Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрикладной курс "Трудные вопросы орфографии"

Прикладной курс "Трудные вопросы орфографии"

Скачать материал

Пояснительная записка

 

  Программа  прикладного курса “Трудные  вопросы    орфографии ” рассчитана на учащихся 11-х классов. На курс отводится 68 часов  (2 часа в неделю).

  Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса  по орфографии.

  Отличительной особенностью данного курса  является ее практическая направленность.  Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы по  орфографии.

   Прикладной курс разделён на отдельные темы, к каждой теме даются  упражнения.

  Задания  курса  подобраны  на  систематизацию и обобщение знаний учащихся, развитие  умений и навыков в  практическом  письме.

 

Цель курса:  совершенствовать  орфографические  навыки в письменной речи.

 

Задачи курса:

 -выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем  практических занятий;

-повторить и систематизировать полученные ранее знания  по орфографии;

-углубить знания учащихся  по орфографии русского языка;

-развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников;

-повысить интерес учащихся к изучению русского языка;

- развивать навыки работы со справочной литературой.

 

Ожидаемый результат:

 учащиеся должны уметь  применять  орфографические  правила  на практике,

 грамотно  создавать письменные высказывания на предложенную тему,

 пользоваться справочной литературой.

 

Основная форма работы: лекционно-практическая, индивидуальная.

 

 

 Основным методом отслеживания результатов обучения является зачётная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса по выбору

«Трудные вопросы орфографии»

 

Принципы русской орфографии. (1)

 

Правописание гласных в корнях (2)

Проверяемые безударные гласные.

Непроверяемые безударные гласные.

 

Чередующиеся гласные в корнях (2)

  Чередующиеся гласные в корнях.

 - раст- ращ- рос— лаг – лож- -кос – кас-.

 - гор – гар- бер – бир— и др.

  Чередующиеся гласные в корнях.

 - скак – скоч- а(я) – им-.

 -а(я) – ин - -зор – зар- -твор-твар- .

  -плав- плов  -мак – мок-  равн – ровн-.

 

Гласные после шипящих и Ц (7)

 Гласные после шипящих и Ц.

 Буквы е (ё) - о после шипящих в корне.

 Гласные после Ц.

 Гласные е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

 Гласные е(ё) - о в суффиксах.

 Гласные е(ё) - о в окончаниях.

 Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях.

 

 

Буквы э – е (1)

 

Правописание согласных в корне (3)

Правописание согласных в корне

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой.

Непроизносимые согласные.

 

 

Употребление ь и  ъ (1)

 

Правописание приставок (3)

Правописание приставок.

Безударные гласные в приставках.

Приставки пре- и при-.

 

Гласные и - ы после приставок. (1)

 

Правописание имён существительных (5)

Правописание окончаний и суффиксов существительных.

Падежные окончания существительных.

Окончания существительных после суффиксов.

Суффиксы существительных.

Существительные с н и нн.

 

 

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных (4)

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных.

Окончания прилагательных.

Суффиксы прилагательных.

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных.

 

Правописание числительных. (1)

 

Правописание сложных слов.  (1)

 

 

Сложные слова. (2)

Сложные существительные.

Сложные прилагательные.

 

Правописание местоимений.  (1)

 

 

Правописание глаголов.  (3)

Личные окончания глаголов.

Буква Ь в глагольных формах.

Суффиксы глаголов.

 

 

Правописание причастий (2)

Суффиксы причастий.

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

 

 

Правописание наречий (7)

Правописание наречий

Гласные на конце наречий

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

Отрицательные наречия

Дефисное написание наречий

Слитное написание наречий

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

 

 

Предлоги (3)

Правописание предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний

Раздельное написание предлогов

 

Союзы (1)

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов.

 

Частицы (4)

Правописание частиц.

Раздельное написание частиц.

Дефисное написание частиц.

Правописание не и ни.

 

Правописание не с разными частями речи (5).

Не с именами существительными и именами прилагательными.

Не с глаголами и деепричастиями.

Не с числительными и местоимениями.

Не с причастиями.

Не с наречиями.

 

 

Прописные буквы (2).

Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, фирм.  Астрономические наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

«Трудные вопросы орфографии»

 

Темы

Кол. часов

Форма проведения

  1.  

Принципы русской орфографии

1

лекция

  1.  

 

Проверяемые безударные гласные

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Непроверяемые безударные гласные

1

Комментированное письмо

  1.  

Чередующиеся гласные в корнях

- раст- ращ- рос— лаг – лож- -кос – кас-

- гор – гар- бер – бир— и др.

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Чередующиеся гласные в корнях

- скак – скоч- а(я) – им-

-а(я) – ин - -зор – зар- -твор-твар-

плав- плов  -мак – мок-  равн – ровн-

1

Наблюдение над текстом

  1.  

Гласные после шипящих и Ц

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Буквы е (ё) - о после шипящих в корне

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Гласные после Ц

1

Комментированное письмо

  1.  

Гласные е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Гласные е(ё) - о в суффиксах

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Гласные е(ё) - о в окончаниях

1

Свободный диктант

  1.  

Гласные после Ц в суффиксах и окончаниях

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Буквы э - е

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание согласных в корне

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Непроизносимые согласные

1

Орфографический анализ текста

  1.  

           

Употребление ь и  ъ

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание приставок

1

Предупредительный диктант

  1.  

Безударные гласные в приставках

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Приставки пре- и при-

1

Комментированное письмо

  1.  

Гласные и - ы после приставок

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание окончаний и суффиксов существительных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Падежные окончания существительных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Окончания существительных после суффиксов

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Суффиксы существительных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Существительные с н и нн

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание окончаний и суффиксов прилагательных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Окончания прилагательных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Суффиксы прилагательных

 

1

Словарная работа

  1.  

           

Суффиксы прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Суффиксы прилагательных, образованных от глаголов

1

Комментированное письмо

  1.  

Правописание числительных

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Сложные существительные

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Сложные прилагательные

1

Выборочный диктант

  1.  

Правописание местоимений

 

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание глаголов. Личные окончания глаголов.

1

Орфографический анализ предложений

  1.  

Буква Ь в глагольных формах

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Суффиксы глаголов

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание окончаний и суффиксов причастий

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Окончания причастий

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Суффиксы причастий.

1

Комментированное письмо

  1.  

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

2

Тренировочные упражнения

  1.  

           

Правописание наречий

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Гласные на конце наречий

1

Выборочный диктант

  1.  

           

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Отрицательные наречия

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Дефисное написание наречий

1

 

 

  1.  

Слитное написание наречий

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание предлогов. Непроизводные и производные предлоги.

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Слитное написание производных предлогов и предложных сочетаний

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Раздельное написание предлогов

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Слитное написание союзов. Раздельное написание союзов

2

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание частиц

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Раздельное написание частиц

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Дефисное написание частиц

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Правописание не и ни

1

Объяснительный диктант

  1.  

Не с именами существительными и именами прилагательными

2

Орфографический анализ предложений.

  1.  

Не с глаголами  и  деепричастиями.

1

Тренировочные упражнения

  1.  

Не с числительными и местоимениями.

1

Свободный диктант

  1.  

Не с причастиями

2

Комментированное письмо

  1.  

Не с наречиями

1

Зрительный диктант

  1.  

Употребление прописных букв. Собственные имена лиц и животных.

Названия исторических событий, эпох и знаменательных дат. Названия организаций, учреждений, фирм.

Астрономические наименования

 

1

Наблюдение над текстом

  1.  

Зачётная работа

 

1

Контрольный тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Розенталь Д.Э.Русский язык: Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь.– М: Айрис-пресс, 1998.- 352с.

2.Селезнева Л.Б. Русское правописание. Задачи, алгоритмы, упражнения: Учеб.пособие. – М.: Высш. школа, 1997. – 207с.

3.Большой орфографический словарь русского языка.Сост.А.А.Медведева. – М, Центрполиграф, 2006.

4.Булыко А.Н., Артемьева Е.И. Орфографический словарь с правилами русского языка.-М, Мартин, 2009.

5.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.Справочник по русскому языку (правописание, произношение, литературное редактирование).-М, Айрис-пресс, 2007.

6.Лопатин В.В.Русская орфография : задачи корректировки//Новый мир, 2001, №5.

7.Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград: Просвещение, 1971.

8.www.gramma.ru

9.www.grammatika.ru

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Прикладной курс "Трудные вопросы орфографии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Программа  прикладного курса “Трудные  вопросы    орфографии ” рассчитана на учащихся 11-х классов. На курс отводится 68 часов  (2 часа в неделю).

  Программа предусматривает изучение традиционных и самых трудных разделов школьного курса  по орфографии.

  Отличительной особенностью данного курса  является ее практическая направленность.  Данный курс поможет учащимся восполнить пробелы по  орфографии.

   Прикладной курс разделён на отдельные темы, к каждой теме даются  упражнения.

 

  Задания  курса  подобраны  на  систематизацию и обобщение знаний учащихся, развитие  умений и навыков в  практическом  письме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 322
    • DOCX 115 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марняк Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марняк Светлана Анатольевна
    Марняк Светлана Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 8203
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 365 человек

Мини-курс

Цифровые валюты и правовое регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции