Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии
Киселева Т.А.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№12»
Г.Кунгур
Пермский край
2 слайд
Н.Ф.Талызина.
Педагогическая психология.
3 слайд
Виды контроля
Контроль - неотъемлемая часть обучения.
Три основных вида контроля :
Предварительный контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
4 слайд
Предварительный контроль
Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной деятельности.
Надо помнить о принципе доступности и уметь применять этот принцип при формировании вполне определенных видов познавательной деятельности и при организации усвоения конкретных знаний.
При организации процесса усвоения знаний необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного учащегося.
Усвоение любых новых знаний и умений предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие не только предметных знаний и умений, но и логических. Учащиеся должны также владеть целой системой логических операций.
5 слайд
Пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения.
Если учащиеся не умеют включаться в работу по речевой инструкции, а обучение требует этого постоянно, то процесс усвоения не сможет достичь намеченной цели.
Надо помнить о принципе педагогики: последовательности обучения.
Своевременная коррекция исходного уровня познавательной деятельности учащихся предполагает другие организационные формы учебной деятельности: индивидуальную работу с учителем или с компьютером, который, при наличии хорошей программы, может не только проконтролировать исходный уровень познавательной деятельности каждого учащегося, но и довести его до необходимых показателей.
6 слайд
Текущий контроль
Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения.
Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Пооперационный контроль важен потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия.
7 слайд
Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов. Без него невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся
Обратная связь должна нести следующую информацию:
а) выполняет ли обучаемый то действие, которое намечено;
б) правильно ли его выполняет;
в)соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.
8 слайд
На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающих этапах — сам обучаемый.
Важный вопрос-частота контроля со стороны учителя зависит от этапа усвоения.
Требования к организации контроля:
1. На первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным.
2. В начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим за каждым выполняемым заданием.
3. В конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок.
9 слайд
Исследование чешского психолога В.Кулича показали , что потребность ученика в контроле и его объективная необходимость не всегда совпадают. Он описал 4 ситуации:
1) учащийся уверен в правильности своих действий, и они объективно являются правильными; потребности в контроле не испытывает;
2) учащийся не уверен в правильности своих действий, но они объективно являются правильными; учащийся испытывает потребность в контроле;
3) учащийся уверен в правильности своего ответа и поэтому не стремится к его проверке, но ответ ошибочный;
4) учащийся не уверен в правильности своего ответа, испытывает потребность в контроле, ответ ошибочный.
Таким образом, при правильной организации контроля ученик должен иметь возможность проконтролировать себя каждый раз, когда у него есть в этом потребность.
10 слайд
Правильно организованный контроль способствует повышению интереса к учению.
Систематический контроль за усвоением и своевременное внесение соответствующих корректив в этот процесс - одно из важнейших условий эффективного усвоения знаний.
11 слайд
Итоговый контроль
Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой .
В.П.Беспалько выделяет 4 уровня усвоения знаний
- уровень узнавания
-уровень воспроизведения
-уровень применения знаний в привычных условиях
-уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний)
12 слайд
Цели обучения и итоговый контроль.
Цели необходимо формулировать на языке задач.
1. Для изучения нового материала учитель определяет задачи, при решении которых этот материал будет использоваться учащимися. Другими словами, учитель должен знать, для чего ученикам нужны данные знания.
2. Каждая задача требует для своего решения определенных познавательных действий, умений. Следовательно, с помощью задач можно установить, в каких познавательных действиях ученик должен уметь использовать данные знания.
3. Указать, какими качествами должны обладать выделенные познавательные действия и входящие в них знания (в какой форме должны научиться выполнять их учащиеся, с какой скоростью, в каких пределах, т. е. с какой мерой обобщенности, и т.д.).
13 слайд
Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контроля.
Требования к итоговому контролю
1.Валидность контроля
2.Надежность контроля
Валидность - это соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Валидность должна касаться как предметных знаний, так и видов (приемов) познавательной деятельности.
Два вида валидности
1.Содержательная валидность связана с предметными знаниями. В соответствии с ее требованиями в контрольных заданиях должно быть отражено все основное содержание данного учебного предмета
2. Функциональная валидность' может быть раскрыта как соответствие контрольного задания тому познавательному действию, которое подлежит контролю.
14 слайд
2.Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле.
Оценка результатов итогового контроля
Объективность и обоснованность оценки возможны при следующих условиях:
1. Учет всех характеристик знаний и умений, которые предусмотрены целью обучения и которые должны, следовательно, контролироваться.
2. При контроле той или иной характеристики усвоения, при одних и тех же целях обучения и одних и тех же результатах контроля (например, при равном количестве правильных решений равнозначных задач) выставляется одно и то же количество баллов.
Оценка по предмету всегда должна быть оценкой уровня усвоения учеником знаний по этому предмету.
15 слайд
Литература.
Карпов Ю.В , Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. – М. , 1989.
Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе – М., 1983.-С. 3 -37.
Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды. – М., 1989 –С. 218-220.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация сообщения для семинара. Тема: «Контроль и его функции в учебном процессе с точки зрения психологии» . Материал был взят из книги Н.Ф. Талызиной «Педагогическая психология». В презентации изложен материал о трёх основных видах контроля: предварительного, текущего и итогового. Раскрываются значение, принципы, коррекция, требования к организации каждого вида контроля. Предложен список используемой литературы. Материал предназначен для учителей начальных классов.
6 609 573 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Диана Ильгизовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.