Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПриемы сжатия текста, 9 класс

Приемы сжатия текста, 9 класс

Скачать материал

МБОУ Миллеровская СОШ

           Конспект урока 9 класс.                                                                                           учитель Титаренко О.А.

Тема: Как писать сжатое изложение

Приёмы сжатия  текста

 

       Сжатое изложение должно передавать содер­жание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте дол­жны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логиче­ская последовательность событий. Кроме того, недопустимы ис­кажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

     Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут гра­мотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к компрессии исходного текста.

    Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изло­жении сохранились все микротемы исходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте.

     

        Наиболее распространены 3 способа сжатия текста:

исключение подробностей, деталей;

обобщение однородных явлений;

сочетание исключения и обобщения.

 

     При исключении необходимо сначала выделить главное с точ­ки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

    При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и состав­ляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста от­носятся следующие.

1. Замены:

•    замена однородных членов обобщающим наименованием;

•    замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

•    замена предложения или его части указательным местоиме­нием;

•    замена предложения или его части определительным или от­рицательным местоимением с обобщающим значением;

•    замена сложноподчинённого предложения простым;

•    замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

•    исключение отдельных членов предложения, некоторых од­нородных членов;

•    исключение повторов;

•    исключение фрагмента предложения, имеющего менее су­щественное значение;

•    исключение одного или нескольких синонимов;

•    исключение предложений, содержащих описания или рассу­ждения, представленные слишком широко и полно.

3. Слияния:

•    образование сложного предложения путём слияния двух про­стых, повествующих об одном и том же предмете речи.

 

 

Текст изложения

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.

- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.         

Е. Пермяк

(198 слов)

Пример сжатого изложения текста

Скрипучая дверь

  В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она  легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть.(Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

  Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, ( И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.

Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.

(- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.

  Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) ее дверные обязанности.

  Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.)

   Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Приемы сжатия текста, 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока 9 класс.                               учитель Титаренко О.А.

Тема: Как писать сжатое изложение

Приёмы сжатия  текста

 

       Сжатое изложение должно передавать содер­жание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте дол­жны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логиче­ская последовательность событий. Кроме того, недопустимы ис­кажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 662 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 1319
    • DOCX 17.3 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титаренко Ольга Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титаренко Ольга Александровна
    Титаренко Ольга Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 175430
    • Всего материалов: 26

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 638 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе