Тема урока: Сложносочинённые
предложения с разделительными союзами
Цели: формирование знаний о сложносочинённых предложениях с разделительными союзами; развитие навыков конструирования
сложносочинённых предложений с разделительными союзами,
правильной постановки знаков препинания, умения
производить синтаксический анализ; сворачивать сложные предложения в
простые и разворачивать простые предложения в сложные, строить схемы; привитие интереса к
устному народному творчеству.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап. Проверка подготовленности к уроку
II.Опрос д\з
Тест из 5 вопросов
за 3 минуты (индивид.работа)
1.Сложное
предложение состоит из:
А).двух или
нескольких однородных членов предложения;
Б). двух или
нескольких простых предложений;
В). двух или
нескольких причастных оборотов;
Г).двух или нескольких
деепричастных оборотов.
2. Сложносочиненным
предложением называется предложение, части которого соединены:
А). при помощи
союзных слов;
Б).
сочинительными союзами;
В). только
интонацией;
Г).
подчинительными союзами.
3. Союзы а, но, зато
являются:
А).
соединительными;
Б).
противительными;
В).
разделительными.
4. Союзы и, да,
ни…ни являются:
А).
соединительными;
Б).
противительными;
В).
разделительными.
5. В
сложносочиненных предложениях с противительными союзами явления:
А).
противопоставляются другим;
Б). происходят
одновременно;
В). чередуются
один за другим.
Ключи ответа: 1. Б.
2. Б. 3. Б. 4. А. 5. А.
III.Объявление темы урока и целей
IV.Формирование новых понятий и способов действия
Класс делится на 2 группы
1. Самостоятельное изучение материала для обязательного усвоения (§ 8 с.
51-52).
2. Составить схему, таблицу, примеры
3. Защита проекта (у доски 2 ученика с каждой
группы)
V. Применение.
Формирование основных умений и навыков.
1. Цифровой диктант. Дать учащимся почитать
предложения (упр. 52) про себя. Затем прочитать вслух и распределить в 1
столбик предложения,в которых явления чередуются, во 2 – из двух явлений
возможно одно?
2. «Лучший переводчик» по упр. 53. Кто быстрей
переведет и запишет без ошибок.
Или быстро пройди, или уйди с дороги. Я пойду,
или дедушка придёт сам.
Дамеш смотрит то на плачущую маму, то на
обессиленного отца. То оставались позади озера с зелеными камышами, то
встречались желтые равнины. То он ласковый, то очень строгий.
3. Карточки. Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
4. Метод 515. За 5 минут составить 15 ССП о
сегодняшнем уроке.
VI. Этап
информации о домашнем задании. 1) упр. 57(выучить пословицы); читать § 8
VII. Этап рефлексии. Упражнение «Цена
улыбки» (по Д.Карнеги)
Выберите ту, которая подходит вам, и
объясните, почему вы
остановили свой выбор на этом выражении.
·
Улыбка ничего не
стоит, но много дает.
·
Улыбка длится
мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
·
Улыбка создает
счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых
взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
·
Улыбка –
вдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч
для опечаленных, а также лечшее противоядие, созланное природой от
неприятностей.
Тесты «Сложносочиненные предложения»
1.Сложное
предложение состоит из:
А).двух или
нескольких однородных членов предложения;
Б). двух или нескольких
простых предложений;
В). двух или
нескольких причастных оборотов;
Г).двух или
нескольких деепричастных оборотов.
2. Сложносочиненным
предложением называется предложение, части которого соединены:
А). при помощи
союзных слов;
Б). сочинительными
союзами;
В). только
интонацией;
Г).
подчинительными союзами.
3. Союзы а, но, зато
являются:
А).
соединительными;
Б).
противительными;
В).
разделительными.
4. Союзы и, да,
ни…ни являются:
А).
соединительными;
Б). противительными;
В).
разделительными.
5. В
сложносочиненных предложениях с противительными союзами явления:
А).
противопоставляются другим;
Б). происходят
одновременно;
В). чередуются
один за другим.
Тесты «Сложносочиненные предложения»
1.Сложное
предложение состоит из:
А).двух или
нескольких однородных членов предложения;
Б). двух или
нескольких простых предложений;
В). двух или
нескольких причастных оборотов;
Г).двух или
нескольких деепричастных оборотов.
2. Сложносочиненным
предложением называется предложение, части которого соединены:
А). при помощи
союзных слов;
Б).
сочинительными союзами;
В). только
интонацией;
Г).
подчинительными союзами.
3. Союзы а, но, зато
являются:
А).
соединительными;
Б).
противительными;
В).
разделительными.
4. Союзы и, да,
ни…ни являются:
А).
соединительными;
Б).
противительными;
В).
разделительными.
5. В
сложносочиненных предложениях с противительными союзами явления:
А).
противопоставляются другим;
Б). происходят
одновременно;
В). чередуются
один за другим.
Расставить знаки
препинания, составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота. Всходило
солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Расставить знаки препинания,
составить схемы предложений.
Гроза разразилась и дождь
освежил томящуюся землю. Туча пришла а дождя не принесла.
То ли гречка цветет то ли речка
течет. Дневная жара спала но в воздухе осталась неприятная сырая духота.
Всходило солнышко и вслед за ним обсыхала роса. День был холодный но ясный.
Урок
10 (14)
Тема урока: Сложносочинённые
предложения с разделительными союзами (продолжение темы)
Цели:
формирование знаний о сложносочинённых предложениях с
разделительными союзами; развитие навыков
конструирования сложносочинённых предложений с разделительными союзами,
правильной постановки знаков препинания, умения производить синтаксический
анализ;
сворачивать сложные предложения в простые и разворачивать простые
предложения в сложные, строить схемы; воспитание самостоятельности и
удовлетворения трудом.
Тип
урока: совершенствование знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный
этап. Проверка подготовленности к уроку.
II. Актуализация.
Словарный диктант
Инициатива,
исследование, естественный, жизнерадостный, жилой, загораться, непрерывно,
несомненно.
III. Проверка домашнего задания. 1) упр. 54. Поменяйтесь
тетрадями и проверьте друг у друга домашнее задание.
IV.Объявление темы урока и целей. Продолжим
работу над ССП с разделительными союзами.
V. Применение.
Формирование основных умений и навыков.
1. «Мозговой
штурм». Ответы на вопросы: 1) Какие разделительные союзы
вы знаете? 2) На что указывают ССП с разделительными союзами? 3) Какой
знак препинания ставится в ССП с разделительными союзами?
2. Составьте ССП. 1. Поедем вместе. Уйду один. 2. Вы ошиблись. Я
неправильно понял. 3. Был дождь. Выпал снег. 4. Подул ветер. Дождь усилился.
5. Пришла весна. Прилетели птицы. 6. Наступила зима. Ударил сильный мороз.
7. В класс вошёл учитель. Начался урок. 8. Имя дают родители. Уважение
человек завоёвывает сам.
3. Где вы поставите запятую? Можешь шагу прибавить или силёнок нет? 2. Либо
моя речь произвела сильное впечатление либо и без того у колонистов накипело. 3.
То ли гречка цветёт то ли речка течёт. 4. Отвечай же мне а не то я буду
беспокоиться. 5. Либо я всё устрою по-прежнему либо я его на дуэль вызову. 6.
Налетел ветерок и на подоконник упали капли дождя. 7. Дневная жара спала но в
воздухе осталась неприятная сырая духота.
4. Выполнение уровневых заданий. I уровень - упр.59, 60. II уровень -упр. 64 (кроме
второго предложения), 65. Ш уровень - 57, 63 упр.
V.
Этап информации о
домашнем задании. Повторить § 4 - 7.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.