.

 

Карточка № 3 (для введения нового материала)

  1. бедняк – бедняцкий                                    
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

 

Карточка № 4.

Индивидуальное задание.

Вставьте в предложения пропущенные прилагательные с суффиксом –К- И –СК-. (Задание для трёх учащихся.)

  1. Мы вошли в магазин. На одной из полок стояли ( … ) игрушки. Среди них были маленькие автомобили и ( …) пароходы, (  … ) мечи и ( … ) ружья. На другой полке лежали ( … ) бинокли и ( … ) компас. Но больше всего мне понравилась ( ... ) бескозырка, и я решил её купить.
  2. Наступила осенняя пора. Ударили первые ( … ) заморозки, подул (… ) ветер, заклубились над землёй ( … ) туманы. В ( … ) саду огнём горят ягоды рябины. Туда прилетают шумные воробьи и (… ) синицы, чтобы полакомиться последними дарами осени. Уже не за горами ( … ) зима.
  3. В погожие ( … ) дни гостеприимно открывает двери школа. Снова звучат в её стенах ( … ) смех и ( … ) голоса. Школьные звонки зовут на уроки математики, (…) и ( … ). На уроке географии мы отправляемся в ( … ) путешествие, а на физкультуре получаем заряд ( … ) здоровья. Я люблю свою школу.

 

Дополнительное задание.

Найдите и отметьте карандашом в предложениях прилагательные с суффиксом –К- и –СК-.

  1. Слева было открытое море, справа тянулись пустынные низкие берега.
  2. Свежий морской ветер трепал Петин матросский воротник.
  3. В первый же день мальчик облазил весь пароход с его скользкими ступеньками, пассажирскими каютами капитанским мостиком.
  4. Общаясь с пассажирами, Петя разговаривал по-итальянски, для большей убедительности вставлял французские слова, а также русские восклицания.
  5. Петя и Павлик то шли по узким сумрачным переулкам, то вдруг попадали на сияющую белую площадь.
  6. Человек с якорем на руке не узнал Петю, он только обратил внимание на его флотскую рубашку.

 

Стихотворение.

 

В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

 

А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

 

И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Приложение к уроку "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка по теме "Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-" 

Алексеенко Жанна Васильевна, учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели урока

Познавательные: Совместно с учащимися открыть условия выбора написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных.

Практические:

  • разработать опорную схему-правило написания суффиксов -К- и -СК- в прилагательных,
  • формировать орфографические умения в различении на письме суффиксов -К- и -СК-,
  • начать развитие умения графически обозначать изучаемую орфограмму.

Ход урока

1. Языковая разминка.

На доске записаны суффиксы прилагательных: -лив-, -ив-, -ов-, -ев-, -онн-, -енн-, -ан-, -ян-, -ин-.

– Ребята, на доске записаны части слова. Эти части слова решили прийти к нам на урок. Как они называются? (Суффиксы) Да, суффиксы. Они решили принять участие в работе. А что делают суффиксы? Какую проводят работу? (Служат для образования новых слов) Верно, они выполняют очень важную работу по образованию новых слов. А давайте мы поработаем вместе с суффиксами и образуем новые слова (групповая работа: учащимся предлагаются карточки, на которых написаны существительные: сирота, льстец, дворец, плюш, лекция, солома, кожа, гусь, лёд). Фронтальная проверка.

- К какой части речи относятся слова, образованные при помощи суффиксов? Как называется такой способ образования слов?

2. Формулирование темы урока.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание.

Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным: коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

Выделите суффиксы.

Работа проводится в группах. Результаты работы записываются на листах формата А3, вывешиваются на доску для проверки.

Учитель

Ученики

- Посмотрим, как группы выполнили задание.

Идет проверка

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных?

- К- и -СК-

2) Выход к учебной проблеме.

Учитель

Ученики

- Итак, что же получилось? Задание дала всем одно, а выполнили вы его как?

- По-разному.

- Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Не знаем, когда и какие суффиксы надо писать.

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. (Учебная проблема как тема урока)

- Суффиксы прилагательных.

-Так. Кто может выразить точнее? Кто думает иначе?

- Выбор суффиксов -К- и -СК- в прилагательных. 
- Правописание суффиксов прилагательных -К- и -СК-.

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-. 
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий
  2. француз – французский
  3. молодец – молодецкий
  4. ткач – ткацкий
  5. море – морской
  6. кузнец – кузнецкий
  7. рыбак – рыбацкий
  8. дети – детский

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

Учитель

Ученик

- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

Идет работа в группах. Выдвигаются гипотезы, проверяется их истинность.

-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. -К- и -СК-?

-Так. Какие есть ещё идеи?

1группа: - В прилагательных, образованных от одушевленных существительных, пишется -К-.
2 группа: - Может быть, нужно смотреть, на какую букву оканчивается основа существительного.
3 группа: - Суффикс -К- пишется после К, Ц, Ч, а после других букв пишется -СК-.

-Все с этим согласны? Как можно это проверить? (побуждение к проверке)

- Версия 1-й группы не подходит, так как существительное француз – одушевленное, а в прилагательном пишется -СК-.

-Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.

- Суффикс -К- пишется после букв К, Ц, и Ч, а суффикс -СК- в остальных случаях.

(Подводящий диалог на случай, если дети не справятся:

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

Учитель

Ученик

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- Да, верно.

- О чем мы с вами не сказали?

- О прилагательных, имеющих краткую форму.

- Что добавим к нашему выводу?

- В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -СК-.

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

- Стечение согласных.

5. Продуктивные задания.

- Оформите графически новое правило. Составьте схему-опору на различение суффиксов прилагательных -К- и -СК-. (Каждая группа предлагает свою схему-опору для запоминания, которая вывешиваются на доску.)

- Все согласны? Есть дополнения? Изменения?

- Проговорим правило по опорной схеме.

- А теперь, чтобы вы лучше запомнили написание прилагательных, я прочитаю вам стишок. Понравилось стихотворение?

В слове К, Ц, Ч смотри.
Если эти буквы три
Смотрят на тебя с листка,
Ты подставь к ним суффикс К.

А еще не забывай,
Краткой формой проверяй!
Знай, что здесь наверняка
Тоже будет суффикс К.

И еще даю совет: 
Если краткой формы нет,
К,Ц, Ч не отыскать,

- Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, исправьте ошибки в прилагательных на доске.

6. Развитие орфографических умений.

1. Упражнения «на узнавание орфограммы в лицо».

А) Упражнение № 261. (По заданию в учебнике Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой выполняется устно)

Б) От данных существительных образуйте прилагательные с суффиксами -К- и -СК-. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Дан образец. (Выполняют письменно в тетради, затем идет самопроверка)

2. Работа с сигнальными карточками.

- Я называю прилагательное, а вы должны показать карточку с суффиксами –к – или -СК-.
Близкий, резкий, сентябрьский, немецкий, дерзкий, туристский, сибирский, вязкий, детский, кавказский и т. д.

3. Во время выполнения 2-ого задания проводится творческая работа (индивидуально для сильных учащихся).

Даны предложения, в которых пропущены прилагательные. Необходимо их вставить, но подобрать такие прилагательные, в которых были бы суффиксами -К- и -СК-. Проверка: учащиеся зачитывают тексты.

4. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой (ответы, которые должны быть написаны в перфокарте, открываются на доске).

7. Домашнее задание: составить похожий текст из 4-5 предложений, где будут встречаться прилагательные с суффиксами -К- и -СК- или выполнить упражнение 262.

8. Подведение итогов урока.

- С какой орфограммой вы познакомились на уроке?

- Задайте по одному вопросу по теме друг другу.

- А теперь по одному вопросу от группы задайте мне.

Приложение

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 734 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2470
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3170
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 1725
    • DOCX 29.5 кбайт
    • 28 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Алексеенко Жанна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Алексеенко Жанна Васильевна
    Алексеенко Жанна Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 24029
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 239 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе