Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.
1) Должны ли дети продолжать семейное дело своих родителей и можно ли привить любовь к профессии насильно?
2) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и ставит перед читателем следующий вопрос: всегда ли оправдана чрезмерная забота родителей о своих детях?
3) Всегда ли, выбирая для ребёнка профессию, родители оказываются правы?
4) В тексте Ф. Кривина поднимается проблема неправильного подхода к воспитанию ребёнка.
5) Ф. Кривин поднимает проблему воспитания детей и показывает, что влияет на формирование личности.
6) Должны ли дети продолжать дело своих родителей вопреки своим желаниям?
7) Родителей всех времён волновала проблема воспитания. Следует ли баловать детей, потакая их слабостям? — такой вопрос возникает после чтения текста Ф. Кривина.
8) Любовь родителей к своим детям — глубокое, безграничное чувство. Способны ли дети осознать семейную любовь?
9) В центре внимания автора проблема отцов и детей.
Сформулируйте проблему текста.
2 слайд
Комментарий
к проблеме
3 слайд
Комментарий
- это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста
Комментарий
Проблема
Авторская позиция
4 слайд
Типы комментария
«от текста к действительности»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Избирая текстуальный комментарий, вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
5 слайд
Типы комментария
«от действительности к тексту»
Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёт различного рода интерпретации.
К какому типу проблем принадлежит эта
проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Почему эта проблема привлекла внимание?
автора?
Какой аспект этой проблемы рассматривает
автор?
6 слайд
Внимание!
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст
7 слайд
Типы информации в тексте
1
Фактуальная информация - Сообщение о фактах,событиях, процессах, которые происходили,происходят или будут происходить в действительности
2
Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями
3
Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается.
8 слайд
Типовые конструкции (клише)
для комментирование проблемы
9 слайд
Введение цитат в текст сочинения
Цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения
10 слайд
Типичные ошибки при комментарии проблемы
Комментарий отсутствует
Комментарий не опирается на текст
Комментарий подменяется пересказом
Комментарий подменяется цитированием текста или его фрагмента
Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулировна
11 слайд
В тексте поднимается актуальная проблема – это проблема национальной розни. Юрий Лотман обращает внимание на вражду между человеческими расами, которая существует в мире.
Позиция автора такова: каждая нация имеет право на существование.
Отсутствие комментария
12 слайд
В тексте Ю.Лотман поднимает актуальную проблему межнациональных конфликтов. Действительно, с каждым днем все больше и больше сообщений о преступлениях на почве национализма. Неужели мы начали забывать те преступления перед человечеством, которые повлекли за собой распространение идеологии нацизма? Неужели мы опять на пороге кровопролитной войны под популистскими лозунгами о том, что мы – это высшая нация , а все остальные должны быть уничтожены?
Отсутствие опоры на текст
13 слайд
Ю.Лотман участвовал в ВОВ, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди друзей были люди разных национальностей: и армяне, и азербайджанцы, и грузины6 и немцы. Теперь человек, прошедший большую войну, вынужден наблюдать безумие ненависти, охватившее пространство нашей земли. Люди6ослепленные этой злобой, не видят, что ими играют. В наше время мир един, и то, что происходит на одном полюсе, так или иначе отзовется на другом. Столкнуться с этой проблемой придется каждому.
Подмена комментария пересказом
14 слайд
Автор поднимает проблему ненависти по отношению к другим народам. Ю.Лотман пишет: «Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови».
Подмена комментария цитированием
15 слайд
Текст Ю.Лотмана посвящен проблеме национальной розни.
Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Да, это действительно так: ведь каждый человек ценит то, что у него есть. Мир – это то, что нужно каждому из нас. Я говорю огромное спасибо людям, которые подарили мне жизнь в мирное время. Я знаю, что во время ВОВ было много потерь, но,несмотря на это, люди готовы были отдать жизнь за свою родину. Я думаю, что наше поколение просто не понимает, что такое война.
Несоответствие комментария заявленной проблеме
16 слайд
Что проверяет эксперт?
17 слайд
18 слайд
Проблема прокомментирована, но без опоры на исходный текст.
Сочинение по тексту Д. Гранина.
«Автор поднимает в тексте актуальную проблему времени. Его вечно не хватает
нам. Эта проблема волновала людей всегда, но особенно остро она звучит в наши дни, когда люди постоянно спешат, не успевают».
19 слайд
Сочинение по тексту С. Михалкова.
«Сергей Михалков утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы.
Ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют».
Здесь допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста.
20 слайд
Прокомментирована другая, не сформулированная
экзаменуемым проблема.
«Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение
важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности.
Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное – чтение художественной литературы».
21 слайд
В качестве комментариев к исходному тексту
дан простой пересказ фрагмента.
«В этом рассказе С.Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от
местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов».
22 слайд
В качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.
«Сергей Михалков пишет в своём рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной».
23 слайд
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».
«Проблема, которую хотел нам показать С.Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг».
«В своём тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»
«В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности
развиваться и стремиться к чему-либо».
«Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, -
духовная бедность людей, не читающих книги».
«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого
духовного мира».
К 1 – 0 баллов
24 слайд
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием
классической художественной литературы на внутренний мир ребёнка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
25 слайд
26 слайд
27 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация на тему "Подготовка к ЕГЭ. Комментарий к проблеме" содержит теоретический и практический материал.
Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста
Типы комментария
«от текста к действительности»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
Избирая текстуальный комментарий, вы идёте от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.
Ø На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?
Ø Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
Ø На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
«от действительности к тексту»
Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёт различного рода интерпретации.
Ø К какому типу проблем принадлежит эта
проблема?
Ø Актуальна ли эта проблема в наши дни?
Ø Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Ø Почему эта проблема привлекла внимание?
автора?
Ø Какой аспект этой проблемы рассматривает
автор?
В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст
Типы информации в тексте
• Фактуальная информация - Сообщение о фактах,событиях, процессах, которые происходили,происходят или будут происходить в действительности
• Концептуальная информация – это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями
• Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Введение цитат в текст сочинения
Типичные ошибки при комментарии проблемы
Что проверяет эксперт?
6 655 143 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кантова Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
8 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.