Инфоурок Биология Другие методич. материалыПрезентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)

Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии.ppt

Скачать материал "Презентация "Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии" (6 - 11 классы)"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие 
творческих способностей учащихся 
на уроках биологии«Знания - это д...

    1 слайд

    Развитие
    творческих способностей учащихся
    на уроках биологии
    «Знания - это дети удивления и любопытства».
    Луи де Бройль

  • Что такое творчество?Творчество – это деятельность, результатом которой являе...

    2 слайд

    Что такое творчество?
    Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
    Психологический аспект творчества:
    личностный и процессуальный.
    Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, способствующие созданию продукта, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

  • Критерии творческой активности школьниковПсихологические (наследственные)...

    3 слайд



    Критерии творческой активности школьников

    Психологические (наследственные) задатки.
    Способность к концентрации внимания.
    Интеллект.
    Память, воображение.
    Мотивация своих достижений.
    Привычки.
    Притязания.
    Талант.
    Устремленность.
    Цели и ценности школьника (здоровье, материальные блага, общение).

  • Формы работы, способствующие развитию творческой личности классно- урочная (р...

    4 слайд

    Формы работы, способствующие развитию творческой личности
    классно- урочная (работа в парах, в группах)
    разноуровневые задания
    творческие задания
    консультирование по проблемным заданиям
    НОУ
    дискуссия
    игры.

  • Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьникови...

    5 слайд



    Методы работы, способствующие развитию творческих способностей школьников

    исследовательский;
    частично – поисковый;
    проблемный;
    проективный.

  • Цель и задачи развития творческих способностей школьников     Цель: 
     вос...

    6 слайд

    Цель и задачи развития творческих способностей школьников
    Цель:
    воспитание творчески свободной личности.
    Задачи:
    способствовать формированию у школьников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;
    развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей;
    воспитывать интерес у школьников к участию в творческой деятельности;
    стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

  • Условия эффективного развития творческих способностей ребенкаразвитие у ребен...

    7 слайд

    Условия эффективного развития творческих способностей ребенка
    развитие у ребенка интереса к выполнению творческих заданий;
    важными компонентами для реализации творческих заданий являются различные формы работы: урочная и внеурочная деятельность ребенка;
    школьники, решая задания, имеющие творческий характер, учатся размышлять над поставленными проблемами и воплощать эти размышления в практической деятельности.



  • Способы стимулирования творческих способностей ребенкаобеспечение благоприят...

    8 слайд

    Способы стимулирования
    творческих способностей ребенка
    обеспечение благоприятной атмосферы;
    доброжелательное отношение со стороны учителя;
    способы стимулирования развития любознательности ребенка:
    а) поощрение;
    б) использование личного примера творческого подхода к решению проблемных заданий;
    б) предоставление детям возможности активно, без боязни задавать вопросы.

  • Для развития творческих способностей я использую на уроках:Эксперименты.
Сказ...

    9 слайд

    Для развития творческих способностей я использую на уроках:
    Эксперименты.
    Сказки, рассказы, кроссворды.
    Литературные фрагменты, пословицы.
    Кластеры.
    Внеклассная деятельность.
    Задачи.
    Презентации-проекты, флипчарты.
    Нестандартные уроки.

  • В мире интересного    Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работ...

    10 слайд

    В мире интересного
    Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

    Пример1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.
    .

  • В мире интересного  Пример 2. 
Биология. (7 класс) 
Тема: «Тип Членистоногие....

    11 слайд

    В мире интересного
    Пример 2.
    Биология. (7 класс)
    Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».
    Сколько цветков посещают пчёлы?
    В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

  • Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся: 1...

    12 слайд

    Биологические задачи, способные
    развивать познавательный интерес учащихся:
    1. Задачи на выбор информации.
    Выберите признаки характерные для земноводных.
    2. Задачи на исправление ошибок.
    Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем
    Я так мила.
    Весь бархат мой с его живым миганьем
    Лишь два крыла.
    …Не спрашивай: откуда появилась?
    Куда спешу?
    Здесь на цветок я легкий опустилась
    И вот дышу…
    А. Фет
    .

  • Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:3....

    13 слайд

    Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:
    3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов
    Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы
    4. Задачи на установление взаимосвязей.
    Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.
    5. Задачи на выявление приспособлений.
    Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д.
    6. Задачи на определение значения приспособлений.
    Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений, например, у чеснока.
    7. Задачи на выявление противоречий.
    Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.
    Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.
    Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.

  • Пример творческой работы учащихся...

    14 слайд

    Пример творческой работы учащихся

    «Что думает обо мне мое сердце?»
    Сердце – это удивительный орган, который не знает ни сна, ни отдыха.
    И на вопрос, что думает обо мне мое сердце трудно однозначно ответить.
    - Наверное, иногда мое сердце меня презирает, за то что несмотря на мой молодой возраст, я приношу ему страшную боль. А оно каждый раз страдает. От каждой выкуренной мной сигареты.
    - Несколько раз я пыталась бросить курить, постоянно ссорилась с мамой, и каждый раз мое сердце учащенно билось. Билось, рвалось наружу, словно хотело сказать, что же ты делаешь, ведь ты же враг самой себе!
    - Я часто огорчаю своих родителей. Мое поведение оставляет желать лучшего. И каждый раз, когда я ругаюсь с ними, буйствует мое сердце. Оно хочет мне сказать, остановись ты не права, ведь родители хотят тебе только добра, но я не слышу его.
    - А оно стучит и стучит. Оно меня слышит и понимает. И в минуту отчаяния, положив ладонь на грудь, я чувствую, что оно мой самый настоящий друг.

  • СердцеМне так плохо, так устало,
И нет больше сил стучать.
Наверное осталось...

    15 слайд

    Сердце
    Мне так плохо, так устало,
    И нет больше сил стучать.
    Наверное осталось мало...
    Могли бы только вы понять –
    Мне не хватает кислорода,
    Меня так душит никотин,
    А этот яд непобедим,
    Мои сосуды кровяные
    В дыму сгорают день за днем
    И если вы нас не спасете.
    Мы только от куренья пропадем!

  • Открытые творческие задачи по биологии.        Например:...

    16 слайд

    Открытые творческие задачи по биологии.
    Например: а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?
    (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает).
    б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет?
    (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают
    уникальными бактерицидными свойствами)

  • Прием 1:  «Отсроченная загадка».Например:
Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопита...

    17 слайд

    Прием 1: «Отсроченная загадка».
    Например:
    Тема: « Тип Хордовые. Кл. Млекопитающие» (7 класс).
    Загадку (удивительный факт) даю в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок.
    На следующем уроке речь пойдет об очень опасном животном. Это животное не хищник, но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей.
    Как вы думаете: «С каким животным мы будем знакомиться на следующем уроке?».
    - Это животное - …. Впрочем, не будем торопиться - продолжение следует…
    На следующем уроке откроет секрет : это животное - кролик. Да – да, вы не ослышались - кролик!

  • Прием 2:  « Практичность теории».    При использовании данного приема созда...

    18 слайд


    Прием 2: « Практичность теории».

    При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
    Например:
    Тема: «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» (9 класс).
    Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при: нынешних темпах вырубки к 2001 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?

  • Прием 3 «Занимательность»      Например: 
     Биология 10 класс.  Обобщающий...

    19 слайд

    Прием 3 «Занимательность»
    Например:
    Биология 10 класс. Обобщающий урок по теме «Размножение организмов».

    Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель, ты, обладающий знаниями во многом раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему?»
    Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил…
    Что ответил философ?

  • Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
А не ставим перед н...

    20 слайд

    Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
    А не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
    Р. Левин.

    Проблемное обучение - это путь от заинтересованности и любознательности у школьников к познавательной самостоятельности и творческой активности.

  • Создание проблемной ситуации.Например: 
Тема: «Форменные элементы крови» (8...

    21 слайд


    Создание проблемной ситуации.

    Например:
    Тема: «Форменные элементы крови» (8 класс).
    Всем клеткам живого организма нужны питательные вещества и
    кислород. Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а
    потом к каждой клетке. Потребность организма в кислороде не
    всегда одинакова. Когда человек сидит, он потребляет за 1 час
    10-12 л кислорода, а во время усиленной работы-60-100 л. Известно,
    что в 5 л воды может раствориться 0,1 л кислорода. В нашем
    организме 5 крови. В состав кровяной плазмы входит 90% воды.
    Стало быть, в таком объеме крови может раствориться примерно 0,
    1 л кислорода. Налицо явное противоречие: минимальное
    потребление кислорода в 100 раз больше того, которое содержится
    в крови. Каким образом организм обеспечивается столь большим
    количеством кислорода?»

  • К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я о...

    22 слайд


    К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, я отношу мультимедийные
    презентации, флипчарты.
    Данные формы позволяют представить учебный материал, как систему ярких опорных образов. Я считаю презентация и флипчарты с включением дополняющих технологий – самые удобные и не сложные формы для учителя при проведении урока.
    Главное в них это тезисность для учителя и наглядность для ученика.

  • Синдром клешни         Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Афри...

    23 слайд

    Синдром клешни

    Странное племя людей- страусов (сапади) в Центр. Африке отличает от прочих обитателей Земли удивительное свойство: на ногах у них только два пальца, и оба большие! Это именуется синдромом клешни . Оказалось, что на ступне сильно развит первый и пятый пальцы, второй, третий и четвертый напрочь отсутствовали (как будто бы их и вовсе не должно было быть!). Эта особенность закрепилась в генах племени и передается по наследству. Сапади - великолепные бегуны, они лазают по деревьям как обезьяны, перепрыгивая с одного дерева на другое.

    Кстати, ген, порождающий этот синдром, является доминантным, его достаточно иметь одному из родителей, и ребенок родится с уродством.

  • Я начал стареть, жизнь и так коротка.
У многих людей она, как река –
Несется...

    24 слайд

    Я начал стареть, жизнь и так коротка.
    У многих людей она, как река –
    Несется куда-то в манящую даль,
    Даруя то радость, то скорбь, то печаль.

    Моя же подобна скале с водопадом,
    Что падает с неба серебряным градом;
    Той капле, которой секунда дана,
    Лишь чтобы разбиться о камни у дна.
      
    Но зависти нет к могучей реке,
    Что ровно течет по тропе на песке.
    Удел их один, – закончив скитанья,
    Покой обрести в морях состраданья.
    Пусть век мой не долог, судьбы не
    боюсь,
    Ведь, в пар превратясь, вновь к небу
    вернусь.
                    29сентября2000 года
    Бычков Александр
    Ашанти 7 лет с мамой

  • Выводы: Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности ис...

    25 слайд

    Выводы:
    Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и от творческого подхода к данной проблеме.
    Систематическая работа по развитию творческих способностей дает положительные результаты: школьники вырастают любознательными, активными, способными хорошо учиться, фантазерами, способными видеть необычное в обыденной жизни.

  • Спасибо за внимание!

    26 слайд

    Спасибо за внимание!

  • Литература1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии...

    27 слайд


    Литература

    1. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы -Изд. Учитель: Волгоград, 2007
    2. Башмаков А.И., Владимиров А.И., Грачев В.А. и др. Новые цели, задачи и технологии образования XXI века // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании: современное состояние, проблемы, перспективы развития / Под общ. ред. А.Н. Кулика. - М.: Логос, 2003.
    3. Высоцская М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах -Изд. Учитель: Волгоград, 2004
    4. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Проектирование и реализация конкурса компьютерного творчества. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=165
    5. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.: Просвещение, 1989.
    6. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе иформационно- коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,  как вы показали ему этот путь. Поэтому задача любого учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся.                                                                                            На слайдах презентации можно узнать: что такое творчество? Главная цель и задачи, формы, приемы и методы, условия, способы стимулирования развития творческих способностей школьников и многое другое.  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 402 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 26.12.2014 783
    • RAR 4.4 мбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Татьяна Викторовна
    Волкова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 25
    • Всего просмотров: 3822239
    • Всего материалов: 448

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек