Выбранный для просмотра документ Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки.pptx
Скачать материал "Презентация «Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки»"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ВКЛАД ГОРОХА
И МУХИ ДРОЗОФИЛЫ
В СТАНОВЛЕНИЕ ГЕНЕТИКИ КАК НАУКИ
Автор презентации:
Безсонов В.В., учитель биологии и химии ,
ГКОУ МО ВСОШ № 23,
п. Ревда Ловозерского района
Мурманской области
2 слайд
2
Часть I
ОТКРЫТИЕ
ПЕРВЫХ НАСЛЕДСТВЕННЫХ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
3 слайд
1900
Корренс Карл Эрих,
Эрих фон Чермак-Зейзенегг,
Хуго Де Фриз
Корренс Карл Эрих
1864— 1933
немецкий ботаник
Эрих
фон Чермак-Зейзенегг
1871 – 1962
австрийский генетик
3
Хуго Де Фриз
1848—1935
голландский ботаник, генетик
4 слайд
Грегор Иоганн Мендель
1822–1884
священник,
учитель естественных наук
4
5 слайд
Статья «Эксперименты с гибридами растений»
(«Опыты над растительными гибридами»),
Протоколы Брюннского естественноисторического общества, 1866 г
5
6 слайд
Закономерности наследственности,
обнаруженные Грегором Менделем
(менделевская генетика)
1. «Закон единообразия гибридов первого поколения»: при скрещивании «чистых линий» гибридные растения первого поколения одинаковы и проявляют признак одного из родителей.
2. «Закон расщепления признаков у гибридов второго поколения»: среди
гибридов второго поколения появляются растения как с доминантными,
так и с рецессивными признаками в соотношении 3:1.
3. «Закон независимого наследования признаков»: два признака в потомстве
ведут себя независимо и во втором поколении встречаются во всех возможных сочетаниях.
Гипотеза чистоты гамет: при образовании гибридов наследственные факторы* не смешиваются, а сохраняются в неизменном виде. Выдвинута с целью объяснить обнаруженные закономерности
*предполагаемые наследственные факторы впоследствии были названы генами
При моногибридном скрещивании обнаруживаются 1 и 2 закономерности, при дигибридном 1-3
6
7 слайд
Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?
7
8 слайд
Статистический анализ
наблюдений
За 8 лет Мендель записал результаты опытов более чем над 21 000 отдельных растений
+
Использовался многими учёными для изучения наследственности
8
Гибридологический метод (скрещивание особей)
МЕТОДЫ РАБОТЫ МЕНДЕЛЯ
9 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Pisum sativum
9
10 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Каждая особь гороха даёт многочисленное потомство
10
11 слайд
2. Относительно быстрая смена поколений
Горох — наиболее скороспелая зерновая бобовая культура.
Период вегетации колеблется от 65 до 140 дней
в зависимости от сорта и почвенно-климатических условий
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
11
12 слайд
3. Горох – самоопыляющееся растение
Можно легко контролировать процесс опыления
и поддерживать «чистые линии»
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
12
13 слайд
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
Например, гладкие или морщинистые семена (1),
жёлтые или зелёные семена (2)
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
13
14 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
14
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
?
15 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пазушное или верхушечное
расположение цветков
15
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
16 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
16
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
Красный или белый венчик
Красный или белый
венчик
17 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
17
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
Высокий или низкий рост
Высокий или
низкий рост
18 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
18
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
Зелёная или жёлтая окраска бобов
Зелёная или жёлтая
окраска бобов
19 слайд
ГОРОХ
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
19
4. Наблюдаемые признаки парны и трактуются однозначно
Бобы с перетяжками или без перетяжек
Бобы с перетяжками или
без перетяжек
20 слайд
Различные виды ястребинки
1 – фасоль (три вида), 2 – кукуруза,
3 – левкой (два вида), 4 – ночная красавица
20
ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ
21 слайд
21
Шарль Виктор Ноден
1815–1899
французский ботаник
22 слайд
1. Гибридологический метод был дополнен статистическим анализом
3. Прослеживалось одновременно наследование небольшого числа признаков
2. В качестве объекта исследования использовано самоопыляемое растение с рядом других благоприятствующих изучению наследования особенностей. Для получения исходного материала, «чистых линий», проводилось искусственное опыление
22
Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только
через несколько десятков лет?
23 слайд
23
Часть II
ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
24 слайд
Томас Хант Морган (1866-1945),
американский генетик, лауреат Нобелевской премии
по физиологии и медицине 1933 года
«За открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности»
24
1911
25 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Drosophila melanogaster
25
26 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Быстрая смена поколений
Период развития от яйца до половозрелой особи составляет 10 суток,
а продолжительность жизни в среднем 2 месяца
26
II. ЛИЧИНКА
III. КУКОЛКА
I. ЯЙЦО
IV. ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ
27 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. Высокая плодовитость
На вторые сутки после вылупления становится половозрелой,
от одной пары мух 50-200 потомков.
Быстрая смена поколений и плодовитость
позволяют чаще наблюдать возникновение мутаций
27
28 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
3. Неприхотливость в содержании, дешевизна разведения
28
Рецепт питательной среды
(100 пробирок):
пекарские дрожжи – 75 г,
сахарный песок – 25 г,
манная крупа – 25 г,
вода – 700 мл,
агар – 9 г
29 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. Небольшое количество хромосом в кариотипе,
гигантские хромосомы в слюнных железах личинок
29
2n = 8
Женский кариотип Мужской кариотип
30 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 1)
30
Мутации окраски и формы глаз:
нормальная форма —
1 — тускло-красные глаза;
мутантные формы —
2 — «розовые глаза»,
3 — «белые глаза»,
4 — «уменьшенные, плосковидные»
31 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 2)
31
Нормальное тело
Мутантная форма
«чёрное тело»
32 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
5. Хорошо фиксируемые многообразные мутации (пример 3)
32
Нормальные крылья
Мутантная форма
«недоразвитые крылья»
33 слайд
ПЛОДОВАЯ МУШКА ДРОЗОФИЛА
КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
6. Хорошо изученный генетический материал
(в настоящее время)
Изучение наследственности дрозофилы в условиях невесомости
33
34 слайд
Короткий жизненный цикл
Высокая плодовитость
Хорошо различимые и однозначно трактуемые признаки
Большое количество хромосом
Крупные размеры
Перекрёстноопыляемость
Широкая экологическая пластичность
Повсеместное распространение
3.
5.
6.
4.
7.
2.
1.
8.
34
Интерактивное контрольное задание
Какие признаки делают объект удобным для
генетических исследований?
35 слайд
35
В презентации использованы:
снимки микропрепаратов, сделанные в программе ScopePhoto;
фотографии, найденные в поисковой системе Yandex (на момент скачивания не имелось никаких ссылок на их правообладателей, часть фотографий изменена)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Рекомендации.docx
Скачать материал "Презентация «Вклад гороха и мухи дрозофилы в становление генетики как науки»"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация предназначена для использования на уроках биологии при изучении основ генетики учащимися II-III ступеней.
В работе раскрывается суть гибридологического метода, перечисляются критерии, предъявляемые к объектам генетических исследований.
Презентация содержит интерактивное контрольное задание.
Рекомендации к использованию
Данная презентация может быть использована на уроках биологии по темам «Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики» (часть 1) и «Хромосомная теория наследственности» (часть 2).
Презентация рассказывает о причине «любви» генетиков к гороху (часть 1) и мухе дрозофиле (часть 2). На примере этих объектов раскрывается значение гибридологического метода в становлении и развитии генетики как науки.
Пояснения по изложению учебного материала и методические указания по использованию презентации содержит следующая таблица:
Номер слайда
Комментарии и рекомендации
1
Название презентации имеет юмористический оттенок, но именно в такой формулировке оно отражает основное её содержание
2
Первая часть презентации посвящена гороху
3-4
Тысяча девятисотый год принято считать годом рождения генетики как науки. В этот год трое учёных независимо друг от друга переоткрыли наследственные закономерности, ранее обнаруженные австрийским естествоиспытателем Грегором Менделем
5
Конспект с результатами исследований Менделя был опубликован в 1866 году в одном из томов брюннского Общества естествоиспытателей. Он поступил во многие университетские библиотеки. Благодаря этому приоритет в открытии остался за Менделем. А в учебной литературе выявленные им закономерности получили его имя
6
На слайде открытые Г. Менделем закономерности перечислены с ознакомительной целью и без использования генетических терминов. Это связано с тем, что гибридологический метод рассматривается, как правило, в самом начале изучения основ генетики.
Менделем было описано несколько закономерностей. Для объяснения одной из них он выдвинул предположение о дискретном характере наследования. Это предположение оказалось правильным, впоследствии ему было дано цитологическое обоснование
7
Выводы, сделанные Грегором Менделем, смогли подтвердить только через несколько десятков лет. Закономерен вопрос: по каким причинам Мендель так значительно опередил других исследователей?
8
Во второй половине XIX века гибридологический метод (скрещивание с целью получения новых особей – гибридов) был весьма популярен среди исследователей. Имея определённый багаж знаний по математике и опыт в её преподавании, Мендель дополнил этот метод другим – статистическим анализом. Это позволило ему выявить характер соотношения качественных изменений, а не просто описать их, и в итоге сформулировать первые наследственные закономерности. Это первая причина
9
Вторая причина – это удачный выбор объекта исследований. Им явился горох, широко распространённая неприхотливая огородная культура
10-11
У гороха относительно быстрая смена поколений и высокая плодовитость. Эти особенности позволяют в кратчайшие сроки получить статистически достоверный результат
12
Горох является самоопыляемым растением (в жаркое и сухое лето возможно перекрёстное опыление). Цветки у него крупные, поэтому получить так называемые «чистые линии» (сорта с определённым набором устойчивых признаков в ряду поколений), которые Мендель использовал как исходный материал при изучении наследственности, технически не составляло труда. Достигалось это путём искусственного опыления
13-19
Наблюдаемые у гороха признаки парны и трактуются однозначно
20
Грегор Мендель изучал наследственность, используя и другие объекты. На зелёном фоне показаны растения, при изучении наследственности которых прослеживаются такие же закономерности, как у гороха. На красном фоне различные виды ястребинки. Аналогичных закономерностей для данного растения установлено не было. Ястребинка – перекрёстноопыляемое растение; цветков много, но они мелкие. Получить «чистые линии» практически невозможно
21
Французский ботаник Шарль Ноден, современник Менделя, тоже в определённый период использовал в исследованиях количественное описание результатов скрещиваний. Обнаружил явления «разъединения» и комбинирования признаков в потомстве гибридов. Как селекционер-практик, в опытах Ноден пытался прослеживать одновременно наследование большого количества признаков, в качестве объектов исследований им были выбраны перекрёстноопыляемые растения (тыквенные), проводил межвидовые скрещивания. Полученные гибриды использовались им для дальнейшей селекции. В сумме это и явилось причиной того, что статистический анализ не помог выявить ему количественные закономерности наследования единичных признаков. Мендель же, по сути, селекционером не являлся, цели получить новый сорт у него не было, поэтому он сосредоточился на прослеживании наследования 1-2 признаков, используя разные сорта одного вида. Это третья причина достижения им успеха
22
Слайд возвращает к вопросу «Благодаря чему Грегор Мендель получил результаты, которые смогли подтвердить только через несколько десятков лет?» Ответ получен, последовательно выносятся уже перечисленные причины
23
Вторая часть презентации посвящена мухе дрозофиле
24
Муха дрозофила использовалась как объект исследований в лаборатории Томаса Моргана. Такой выбор, как и в случае с горохом, предопределил более быстрое получение научных результатов. Итогом работы Моргана и его команды явилась хромосомная теория наследственности (1911 г)
25-33
На слайдах 26-33 последовательно перечисляется ряд особенностей мухи дрозофилы, как объекта генетических исследований
34
Слайд содержит интерактивное контрольное задание – вопрос по рассмотренному материалу и список правильных и неправильных ответов. Выбор осуществляется простым нажатием. Верный ответ окрашивается в зелёный цвет, неверный – в красный
35
Заключительный слайд показывает соотношение размеров рассмотренных объектов – горошины и плодовой мушки. Демонстрация слайда сопровождается звуковыми эффектами
К данной презентации полезно вернуться в конце изучения цитогенетических основ наследственности.
6 656 304 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Безсонов Валерий Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.