Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. основное содержание сочинения - лингвистический материал.
15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Формулировка задания
НЕОБХОДИМО: 1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале; 3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ; 4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов. Основные требования МОЖНО: 1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование; 2. писать работу в научном или публицистическом стиле; 3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ: 1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст; 2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ТЕЗИС (ЦИТАТА) (ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ) ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2 ВЫВОД
1. Знакомимся с высказыванием Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». русским словом можно передать ВСЁ: самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
2. Определяем языковое явление Разделы лингвистики Предмет изучения Фонетика звуковойстройязыка Орфоэпия нормы произношения Графика принципыотражения звучащей речи написьме Орфография системаправил правописания морфем в словах разных частейречи Лексика совокупностьвсех слов языка или его словарныйсостав Фразеология устойчивыевыражения исочетания Морфемика состав слова Словообразование способыобразованияслов Морфология словакакчасти Синтаксис словосочетания, предложения,их строение, значение ифункции Пунктуация правилапостановки знаков препинания написьме Стилистика стилиречи исредстваязыковойвыразительности Грамматика грамматическийстрой языка, закономерности построениясловоформ, предложений,текстов
3. Составляем план сочинения 1. Цитируем высказывание. 2. Объясняем смысл высказывания. 3. Приводим 2 примера из прочитанного текста. 4. Делаем вывод.
Речевые клише 1. Глаголы говорения: сказал утверждал рассуждал отмечал считал и т.д.
Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры. Убедимся в этом, обратившись к тексту ... Докажем это на примерах, взятых из текста ... Попробую доказать это на примерах, взятых из текста … Обратимся к тексту ... Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Это можно доказать примерами из текста … Доказательством могут служить примеры из текста … Об этом свидетельствуют примеры из текста … 2. Переход от тезиса к аргументации
3. Вводим аргументы вводные слова "во-первых", "во-вторых". Не забывайте, что они отделяются запятой. В аргументации необходимо назвать языковое явление объяснить его значение привести примеры из текста указать роль в тексте Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
4. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Балл С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущенаоднафактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущенодве и болеефактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, ИЛИ тезиснедоказан, ИЛИ данорассуждениевнеконтекстазадания, ИЛИ тезисдоказаннабытовомуровне 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёлдвапримера-аргумента из текста,верно указавих роль в тексте 3 Экзаменуемый привёлдвапримера-аргумента из текста, ноне указал их ролив тексте, ИЛИ привёлдвапримера-аргумента из текста,указав роль в текстеодногоиз них, ИЛИ привёлодинпример-аргумент из текста,указавего роль в тексте 2 Экзаменуемый привёлодинпример-аргумент из текста,не указавегоролив тексте 1 Экзаменуемыйне привёл ни одногопримера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемыйпривёлпримеры-аргументыне из прочитанноготекста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибкиотсутствуют, последовательность изложенияне нарушена; – в работенетнарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностьюизложения, НО допущенаодналогическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеетсяоднонарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущеноболее однойлогической ошибки, И/ИЛИ имеетсядваслучая нарушения абзацного членения текста 0
С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текстанет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущенаоднаошибка в построении текста 1 В работе допущенодве и болееошибки в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Презентация представляет собой материал для подготовки выпускников 9 класса к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему на ОГЭ (задание 15.1).
Презентация содержит 18 слайдов, на которых объясняется суть экзаменационной работы, даётся формулировка задания 15.1, указаны основные требования к сочинению-рассуждению, предложена структура текста типа рассуждения, описаны шаги, необходимые для создания собственного текста, представлена таблица языковых явлений, дан план сочинения, предлагаются речевые клише и критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 08.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 3079 |
Номер материала | 45999 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: