Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ИССЛЕДОВАНИЕ
Составитель –
Яковлева Елена Ивановна,
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар
2 слайд
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)
Причастные и деепричастные обороты в
поэме «Мертвые души»
3 слайд
Поэма «Мертвые души» - самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. В поэме Гоголя так много глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающего юмора и смеха, часто бьющего насмерть.
4 слайд
Причастие – самостоятельная часть
речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? Что сделавший?
5 слайд
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом? почему? когда? и др.
6 слайд
Утверждая национальные основы родной литературы, Гоголь затрагивает в поэме «Мертвые души» и вопросы развития литературного языка. Он, вслед за Пушкиным, видел в народе создателя и хранителя языка и с восхищением писал на страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности, многогранности, меткости русского слова. «Мертвые души» - образец борьбы за самобытность литературного языка, за его демократизацию и народность.
7 слайд
Плюшкин – провинциальный помещик, владелец тысячи душ крепостных. У него было много хлеба зерном, мукою и просто в кладях; были загромождены кладовые, амбары и сушилы множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной.
8 слайд
Во владельце стала заметнее обнаруживаться скупость, сверкнувшая в жестких волосах его седина, верная подруга ее, помогла ей еще более развиться.
9 слайд
- Ах, батюшка! Ах, благодетель мой! – вскрикнул Плюшкин, не замечая от радости, что у него из носа выглянул весьма некартинно табак, на образец густого кофия, и полы халата, раскрывшись, показали платье, не весьма приличное для рассматриванья.
10 слайд
Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго еще ворочал на все стороны четвертку, придумывая: нельзя ли отделить от нее еще осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку и не без сожаления подумывая о том, что все еще останется много чистого пробела.
11 слайд
Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении.
Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна.
Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу.
12 слайд
Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между них углубление, зиявшее, как темная пасть; оно было все окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные перилы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, протянувшая сбоку свои зеленые лапы-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте.
13 слайд
Каменный ли казенный дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, один-одинешенек торчавший среди бревенчатой тесаной кучи одноэтажных мещанских обывательских домиков, круглый ли правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесенный над выбеленною, как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, - ничто не ускользало от свежего тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на невиданный дотоле покрой какого-нибудь сюртука, и на деревянные ящики с гвоздями, с серой, желтевшей вдали, с изюмом и мылом, мелькавшие из дверей овощной лавки вместе с банками высохших московских конфет, глядел и на шедшего в стороне офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их.
14 слайд
Собакевич – богатый провинциальный помещик. Его внешний вид напоминал медведя средней величины. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке.
15 слайд
Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было
пригнано плотно и как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы да на корабли. Словом, все было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке.
16 слайд
- Щи, моя, душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувший щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками.
17 слайд
Последние слова Собакевич уже сказал, обратившись к висевшим на стене портретам Багратиона и Колокотрони, как обыкновенно случается с разговаривающими, когда один из них вдруг, неизвестно почему, обратиться не к тому лицу, к которому относятся слова, а к какому-нибудь нечаянно пришедшему третьему, даже вовсе незнакомому, от которого, знает, что не услышит ни ответа, ни мнения, ни подтверждения, но на которого, однако ж, так устремит взгляд, как будто призывает его в посредники; и несколько смешавшийся в первую минуту незнакомец не знает, отвечать ли ему на то дело, о котором ничего не слышал, или так постоять, соблюдши надлежащее приличие, и потом уже уйти прочь.
18 слайд
Коробочка – женщина пожилых лет, в каком – то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов.
19 слайд
Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома с благовонными чугунными лестницами, сияющей медью, красным деревом и коврами, зевающей за недочитанной книгой в ожидании остроумно-светского визита, где ей предстанет поле блеснуть умом и высказать вытверженные мысли, мысли, занимающие по законам моды на целую неделю город, мысли не о том, что делается в ее доме и в ее поместьях, запутанных и расстроенных благодаря незнанью хозяйственного дела.
20 слайд
Чичиков подвинулся к пресному пирогу с яйцом и, съевши тут же с небольшим половину, похвалил его.
В ответ на это Чичиков свернул три блина вместе и, обмакнувши их в растопленное масло, отправил в рот, а губы и руки вытер салфеткой.
21 слайд
Повторивши это раза три, он попросил хозяйку приказать заложить его бричку.
Настасья Петровна тут же послала Фетинью, приказавши в то же время принести еще горячих блинов.
22 слайд
Благодаря своему исследованию, я поняла, что Н. В. Гоголь в совершенстве владеет мастерством построения фразы. Умело делает ее гибкой, заключающей в себе обилие мыслей, глубину постижения человеческого бытия через предметный, вещный мир. Прочтя большой период, можно найти множество ассоциаций, уравнений, намеков, тончайших оттенков мыслей. Большой объем информации подчеркивает глубину мыслей. Как же важно уметь высказывать мысль во всех ее изгибах и полутонах, красиво и точно строя фразы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Поэма «Мертвые души» - самое значительное произведение Н. В. Гоголя, вершина его творчества и качественно новое явление в русской литературе. В поэме Гоголя так много глубоко волновавших передовых русских людей проблем, так много негодования и восхищения, презрения и лирической взволнованности, согревающего юмора и смеха, часто бьющего насмерть. Утверждая национальные основы родной литературы, Гоголь затрагивает в поэме «Мертвые души» и вопросы развития литературного языка. Он, вслед за Пушкиным, видел в народе создателя и хранителя языка и с восхищением писал на страницах своей поэмы о величии, мощи, красочности, многогранности, меткости русского слова. «Мертвые души» - образец борьбы за самобытность литературного языка, за его демократизацию и народность.
Плюшкин – провинциальный помещик, владелец тысячи душ крепостных. У него было много хлеба зерном, мукою и просто в кладях; были загромождены кладовые, амбары и сушилы множеством холстов, сукон, овчин выделанных и сыромятных, высушенными рыбами и всякой овощью, или губиной.
6 661 727 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.