Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыПрезентация " Методика обучения изложениям"

Презентация " Методика обучения изложениям"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация " Методика обучения изложениям""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методика обучения изложениям различных видовСодержание и структура урока
изло...

    1 слайд

    Методика обучения изложениям различных видов
    Содержание и структура урока
    изложения

  • В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Э...

    2 слайд



    В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения.
    Развитие речи - это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию

  • Основные направления в методике развития речиРабота по развитию речи младших...

    3 слайд

    Основные направления в методике развития речи
    Работа по развитию речи младших школьников включает следующие основные направления:
    совершенствование звукопроизношения учащихся и повышения их красноречивой культуры;
    обогащения, уточнения и активизация словарного запаса младших школьников,
    умение употреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания;
    последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русского языка; усвоение важнейших правил

  • Цели уроков развития речи:Обогащение словарного запаса  грамматического строя...

    4 слайд

    Цели уроков развития речи:
    Обогащение словарного запаса грамматического строя речи учащихся; обучение нормам языка и их использованию в речи;
    Формирование коммуникативной компетенции и развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
    Обучение навыкам культуры речи и речевого общения;
    Развитие основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;
    Развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности( анализа и синтеза, абстракции и обобщения) средствами языка, используемыми в речи;
    Знакомство с основными речеведческими понятиями как теоретической основой обучения языку и развитию речи.

  • Комплекс речевых умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:Инф...

    5 слайд

    Комплекс речевых умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
    Информационно –содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении.
    Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.
    Умения , связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю;
    Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

  • Методы развития речи учащихсяИмитационный (обучение по образцам)  Назначение:...

    6 слайд

    Методы развития речи учащихся
    Имитационный (обучение по образцам) Назначение: повышает самостоятельность и познавательную активность учащихся; помогает в усвоении форм речевого этикета влияет на формирующееся языковое чутье детей. Типы упражнений : различные виды пересказа прочитанных текстов; письменные изложения. Опирается на литературные образцы.

  • Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общени...

    7 слайд

    Коммуникативный ( коммуникативно- творческий метод) Является средством общения, реализует функции языка. Типы упражнений: создание речевых ситуаций(диалогов,споров,обсуждений), экскурсии, наблюдения и другие способы накопления материала. Опирается на потребность в общении.

  • Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил,  закономер...

    8 слайд

    Конструирование (синтетический метод). Формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их умения. Опирается на изучаемый в школе материал, который ученики могут сознательно применить, конструируя предложения и текст. Типы упражнений: словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая работа.

  • Структура уроков  развития речиВведение в речевую ситуацию и создание мотивац...

    9 слайд

    Структура уроков развития речи
    Введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи
    Определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения
    Организация учебной и речевой деятельности по восприятию высказываний
    Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов
    Выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи

  • ИзложениеИзложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся...

    10 слайд

    Изложение
    Изложение – это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.
    Изложение-это вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка-памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил.
    Изложение-средство обучения речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях.

  • Последовательность работы над изложениемПереходная форма от диктанта к письме...

    11 слайд

    Последовательность работы над изложением
    Переходная форма от диктанта к письменному изложению(«свободная диктовка»,т е диктовка не слов, а мыслей: текст прочитывается по частям, школьники записывали его «своими словами»)
    Изложение- восстановление деформированного текста
    Изложение по готовому плану.
    Изложение по коллективно составленному плану
    Изложение по самостоятельно составленному плану

  • Виды изложенийпо соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное;...

    12 слайд

    Виды изложений
    по соотношению к объёму исходного текста – сжатое, подробное;

    по отношению к содержанию текста – полное, выборочное, с дополнительным заданием;

    по особенностям структуры текста – на основе описания, на основе повествования, на основе рассуждения;

    по осложнению языковыми заданиями – изложения, в которых необходимо употребить определённые языковые средства, изложения, в которых содержание передаётся в другой форме (например, от другого лица);

    по месту проведения – домашнее, классное.

  • Методика изложений отдельных видовБлизкий к тексту образца (простейший вид пе...

    13 слайд

    Методика изложений отдельных видов
    Близкий к тексту образца (простейший вид пересказа) . В нем сохраняется и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени. Служит средством закрепления в памяти содержания прочитанного и средством усвоения логики образца и языковых средств в их действии. Начинать обучение следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания(пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр. ), а также элементы рассуждения.

  • Выборочный пересказ                                                может быть...

    14 слайд

    Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию: сделайте пересказ по одному из пунктов плана; перескажите по иллюстрации к рассказу; выборочно опишите черты характера кого-то из персонажей рассказа. В выборочном пересказе элемент логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе

  • Сжатое изложение : это  по преимуществу логическая работа учащихся, она резко...

    15 слайд

    Сжатое изложение : это по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Лучше других поддаются сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет. 4 ступени сжатия при передаче содержания:
    Текст с подробностями, с прямой речью
    Без деталей, без прямой речи
    Схематическое изложение основных событий
    Лишь общая мысль без сюжета, без действующих лиц

  • Творческие изложения – это изложения, в которых  личный, творческий момент ст...

    16 слайд

    Творческие изложения – это изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания , и формы. Это и изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин – так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация , инсценирование, театральное воплощение.

  • Порядок подготовительных ступеней в письменном изложенииПостановка цели, выбо...

    17 слайд

    Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении
    Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.
    Чтение текста: учитель -1-2 раза; учащиеся-один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.
    Беседа- не очень подробная.
    План составляется школьниками.
    Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи.
    Составление текста учащимися , запись , расположение текста на страницах.
    Самопроверка, саморедактирование

  • Типичные недостатки письменного пересказаНеумение начать;
Подробное начало и...

    18 слайд

    Типичные недостатки письменного пересказа
    Неумение начать;
    Подробное начало и скомканное окончание;
    Пропуск чего-то важного;
    Обеднение языка- допустимым считается 40% лексики образцового текста в ученическом изложении

  • Требования к текстам , выбираемымдля письменных изложений:  Тексты следует в...

    19 слайд

    Требования к текстам , выбираемым
    для письменных изложений:
    Тексты следует выбирать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы. Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
    Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи , образами , требующими сложного и длительного разъяснения.
    Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

  • Литература:Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр...

    20 слайд

    Литература:
    Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.// Собр. соч.: в 6 т. — М., 1989. — Т.4
    Львов М.Р., Горецкий В.Г, Сосновская Методика преподавания русского языка в начальных классах.//учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф.образования.- 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
    Михеева Т.Б., Печурова О.В. Уроки развития речи в 3-4 классах: Книга для учителя.- М.:ООО «ТИД « Русское слово- РС»,2008.-360с.
    Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе СПб: Специальная Литература, 2009.-256 с.

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В основе начального курса русского языка лежит всестороннее развитие речи. Это одна из актуальных проблем школьного обучения.        

Развитие речи-это ведущий принцип в работе по чтению, грамматике, правописанию

Работа по развитию речи младших школьников включает ледующие основные направления:

совершенствование звукопроизношения учащихся

обогащения, уточнения и активизация словарного запаса

 

умение потреблять слова в нужном для них смысле, пользоваться выразительными средствами языка 

последовательно и логично излагать мысль устно и на письме, совершенствование грамматического строя речи детей; овладение нормами русскогоязыка;

усвоение важнейших правил .

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 429 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 1252
    • PPTX 2.4 мбайт
    • 64 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хохлова Светлана Владимировна
    Хохлова Светлана Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3621
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 57 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 927 человек из 82 регионов

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 13 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе