Конспект занятия по математике в подготовительной к
школе группе по программе «Школа 2000».
Тема:
Число7. Цифра7.
Цель:
1)познакомить
с цифрой 7, порядковым счётом до7, сформировать умение соотносить цифру 7 с
количеством;
2)сформировать
опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на
основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если
что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»; формировать с
помощью игровых приёмов волевые умения: выдержку, терпеливость, упорство и
настойчивость в достижении поставленной цели.
3)тренировать
умение сравнивать численность двух групп предметов путём пересчёта и
составления пар, умение контролировать импульсивное поведение.
4)тренировать
мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование,
развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие
способности, инициативность.
Материалы
к занятию:
Раздаточный:
цветные карандаши, карточки с числами от 1до7, конверт с крабиками,
индивидуальные карточки с заданиями «Лабиринт», «Раскрась рыбку», плакат с
изображением моря.
Оборудование:
интерактивная доска, мультимедийная презентация (см. диск).
Учебник:
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе».
Ход
занятия:
1.Введение
в игровую ситуацию.
Дидактические
задачи:
1)мотивировать
детей на включение в игровую деятельность, создать положительный эмоциональный
фон, развивать речь;
-Проверьте
друг у друга все ли нужные предметы к занятию по математике на месте?
-Чему
вы уже научились на уроках математики? Вы уже встречались со многими сказочными
героями на занятиях по математике. И сегодня вместе с вами вновь джинн Фант-
Азиль Считалиус ибн Плюс .
-В
кого на этот раз превратился маленький джинн?
-Правильно,
в дельфина!
-А
как вы его узнали?
-По
кисточке на голове!
(Слайд
1)
-Фант-
Азиль Считалиус ибн Плюс предлагает нам отправиться в путешествие по стране
Математики вместе с ним и поиграть в различные игры.
-Хотите
поиграть?
-Тогда
отправляемся в путь.
2.Актуализация
знаний.
Дидактические
задачи:
1)актуализировать
порядковый счёт до 7, умение сравнивать численность двух групп предметов путём
пересчёта и составления пар;
2)тренировать
мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, логическое
мышление, воображение, речь;
(Учащиеся
совершают предметные действия с счётным материалом в парах (кружками. Один
ребёнок работает у доски, проговаривая свои действия вслух.)
2.1«Обведи
по точкам».
- Фант Азиль Считалиус
хочет познакомить вас со своими друзьями, но их что-то плохо видно, нужно
обвести контур по точкам.
(Слайд 2)
2.2«Весёлые
задачи».
-Фант
Азиль Считалиус любит считать. Ведь это просто. Поиграем с ним?
-
Сколько рыбок плывёт налево и направо?
(Слайд
3)
- Расставил
Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ними-
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
(Слайд
4)
-Сколько
крабиков увидел Считалиус? А почему один из них был грустный?
(
Он шестой, ему не хватило жемчужинки.)
(Слайд
5)
-Поможем
крабику, сделаем так, чтобы жемчужинок было 6.
-Ответьте,
как получить число 6? ( К 5 жемчужинкам прибавить ещё одну.)
(5
жемчужинок+1 или 1+5, 2+4 или 4+2, 3+3)
-Молодцы,
теперь и у этого крабика есть жемчужинка!
-С
кокосовой пальмы посыпались орехи. Помогите посчитать их Считалиусу. (Слайд 6)
-Положите
столько же кружков, сколько орехов. (6 орехов, 6 крабиков)
-Крабики
стали сразу играть с ними.
-Сколько
орехов они не тронули?(1)
-Сколько
вам нужно добавить кружков?(ещё один)
-Сколько
всего получилось орехов? (7)
-Как
получили 7 орехов?
(К
шести добавили один).
-Что
нужно сделать, чтобы крабиков и орехов было поровну? (Убрать один орех или
добавить одного краба.)
3.Затруднение
в игровой ситуации.
3.1.
Игра «Письмо».
Дидактические
задачи:
1)актуализировать
знания детей о возможности записать результат счёта предметов- цифру, создать
мотивационную ситуацию для введения цифры 7;
2)сформировать
опыт под руководством педагога фиксации затруднения, понимания его причины и
опыт целеполагания;
3)тренировать
мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать речь,
воображение, логическое мышление.
-
Фант Азиль Считалиус хочет написать письмо своему другу-крабику и рассказать
о том, что орехов 7 и 1 орех лишний, но у него возникло затруднение. Он не
знает правильно ли он написал цифру 7?
-Поможем
ему в этом?
-Как
называют знаки, которыми обозначают количество предметов?
(Цифры)
-Выберите,
пожалуйста, у себя на столе карточку с записью числа 7 и положите перед собой
( кто-то из детей берёт неправильную карточку или сам педагог берёт
неправильную карточку).
-Кто
же прав? Какую карточку нужно положить ?
-Мы
можем помочь Фант Азиль Считалиусу? (Нет)
-Почему
не можем? ( Потому что не знаем, как записать число 7.)
-
Что же нам делать?( Узнать, как записать число 7.)
4.Открытие
нового знания.
4.1.
игра «Письмо Фант Азиль Считалиусу» ( продолжение).
Дидактические
задачи:
1)сформировать
умение различать цифру 7, соотносить цифру 7 с количеством предметов;
2)закрепить
способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по
учебнику», сформировать положительный опыт использования этого способа;
3)тренировать
мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение,
логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Как
можно узнать то, что не знаешь? (Можно спросить у того, кто знает, можно
посмотреть в учебнике.)
-Откройте
свой учебник там, где закладка. Найдите цифру 7.
-Покажите
цифру 7. Пересчитайте предметы.
-Теперь,
выберите нужную карточку с цифрой 7.
-Теперь
вы можете найти нужную карточку? (Дети самостоятельно находят карточку с цифрой
7 ,показывают её и сравнивают с цифрой джинна).
-Молодцы,
вы помогли Фант Азиль Считалиусу! Письмо доставлено.
5.Включение
нового знания в систему знаний ребёнка.
5.1
Игра «Море волнуется-раз..»
Дидактические
задачи:
1) организовать
активный отдых детей, развивать фантазию;
2) формировать
волевое умение контролировать импульсивное поведение;
-
Фант Азиль Считалиус превратился в волну! И вы сможете сейчас превратиться в кого
захотите!
-Он
предлагает вам поиграть в игру «Море волнуется-раз..».
-
Вместе с нами будут играть черепашки, крабики, ящерки. Посчитайте сколько их?
(Слайд 7)
(Дети превращаются в разных морских животных, волну,акулу, капельку по сигналу
учителя. Учитель хвалит детей за проявленную фантазию.)
(Слайд
8)
5.2.Работа
в учебнике – тетради («Игралочка- ступенька
к школе» , ч.2)
№1
стр.39
Дидактические
задачи:
1)тренировать
умение соотносить цифру с количеством, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать
мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, мелкую
моторику руки;
-
Фант Азиль Считалиус превратился в ученика и хочет с вами поиграть в
школу.(слайд 9)
-Но
он не знает как выполнять задания в учебнике. Поможем ему? Выполним задания
вместе с нашим джинном.
(один
ученик работает у доски)
-Нарисуйте
под картинкой столько палочек, сколько предметов на картинке. Соедини с нужным
числом.
(Для
проверки задания всеми детьми учитель предлагает обменяться учебниками и
проверить по образцу на доске.)
5.3.
Игра «Лабиринт», «Раскрась рыбку». (Слайды 10, 11)
Дидактические
задачи:
1)тренировать
мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание,
память, мелкую моторику руки;
2)формировать
волевые умения: выдержку, терпеливость, упорство и настойчивость в достижении
поставленной цели.
-Фант
Азиль Считалиус любит загадывать загадки. Он придумал весёлые задания.
-Вам
нужно найти выход из лабиринта крабику и помочь ему встретиться с другом.
-Кто
попробует первым?
(Один
ученик работает у доски, остальные с карточкой.)
-
А теперь, подумайте, какой рыбки не хватает?
(Один
ученик работает у доски, остальные с карточкой.)
5.4.
Пальчиковая гимнастика
Дидактические
задачи:
Развивать
фантазию, мелкую моторику руки, умение действовать по образцу.
-Покажи
с помощью пальцев как ползёт краб, плывёт морская звезда, осьминог.
5.5.
Работа в учебнике – тетради («Игралочка- ступенька
к школе» , ч.2)
Дидактические
задачи:
1)тренировать
умение распознавать изученные цифры, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать
мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, мелкую
моторику руки;
№5
стр.38.
Дидактические
задачи:
1)закреплять
умение узнавать знакомые цифры, выполнять взаимоконтроль;
2)тренировать
мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память,
воображение, мелкую моторику руки;
-Нашему
джинну пора возвращаться к себе домой. Ведь он живёт в бутылке. Но вот беда
путь к морю далёкий, нужно ехать на поезде. А он не сдвинется, потому что
сломался.
-Чтобы
починить поезд, нужно раскрасить колёса, вагончики и другие предметы по
образцу, предложенному ниже. (Слайд 12)
(
Дети раскрашивают картинки на рисунке в учебнике в соответствии с образцом:
1-оранжевым цветом, 2 –жёлтым, 3- зелёным, 4- синим, 5 –коричневым, 6-голубым,
7- красным. Проверка осуществляется в парах по образцу на доске.)
-
Молодцы!
6.Итог
занятия.
Дидактические
задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
-Вот
и закончилось наше путешествие. Наш джинн прощается, он снова превратился в
дельфина. Ему пора возвращаться в молочную бутылку до следующего урока.
-В
какие игры вы сегодня играли с Фант Азиль Считалиусом ?
-
Какая игра была трудной для вас?
-Какие
задания вам понравились больше? Считалиус просит вас нарисовать его любимую
кисточку рядом с этими заданиями.
-Достаньте
из конвертика мраморных крабиков.
-Что
вы заметили? (У них разные выражения лиц.)
-Выберите
крабика, который соответствует вашему настроению, и наклейте его на картинку
нашего моря. (Учитель помогает наклеить крабиков на общую картину моря).
-Наш
урок окончен. Всем спасибо.
Используемые
ресурсы:
1. «Новая
математика для дошкольников/О.Л. Соболева, В.В. Агафонов, О.В.Агафонова; под
редакцией О.Л. Соболевой.- М.: Дрофа-Плюс, 2007.
2. «Игралочка-
ступенька к школе.»Практический курс математики для дошкольников.Часть 2/Л.Г.
Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.:Издательство «Ювента», 2011.
3.
Поиграем, почитаем.- Ростов
н/Д: Феникс, 2013. – 64 с.: ил.- (Весёлые уроки).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.