Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Разработка личностно-ориентированных коррекционно-развивающих программ
Югова Т.В.
педагог-психолог высшей квалификационной категории МДОУ ДС КВ № 281
2 слайд
Индивидуально ориентированные коррекцион-ные программы разрабатываются специалистами консилиума образовательного учреждения с учетом структуры дефекта детей. При составлении и реализации таких программ обязательно соблюдение принципов коррек-ционной направленности образовательного процесса и учёта динамики индивидуального развития
3 слайд
Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития);
- профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии);
- развивающего (оптимизация и стимулирование, обогащение содержания развития).
4 слайд
Структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
1. Охрана здоровья и коррекция психосомати-ческих и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы
5 слайд
Структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
2. Восполнение дефицита в развитии психофи-зиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
3. Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений
4.Формирование общедеятельностных умений.
6 слайд
Структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности.
6. Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации
7. Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
7 слайд
Структурные блоки индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей программы:
8. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы:
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций;
- активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общения и формирования адекватного поведения
- снижение повышенной тревожности, формирование социального доверия.
- коррекция зависимости от окружающих, обучение умению самостоятельно решать проблемы;
- снижение агрессивности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.
8 слайд
Принципы реализации программы
Принципиально значимым при реализации индивидуальных программ является:
соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
9 слайд
Охрана здоровья и коррекция психосоматических и психоневрологических неблагополучий в развитии ребенка медицинскими и психолого-педагогическими приемами и методами работы.
В данном разделе указываются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья ребенка с отклонениями в развитии, перечисляются возможные оздоровительные, воспитательные и образовательные мероприятия, способствующие сохранению и укреплению здоровья ребенка, а также педагогические действия, направленные на обучение ребенка приемам и навыкам, значимым для его безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.
10 слайд
Восполнение дефицита в развитии психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность.
В данном разделе указываются конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы, необходимые ребенку для развития психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность. В частности, это могут быть вариативные формы работы по
сенсорному воспитанию и развитию ориентировочной деятельности, совершенствованию оперирования сенсорными эталонами и овладения соответствующими словесными понятиями;
развитию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствованию тонкой ручной моторики и развитию зрительно-двигательной координации;
развитию внимания (оптимизация и стимуляция внимания, увеличение объема внимания, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания и т.д.);
развитию различных видов памяти и повышение их продуктивности, формирование основных приемов мнестической деятельности;
развитию различных видов восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.д.).
11 слайд
Формирование мыслительной деятельности и интеллектуально-перцептивных умений
В данном разделе указываются необходимые для ребенка конкретные направления и формы коррекционно-развивающей работы по
развитию наглядно-образного мышления и способности обобщать на наглядном уровне;
развитию умения понимать и устанавливать смысловые аналогии, причинно-следственные связи;
формированию умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно;
развитию способности анализировать простые закономерности, умения выделять в явлении разные стороны, вычленять в предмете разные особенности;
формированию операций анализа и синтеза на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков;
развитию сукцессивных способностей;
обучению решению элементарных логических задач и т.д.
12 слайд
Формирование общедеятельностных умений
Данный раздел включается в индивидуальную программу при необходимости и предполагает систему работы по
формированию предметной деятельности;
формированию целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания;
формированию обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения;
формированию способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и способов ее выполнения;
формирование способности понять и принять инструкцию, работать по алгоритму;
формированию навыков планирования деятельности;
формированию игры как деятельности, становление игровой деятельности (привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д.);
формированию продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программ и стандарта дошкольного образования);
формирование элементов трудовой деятельности;
формирование навыков самоконтроля деятельности и самооценки результатов деятельности.
13 слайд
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
Данное направление предполагает систему работы по формированию и развитию познавательной активности, самостоятельности, произвольности деятельности.
14 слайд
Развитие социально-нравственных качеств, необходимых для успешной социализации
Данный раздел охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе (концентр «Я сам»);
- формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
- формирование адекватных восприятий окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»);
- научение ребенка адекватной ориентировке в окружающей среде, навыкам социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, способам усвоения и присвоения общественного опыта.
15 слайд
Обогащение социального опыта, кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего детям включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал.
В данный раздел программы включаются виды и формы работы по расширению субъективного социального опыта ребенка:
- ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с природой (живой и неживой) и явлениями природы;
- формирование образных представлений об окружающей действительности, позволяющих создать у детей целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация предназначена для педагогов-психологов ДОУ, разрабатывющим личностно-орентированные коррекционно-развивающие программы. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного;
- профилактического;
- развивающего.
В презентации представлены структурные блоки личностно-ориентированной программы, указаны принципы ее реализации:
соблюдение принципа единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; учет социальной ситуации развития ребенка и его семьи; включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс; реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы; расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием; расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.6 656 324 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Югова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
8 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.