Описание презентации по отдельным слайдам:
Методическая разработка раздела образовательной программы «Музыка и изобразительное искусство» Выполнила: учитель музыки МАОУ Ветлужская СОШ Краснобаковского района Доброва Наталья Евгеньевна 2012 год
Актуальность Требования стандартов второго поколения Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; реализация установок здорового образа жизни; Умение работать с разными источниками музыкальной информации: находить ее в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,музыкальных словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; Выделение существенных признаков музыкальных объектов (отличительных признаков музыкальных жанров, форм ;
Принципы отбора содержания образования Принцип научности Учет возрастных психофизических особенностей обучающихся Принцип гражданственности Светский характер образования (в законе РФ). Принцип инновационного обучения Принцип социализации Принцип поликультурности
Показатели уровня развития мышления (по методике ШТУР) Показатели уровня учебной мотивации ( по методике Гинсбург) Исследование психологических особенностей обучающихся
ЦЕЛЬ: Проследить взаимосвязь двух видов искусств: музыки и живописи ЗАДАЧИ:
Образовательные технологии, методы. * Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; - метод создания «композиций»; - метод междисциплинарных взаимодействий; - метод проблемного обучения.
Виды практической деятельности I – слушание музыки, II – выполнение проблемно-творческих заданий, III – хоровое пение. Форма: урок
Виды уроков: урок – беседа; урок – экскурсия; урок – игра; урок - выполнение учебного проекта; урок-прелюдия; урок-размышление; Жанры уроков: тематический творческий портрет творческая лаборатория интегрированный комбинированный
- знать музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности; - воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; - характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; - выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями изобразительного искусства и жизненными истоками; - сравнивать и сопоставлять произведения музыкального и изобразительного искусства; Требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся 5 класса
Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый. Форма контроля: - самостоятельная работа; - устный опрос; - взаимоопрос; - синквейн; - цифровой диктант; - тест; - хоровое пение; - индивидуальное пение. -защита презентации, проекта;
Учебно - методический комплект: учебник - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс М «Дрофа» 2009; тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений». М «Дрофа» - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 5 класс. нотная хрестоматия с методическими рекомендациями для учителя - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. 5 класс М «Дрофа» 2009; фонохрестоматия «Музыка» 5 класс М «Дрофа» 2009.
Содержание программы Образы живописи в музыке (2 ч) Урок 1, 2 Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Влияние изобразительного искусства на музыку. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?» Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть».
Урок 3 Музыкальный портрет (1 ч) Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление произведений музыки и живописи. Ознакомление с творческим содружеством «Могучая кучка» Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям. Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон».
Урок 4, 5 Пейзаж в музыке (2 ч) Изучение взаимосвязи музыки и живописи в произведениях ,отражающих картинах природы Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака» Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли» , К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории». Образы природы в творчестве музыкантов «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Ознакомление с направлением в искусстве - импрессионизмом
Урок 6-8 Ознакомление с музыкальными произведениями ,в основу сюжета которых легли сказки и былины Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Волшебная красочность музыкальных сказок Музыкальная живопись сказок и былин (3 ч) Сказочные герои в музыке Тема богатырей в музыке
Урок 9, 10 Формирование умений находить общее в произведениях музыки и живописи. Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. Чюрлёнисом Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т), М. Чюрлёнис «Соната моря» Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены», М. Чюрлёнис «Соната моря» «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» Музыка в произведениях изобразительного искусства (2 ч) Что такое музыкальность в живописи?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. 3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 4. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. 5.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 6. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 7. Затямина «Современный урок музыки», 2009г
MULTIMEDIA – поддержка предмета: - Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод». - Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2005. - Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004. - Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 2007. - Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 2010. - Музыкальный Бункер. DSMultimediaProductionLtd.2008. - Импрессионизм в музыке. ДиректМедиаПаблишинг. 2009.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Презентация раздела программы по музыке для 5 класс "Музыка и изобразительное искусство".Презентация соответсвует программе "Музыка" авторы Науменко,Алеев для 5 класса.
В презентации представлены разработки уроков данного раздела с целями,задачами на каждый урок.Указан музыкальный,изобразительный и песенный материал к каждому уроку.
Эту работу автор рекомендует использовать для подготовки к урокам музыки. К презентации есть печатная программа,которая будет представлена в отдельном документе.
Данная презентация использовалась автором для защиты программы на высшую категорию и получила достойную оценку.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Музыка |
Подраздел | |
Просмотров | 1018 |
Номер материала | 43517 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: