Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Социометрия
2 слайд
Якоб Леви Морено
(1892-1974 г.)
Понятие « социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено. Его имя стоит в одном ряду с именами З.Фрейда, К.Г.Юнга, К.Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом.
3 слайд
Социометрия для Морено – это теория, которая позволяет изменить мир.
Социометрия означает измерение межличностных взаимоотношений в группе.
Социометрия для Морено – это теория, которая позволяет изменить мир.
В 1925 году проводит социометрическое исследование в специализированной школе для девочек.
Результаты исследования составляют основное содержание книги « Кто выживет?»-1934 год и считается катехизисом учения Морено. В1937 г. он начинает издание журнала
« Социометрия», в 1942 г. – открывает Социометрический институт.
4 слайд
Система работы с группой, которая включает два метода.
Первый метод- объективный, он заключается в систематической технике наблюдения за групповым взаимодействием.
Второй метод- социометрический- соединяет объективный и субъективный подходы.
5 слайд
Социономические законы
Социодинамический закон состоит в неравномерном распределении выборов, которые в соответствии с определенным критерием делаются участниками социометрического тестирования.
Социогенетический закон социограммы соответствующие по своей основной структуре тем или иным возрастным ступеням членов группы.
6 слайд
Процедура проведения социометрического исследования
По технике проведения социометрия приближается к опросному методу, однако сложная процедура обработки данных, отсутствие стандартной единой процедуры действительно придают социометрии статус самостоятельного метода.
7 слайд
Этапы социометрического опроса.
Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально- демографическими характеристиками коллектива.
Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится им внушить доверие к себе. Определение социометрических критериев.( вопрос, который задается группе: дежурство, поход, день рождения).
Вторая фаза.Обращение к участникам опроса. Проинформировать о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфидециальности.
8 слайд
Фаза обработки.
Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпритация результатов на основе различных способов анализа данных.
Завершающая фаза.Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.
9 слайд
Требования к проведению социометрического опроса
1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения.
2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.
3.Размер коллектива должен предоставлять возможность активного непосредственного общения.
4. опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.
5. Социолог или психолог, в своем выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации.
10 слайд
Социометрическая карточка
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования тот или иной способ.
11 слайд
Обработка данных
Три этапа: 1.табличный- социоматрици – таблицы, с помощью которой обобщаются результаты опроса.
2.графический- социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
12 слайд
Анализ социограммы
Начинается обычно с отыскивания центральных, наиболее влиятельных членов группы, затем- взаимных пар и группировок, объединяющих людей, выбрав друг друга. Особое внимание обращают на наличие « отверженных» или « изолированных» в группе, а также на несовпадающие по знаку связи между ее отдельными членами.
13 слайд
Социометрические индексы
Служат для выявления количественных характеристик отношений в группе.
Различают индекс персональные и групповые.
14 слайд
Социометрический статус
Характеристика позиции члена группы, в нем отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству. Такой индекс может быть положительным и отрицательным.
15 слайд
Эмоциональная экспансивность
Характеристика потребности определять отношения симпатии к другим членам группы. Это существенная характеристика степени общительности респондента.
16 слайд
Параметрические критерии
«+»1. Снижение вероятности случайных, непродуманных ответов (таких как «выбираю всех» или «не отвергаю никого»).
2. Уменьшение трудоемкости и продолжительности процедур обработки и анализа результатов.
3. Возможность сопоставления материалов по группам разной численности (параллельных классов и т.п.).
«-»1. Невозможность раскрыть все многообразие взаимоотношений в группе, выявление лишь наиболее значимых из них.
2. Отсутствие характеристик т.н. эмоциональной экспансивности респондентов, выражающей во многом, степень коммуникабельности (кто-то выбрал бы, к примеру, только двух, а другой, более общительный, 15 человек, но им разрешено не более трех).
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Как провести тест по социометрии?
Теперь возникает вопрос - какую теоретическую ситуацию предложить школьникам, чтобы оценить их эмоциональные взаимоотношения? Ситуация должна быть связана со школьной жизнью, однако можно добавить и внеурочную совместную деятельность. Для младших школьников при проведении социометрии можно использовать следующие вопросы:
Проведение социометрии в любом классе является серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто не особо популярен в классе. Необходимо честно написать, кто тебе нравится, а кто нет, подписав при этом свою анкету. Лучше, если проводить методику будет опытный психолог, знакомый с классом и обстановкой в нем, ведь наверняка он уже завоевал доверие и расположение к себе школьников.
6 664 044 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Елисеева Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.