Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354,
Школьное отделение № 2008
(психологическое сопровождение личностных особенностей обучающихся начальных классов)
Педагог-психолог: Руденко Т.А.
2 слайд
Педагогическое кредо:
«Я сердце детям отдаю,
В ученье стану им опорой,
С любовью в детский мир войду,
Душой взращу надежду новую…»
Педагог-психолог: Руденко Татьяна Александровна
3 слайд
Психологическое сопровождение:
Система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
«… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…»
(М. Битянова – канд. псих. наук)
4 слайд
Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют:
Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.
2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.
4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.
5 слайд
Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах :
Как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект).
Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект).
Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).
Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы.
6 слайд
7 слайд
Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия.
Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения:
Медицинский работник
Комплексность
Приоритетность интересов учащегося
Личностно-ориентированное взаимодействие
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Непрерывность
СЛУЖБА
психолого-педагогического сопровождения
Специалист по охране и защите прав ребенка
Социальный педагог
Учитель-логопед
Зам.директора по ВР, по начальной школе
Педагог
8 слайд
Какие задачи может решать практический психолог,
работая в школе?
Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:
выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;
9 слайд
Задачи педагога-психолога:
выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со
сверстниками, с родителями и другими людьми;
консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;
проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр.
10 слайд
Основные виды работы школьного психолога:
Психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога.
Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним.
Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.
11 слайд
Профессиональная деятельность педагога-психолога:
В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся.
Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь.
Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости.
15 слайд
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В связи с появлением в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой».
16 слайд
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В течение года, согласно перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс:
- Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д.
На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы.
Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д.
17 слайд
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
Помимо подгрупповых развивающих занятий, в течение года организуются фронтальные уроки психологии в 4-х классах по авторской программе Руденко Т.А. «Я иду навстречу миру».
Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
18 слайд
Стратегия сопровождения детей начальной школы:
В школе обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом старшей школы, организовываем систему работы специалистов с замещающей семьей, а также разрабатываем план коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
С каждым ребенком проводится индивидуальная диагностика.
По результатам обследования, на каждого учащегося составляется психолого-педагогическая характеристика. Даются рекомендации учителям, по работе с детьми, оставшихся без попечения родителей.
19 слайд
В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения:
«Мы такие разные, но мы вместе!»
Цель ШСП: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов на основе восстановительной медиации.
Команда ШСП помогает сторонам выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства, - это формирует пространство взаимопонимания.
20 слайд
В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает
Дошкольная гимназия.
Роль педагога-психолога в работе с детьми 6 лет заключается в психологической подготовке детей к школе.
Проводятся фронтальные занятия по авторской программе Руденко Т.А. «Год до школы от А до Я» (редакция «Генезис»).
21 слайд
22 слайд
Стратегия сопровождения педагогов
Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми.
Моделирование поведения в нестандартных ситуациях.
Тренинги личностного роста.
Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию.
Тренинги коммуникативные.
Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты.
23 слайд
24 слайд
Стратегия сопровождения родителей
Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера.
Тренинги взаимодействия с детьми.
Круглый стол - тренинги общения.
Родительские собрания.
Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.
Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность.
Челночная дипломатия при возникновении конфликтов.
25 слайд
Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога:
Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей (законных представителей);
Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни;
Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием;
Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными.
Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично-творческой личностью, определив свое предназначение.
26 слайд
И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.
27 слайд
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит верная дорога к сердцу ребенка…»
(В.А. Сухомлинский)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Психологическое сопровождение обучающихся начальных классов».
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы психологического сопровождения с учетом личностных особенностей обучающихся, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду критериев.
Гармонизация и улучшение психологического микроклимата в начальной школе, социальной сферы младшего звена проходит под руководством педагога-психолога. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
При этом большое значение уделяется адаптации первоклассников к условиям школьной среды. В адаптационный период с учащимися первых классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. Данный вид деятельности способствует более быстрой адаптации и социализации первоклассников к школьной среде.
Одним из важных методов является - наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости. Результаты наблюдений фиксируются в «журнале адаптации». Особое внимание уделяется сопровождению детей «группы риска». Это та категория детей, которая требует особого внимания со стороны учителей, социального педагога, учителя-логопеда, школьного психолога. В «группу риска» входят дети по медицинским, социальным, учебно-педагогическим, поведенческим критериям. Для каждой категории разрабатываются общие правила и алгоритм действий работы с такими детьми и даются рекомендации учителям и родителям по обучению и воспитанию.
Неотъемлемой частью психологического сопровождения является психодиагностика. В начале учебного года проводится первичное обследование учащихся с 1 по 4 класс. Исследуется интеллектуальная сфера; учебная мотивация; уровень школьной тревожности.
На основании полученных диагностических данных, осуществляется набор учащихся в коррекционные группы. На детей, которые посещают индивидуальные развивающие уроки психологии, составляется индивидуальная психологическая карта развития, в которой фиксируются личные данные ребенка, состав семьи и тип семейного воспитания, состояние здоровья, причины постановки на индивидуальный психологический учет, результаты тестирования, особенности познавательной сферы, дневник настроения и программа занятий с указанием цели и ожидаемого результата. Основные программы, используемые в работе: О.А. Холодова «Юным умникам и умницам», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» (развитие когнитивной сферы), С.В. Кривцова «Жизненные навыки», Т.А. Аржакаева «Психологическая азбука» и др. Педагог-психолог составляет программы развития, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В психологической карте отмечаются даты проведения занятий, вложено согласие от родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение, психолого-педагогическая характеристика на учащегося и приложения (продуктивная деятельность, бланки тестирования, протоколы индивидуальных бесед и т.д.). В карте развития отмечается количество проведенных занятий в течение учебного года. В конце учебного года педагог-психолог пишет заключение по результатам проведения занятий, отмечает динамику развития после проведенной повторной психодиагностики. С учителями разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год (по необходимости). На прием к школьному психологу приглашаются родители, где они получают данные динамики всестороннего развития ребенка, прогноз дальнейшего развития, а так же рекомендации по обучению и воспитанию.
Помимо индивидуальных развивающих занятий, в течение года проводятся фронтальные уроки психологии в 4-х классах, с целью помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
В течение учебного года проводится индивидуальная психодиагностика и беседы с учащимися по запросам родителей и педагогов и групповые тестирования, по разным направлениям (в соответствии с годовым планированием).
С некоторыми результатами диагностики психолог знакомит учителей, чтобы они расширенно видели атмосферу в классе и смогли организовать учебный процесс с учетом выявленной проблемы. С детьми, у которых выявлены проблемные зоны в когнитивной, эмоциональной или коммуникативной сфере, проводится коррекционная работа.
Таким образом, осуществляется психологическое сопровождение и учет личностных особенностей обучающихся начальных классов в ГБОУ Школа № 1354 (ШО 2008).
В заключение необходимо отметить, что только тесное сотрудничество учителей, психолога, логопеда и родителей поможет ребенку успешно учиться, поверить в свои собственные силы, став гармонично-развитой личностью.
Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 (ШО № 2008) Руденко Т.А.
6 655 003 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Руденко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.