Главная / Русский язык и литература / Причастие и грамматические признаки. 7- класс

Причастие и грамматические признаки. 7- класс

Скачать материал

Шарипова Эльза

учительница русского языка и

литературы средней школы №33

Жалагашского района,

Кызылординской области



7- класс

Тема: Причастие

Цели урока:1.Дать понятие и закрепить, обобщить знания о причастии и его

грамматических признаках

2.Выявить особенности употребления причастий в речи,

предупреждение ошибок в употреблений причастий.

3. Воспитывать культуру речи, любовь к знаниям, русскому

языку

Тип урока: комбинированный, урок-практикум

Метод урока: словесный, исследовательский

Оборудование: электронный учебник «МЕRITS» 7 класс, слайды, карточки

Ход урока:

І. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

ІІ.Психологический настрой

Создать благоприятную атмосферу в классе

ІІІ. Блиц-опрос

1.Что такое глагол? Что он обозначает?

2.Что такое неопределенная форма глагола?

3.Что такое вид глагола?

4.Как изменяется глагол в настоящем времени?

5.Как изменяется глагол в прошедшем времени?

6. Как изменяется глагол в будущем времени?

7. Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?

8. Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?

9.Какие наклонения имеет глагол?

10.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?

ІУ. Формирование новых понятий и способов действия

(Использование электронного учебника при объяснении новой темы)

Причастие- это особая форма глагола,которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.

Причастие имеет грамматические признаки:

Глагола

  1. Время (настоящее и прошедшее)

поднимающий

поднимавший

  1. вид (совершенный и несовершенный)

  2. возвратную и невозвратную форму

  3. требует от существительного форму определенного падежа: поднимающий (что?) сумку –в.п


Прилагательного:


  1. отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Поднимающийся альпинист

  1. склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде,числе, падеже.

В предложении причастия выполняют роль определения: Например: В воздухе стоял морозный блеск, захватывающий при дыхании горло.

Действительные причастия настоящего времени


Глагол

Суффиксы

Причастия

І спр пиш-ут

игра-ют

-ущ- (-ющ-)

пишущий,

играющий

ІІ спр держ-ат

говор-ят

-ащ- (-ящ-)

держащий,

говорящий

Действительные причастия прошедшего времени



Глагол

Суффиксы

Причастия

чита-ть

молча-ть

-вш-

читавший

молчавший

нес-ти

помо-чь

-ш-

несший

помогший

Страдательные причастия настоящего времени



Неопределенная форма

Прошедшее время

Суффикс

Причастия

Исполнять

Хранить

Исполня-ет (І спр)

Хран-ит (ІІ спр)

-ем-

-им-

Исполняемый

Хранимый





Страдательные причастия прошедшего времени



Неопределенная форма

Прошедшее время

Суффикс

Причастия

Прочитать

Соединять

Построить

Открыть

Прочита-л

Соедин-ял

Построи-л

Откры-л


-нн-

-ённ-

-енн-

-т-

Прочитанный

Соединенный

Построенный

Открытый



У.Конструирование причастий

Человек,который изучает-изучающий

Человек,который рассказывает-рассказывающий

Человек,который думает-думающий

Человек, который бросил-бросивший

Человек, который убежал-убежавший

УІ. Работа по учебнику

  1. Чтение текста « Сырмак».

Беседа по тексту, определить тип текста:описание,повествование,рассуждение?

Разделить на смысловые части.

2.Упражнение. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени

Образец: выполнять-выполняют-выполняющие

подгонять, стачивать,ломать,увлекать,решать.

УІІ. Разноуровневые задания

І уровень

1 Продолжи: причастие- это ......., которая обозначает.......,отвечает на вопросы......

2.Распредели причастия по разрядам: читающий,охраняемый,пробежавший,засеянное,открытый,любящий.

3. Выпиши словосочетания с действительными причастиями настоящего времени.

ІІ уровень

  1. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени:

  2. Хранить,слагать, сжигать,мучить.

  3. Образуй краткие причастия:прочитанная книга,засеянное поле, построенное здание.

ІІІ уровень

1.Выполни морфологический разбор причастия:

Подгоняемая ветром лодка быстро уходило в море.

2.Подчеркни причастия как члены предложения:

Пожелтевшие листья разноцветным ковром устилали все дорожки в парке.

УІІІ. Тестовые задания

1 Укажи причастие: а) золотистый б) золотой в)позолоченный

2.Причастия имеют признаки:

а)прилагательного и существительного

б) существительного и глагола

в) глагола и прилагательного

3. В предложении причастие является

а) подлежащим

б)определением

в) обстоятельством

4.Укажи суффиксы действительных причастий

а) –ем,-ом,-нн;

б) –вш,-т,-ш;

в)-ащ,-ящ;

Укажи суффиксы страдательных причастий

а) –ом,-ем,-ющ;

б) –ущ,-ащ,-ящ;

в) –т,-нн,-енн;

Слайд №1

Спишите,обозначая суффиксы причастий.Укажите действительные и страдательные причастия.

  1. Книга-великое чудо,созданное человеком. (М.Горький)

  2. Хорошая книга- это сосуд заполненный мыслями,знаниями,чувствами. (Л.Кассиль)

  3. Вновь прочитать уже читанную хорошую книгу- значит вновь увидеть старого хорошего друга. (Ф.Вольтер)

Слайд №2

Замените полные причастия краткими.Обозначьте грамматическую основу полученных предложений.

Созданное произведение- произведение создано

Сожённая рукопись,прочитанный роман,произнесённое словоо, изобретённый метод,нерешенная задача,невыполненные упражнения.

ІХ. Творческое задание

Давайте все вместе попробуем сочинить стихотворение по заданному началу

Шарик,который летит- летящий

Снежок, который хрустит- хрустящий

Ручей,который журчит-........

Речь,которая звучит-.......

Х.Подведение итогов

Итак,что мы узнали о причастии?

Какие признаки имеет причастие?

Какие формы имеет причастие? При помощи каких суффиксов образуются причастия?

ХІ.Домашнее задание

1.Выучить правило.Привести примеры

2.Упр 4,5 (из учебника) стр97

ХІІ.Комментирование оценок





Причастие и грамматические признаки. 7- класс Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

Дать понятие и закрепить, обобщить знания о причастии и его                    

                      грамматических признаках

                      2.Выявить особенности употребления причастий в речи,    

                      предупреждение ошибок в употреблений причастий.

                     3. Воспитывать культуру речи, любовь к знаниям, русскому  

                           языку

Тип урока: комбинированный, урок-практикум

Метод урока: словесный, исследовательский

Оборудование: электронный учебник «МЕRITS» 7 класс, слайды, карточки

Ход урока:

І. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

ІІ.Психологический настрой

Создать благоприятную атмосферу в классе

ІІІ. Блиц-опрос

1.Что такое глагол? Что он обозначает?

2.Что такое неопределенная форма глагола?

3.Что такое вид глагола?

4.Как изменяется глагол в настоящем времени?

5.Как изменяется глагол в прошедшем времени?

6. Как изменяется глагол в будущем времени?

7. Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?

8. Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?

9.Какие наклонения имеет глагол?

10.Какую основную синтаксическую  функцию  выполняет глагол в предложении?

ІУ. Формирование новых понятий и способов действия

(Использование электронного учебника при объяснении новой темы)

Причастие- это особая форма глагола,которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.

Причастие имеет грамматические признаки:

Глагола

1)    Время (настоящее и прошедшее)

  поднимающий                                                 

  поднимавший

2)    вид (совершенный и несовершенный)

3)    возвратную и невозвратную форму

4)    требует от существительного форму определенного падежа: поднимающий (что?) сумку –в.п

 

Прилагательного:

 

1)    отвечает на вопросы     Какой? Какая? Какое? Какие?

Поднимающийся  альпинист

2)    склоняется по падежам, согласуется с существительным в роде,числе, падеже.

В предложении причастия выполняют роль определения: Например: В воздухе стоял морозный блеск, захватывающий  при дыхании горло.

 

Действительные причастия настоящего времени

Автор Алимова Гулмира Абдуразаковна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1137
Номер материала 58999
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓