Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия"

Презентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация "Целеполагание и рефлексия метапредметного занятия""

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Целеполагание  и  рефлексия      в  условиях    метапредметной деятельности у...

    1 слайд

    Целеполагание и рефлексия в условиях метапредметной деятельности учащихся




  • Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не тудаМ. Твен...

    2 слайд

    Кто не знает, куда направляться, очень удивится, что попал не туда
    М. Твен
    Цель – это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам процесс.

  • Как проходит этап целеполагания метапредметного  занятия? 
Любой вопрос или т...

    3 слайд

    Как проходит этап целеполагания метапредметного занятия?
    Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления.
    Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются.
    Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.
    Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

  • Цели должны быть: Диагностируемые. 
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описыв...

    4 слайд

    Цели должны быть:

    Диагностируемые.
    Конкретные.
    Понятные.
    Осознанные.
    Описывающие желаемый результат.
    Реальные.
    Побудительные (побуждать к действию).
    Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».

  • Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образ...

    5 слайд

    Постановка целей урока определяется исходя из структуры метапредметного образовательного процесса
    Цели
    Предметные
    включают в
    себя овладение учащимися системой знаний,
    практическими умениями и навыками 
    Цели
    Метапредметные
    способствуют: положительному отношению к знаниям,
    к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и
    самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
    Цели
    методологические
    (оргдеятельностные).
    формируют общеучебные и специальные умения; мыслительные операции; развивают эмоциональные сферы, речь учащихся, коммуникативную культуру; осуществление самоконтроля и самооценки, а в целом — становление и развитие личности.

  • условия выполнения учеником         процедуры це...

    6 слайд











    условия выполнения учеником
    процедуры целеполагания: 

    •  наличие познавательного стремления ученика;
    •  определение предмета своей цели;
    •  умение ученика определить свою связь с предметом цели;
    •  представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
    •  вербальное (словесное) формулирование цели;
    •  предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
    •  наличие средств для достижения цели;
    •  соотношение получаемых результатов с целью;
    •  корректирование поставленной цели. 

  • Приемы целеполагания1. Визуальные: 
Тема-вопрос. 
Работа над понятием. 
Ситу...

    7 слайд

    Приемы целеполагания

    1. Визуальные:
    Тема-вопрос.
    Работа над понятием.
    Ситуация яркого пятна.
    Исключение.
    Домысливание.
    Проблемная ситуация.
    Группировка.
            
    2. Аудиальные:
    Подводящий диалог.
    Собери слово.
    Исключение.
    Проблема предыдущего урока.

  • Тема-вопрос	Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо пос...

    8 слайд

    Тема-вопрос
    Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
    визуальный прием

  • визуальный прием Работа над понятием Учащимся п...

    9 слайд

    визуальный прием
    Работа над понятием
    Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и просят объяснить значение каждого слова Далее, от значения слова определяем цель урока
    Ситуация Яркого пятна
    Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

  • Аудиальный приемПроблема предыдущего урокаВ конце урока детям предлагается...

    10 слайд

    Аудиальный прием
    Проблема предыдущего урока

    В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

  • Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник,...

    11 слайд

    Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения.
    Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

    Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным..


  • Методические рекомендациипрактически все приемы целеполагания строятся на диа...

    12 слайд

    Методические рекомендации
    практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.
     Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета,
    метапредметности)необходимо записать на доске.
    При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна ( результатов, записанных через умения может быть несколько).
    В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого –  сформулировать свои образовательные задачи.

  • Рефлексивный   этап Его задача – осознать каждым учеником его результаты, тру...

    13 слайд

    Рефлексивный этап
    Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности.
    В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось.
    На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

  • reflexior - обращение назад. Одной из задач образования является формировани...

    14 слайд


    reflexior - обращение назад.
    Одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.ю
    В педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

  • Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопредел...

    15 слайд

    Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
    переопределить цели дальнейшей работы,
    скорректировать свой образовательный путь
    Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

  • Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств 
Самостоятельность. Не уч...

    16 слайд

    Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств

    Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
    Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
    Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

  • Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято счита...

    17 слайд

    Рефлексия
    может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
    При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

  • Классификация рефлексии. 1. По содержанию: • Устная рефлексия • Письменная...

    18 слайд

    Классификация рефлексии.
    1. По содержанию:
    • Устная рефлексия
    • Письменная рефлексия.
    2. По цели:
    • Рефлексия эмоционального состояния
    • Рефлексия деятельности
    • Рефлексия содержания.
    3. По функции:
    • личностная рефлексия
    • интеллектуальная рефлексия .

  • Классификация рефлексии4. По типу урока: • После усвоения зун• Промежуточна...

    19 слайд

    Классификация рефлексии
    4. По типу урока:
    • После усвоения зун
    • Промежуточная рефлексия
    • Контрольная рефлексия
    • Итоговая рефлексия.
    5.По способам проведения:
    • Анкета
    • Вопрос
    • Символ
    • Таблица
    • Ситуация
    • Рисунок.

  • Классификация рефлексии5 
По форме деятельности: 
• Фронтальная  • Индивиду...

    20 слайд

    Классификация рефлексии
    5
    По форме деятельности:

    • Фронтальная
    • Индивидуальная
    • Групповая
    • Коллективная

  • Функции рефлексии :1. Диагностическая 2. Проектировочная 3. Организаторская...

    21 слайд

    Функции рефлексии :
    1. Диагностическая
    2. Проектировочная
    3. Организаторская
    4. Коммуникативная
    5. Смыслотворческая
    6. Мотивационная
    7. Коррекционная.
    Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
    тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
    Б. Дизраэли

  • Приемы рефлексииРефлексия деятельности.• Что на вас произвело наибольшее впе...

    22 слайд

    Приемы рефлексии
    Рефлексия деятельности.
    • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
    • Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
    • Что нового вы узнали на уроке?
    • Подумай, что тебе нужно изменить,
    чтобы работать лучше?
    * что я делаю?
    * зачем я делаю?
    * как я делаю?
    * что нового я узнал?
    * каким способом я это узнал?
    * чему я научился?

  • Приемы рефлексии«Корзина идей»Учащиеся записывают на листочках свое мнение о...

    23 слайд

    Приемы рефлексии
    «Корзина идей»
    Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

    «Мордашки»
    Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

  • «Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального...

    24 слайд

    «Карта настроения»
    В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
    «Комплимент»
    Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  • Прием «Запрет» Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о...

    25 слайд

    Прием «Запрет»

    Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно, чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны для этого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
    В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в направленную рефлексию над своим опытом.

  • предметная...

    26 слайд

    предметная рефлексия
    Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,
    которые происходят при погружении в ту или иную тему.

  • Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка до...

    27 слайд

    Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
    Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  
    Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.


  • Вернемся  к рефлексивным вопросам и зададим их себе:- Что я делаю?
 - С како...

    28 слайд

    Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

    - Что я делаю?
    - С какой целью?
    - Каковы результаты моей деятельности?
    - Как я этого достиг?
    - Можно ли сделать лучше?
    - Что я буду делать дальше?
    Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Как проходит этап целеполагания метапредметного  занятия?

Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления.

Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются.

Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Задача рефлексивного этапа  – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности.

В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось.

 

На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 900 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 598
    • PPTX 298.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Молодых Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Молодых Елена Николаевна
    Молодых Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 12511
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 327 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания с применением дистанционных технологий

Учитель математики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство PowerPoint: систематизация, интерактивность и эффективность

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1720 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 123 человека

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 25 человек