ПРИЧИНЫ
речевых нарушений
1.Недостаточное речевое окружение в раннем
детстве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею,
связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.
2.Неправильная речь окружающих взрослых,
сюсюканье — копирование детской речи: ребёнок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без
показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого
звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4.Неправильное строение или недостаточная подвижность органов
речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное нёбо
и др.
5.Длительное пользование соской — способствует межзубному
произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6.Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти,
внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать,
подражать.
7.Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже
мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы,
слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со
сверстниками, родителям необходимо обратиться за консультацией к врачу.
Обусловлены эти причины могут быть разными
факторами. Вот некоторые из них:
а) болезни, перенесённые родителями или одним
из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);
б) родовые травмы;
в) инфекционные заболевания ребёнка в раннем
детстве.
Несколько слов о наследственности.
Недостатки речи по наследству не передаются,
так как речь не является врождённой способностью человека, она формируется у
ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать
анатомические недостатки, например неправильное строение зубов или
ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специалистами
и специальным обучением.
Медико-педагогические мероприятия с такими детьми
направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на
корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предполагает
длительные занятия с логопедом.
Лозбякова
М.И.
Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов,
воспитателей, родителей. — М.: Вентана- Граф
Играем –
речь развиваем
Речь ребенка развивается под
влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой
практики, нормального социального и речевого окружения…
Разговаривайте со своим ребенком во
время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание,
игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что
делают другие люди и что видит ваш ребенок. Совместно просматривайте
познавательные телепередачи. Объясняйте непонятное в сюжете.
Говорите, чётко, доступно, эмоционально, используя
ПРАВИЛЬНО построенные предложения.
Задавайте разнообразные вопросы, это
будет стимулировать вашего ребенка использовать больше слов для ответа, строить
фразы.
Выдерживайте
временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на
вопросы.
Рассказывайте
систематически короткие рассказы, истории. Затем помогайте ребенку рассказать
эти же истории Вам или кому-нибудь еще.
Большинство занятий
проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна не только обогащать
словарный запас, но формировать связную речь, развивать память и внимание.
Помните, РЕЧЬ - ПОКАЗАТЕЛЬ ИНТЕЛЛЕКТА!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.