Инфоурок Школьному психологу ПрезентацииПрезентация: "Психологическая служба в начальной школе"

Презентация: "Психологическая служба в начальной школе"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация: "Психологическая служба в начальной школе""

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354, 
Школьное отделение № 2...

    1 слайд


    Система работы педагога-психолога ГБОУ Школа № 1354,
    Школьное отделение № 2008
    (психологическое сопровождение личностных особенностей обучающихся начальных классов)
    Педагог-психолог: Руденко Т.А.

  • Педагогическое кредо:

«Я сердце детям отдаю,
В ученье стану им о...

    2 слайд







    Педагогическое кредо:

    «Я сердце детям отдаю,
    В ученье стану им опорой,
    С любовью в детский мир войду,
    Душой взращу надежду новую…»
    Педагог-психолог: Руденко Татьяна Александровна

  • Психологическое сопровождение:

     Система профессиональной деятельности пс...

    3 слайд

    Психологическое сопровождение:

    Система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально – психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.







    «… То есть сопровождение ребенка по его школьному пути – это движение вместе с ним, рядом, а иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути…»

    (М. Битянова – канд. псих. наук)

  • Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют:

Идеи Выготс...

    4 слайд

    Теоретическую основу обучения, воспитания и развития составляют:

    Идеи Выготского Л.С. о том, что социально организованное обучение создает зону ближайшего развития ребенка, является необходимым и всеобщим моментом в процессе его развития.

    2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, смысл которых в том, что результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.

    3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой – в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивая моральные и нравственные нормы.

    4. Теоретическое содержание понятия “сензитивность” (Ю.Б.Гиппенрейтер, Г.М. Цукерман и др.), которое означает, что в течение этого периода у ученика активно реализуется потенциал развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов, усвоение социальных норм нравственного развития.

  • Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах :

 Как одно из...

    5 слайд

    Психологическое сопровождение рассматривается в III аспектах :

    Как одно из направлений педагогической и возрастной психологии, а именно ее теоретико-прикладное направление, изучающее закономерности психического развития и формирования личности школьника с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной школы (научный аспект).

    Как психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов (прикладной аспект).

    Как непосредственную работу психолога с детьми и взрослыми в школе (практический аспект).
    Единство этих трех аспектов и составляет предмет школьной психологической службы.

  • 6 слайд

  • Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на созда...

    7 слайд


    Система профессиональной деятельности педагога-психолога направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития учащихся в ситуации школьного взаимодействия.

    Принципы и участники психолого-педагогического сопровождения:

    Медицинский работник
    Комплексность
    Приоритетность интересов учащегося
    Личностно-ориентированное взаимодействие

    ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
    Непрерывность
    СЛУЖБА
    психолого-педагогического сопровождения
    Специалист по охране и защите прав ребенка
    Социальный педагог
    Учитель-логопед
    Зам.директора по ВР, по начальной школе
    Педагог


  • Какие задачи может решать практический психолог, 
работая в школе?
  Очередно...

    8 слайд

    Какие задачи может решать практический психолог,
    работая в школе?
    Очередность и глубина решения задач зависят от конкретной ситуации в школе. В целом, психолог призван:
    выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школе;
    разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе;
    держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников;
    осуществлять диагностическую, коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
    диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию;

  • Задачи педагога-психолога:

 выявлять и устранять психологические причины нар...

    9 слайд

    Задачи педагога-психолога:

    выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителем, со
    сверстниками, с родителями и другими людьми;
    консультировать администрацию школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.;
    проводить индивидуальные и групповые консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
    вести профориентационную работу, которая не может быть приурочена только к выпускным классам. В рамках школьной психологической службы профориентация выступает как итог длительной постоянной работы с учащимися по выявлению и развитию их способностей, интересов, формирования адекватной самооценки, ценностных ориентации, жизненных перспектив и пр.


  • Основные виды работы школьного психолога:
 
 Психологическое просвещение ка...

    10 слайд

    Основные виды работы школьного психолога:

    Психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям.
    Психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
    Психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога.
    Психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним.
    Психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника.
    Работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности.

  • Профессиональная деятельность педагога-психолога:
     В своей работе психоло...

    11 слайд

    Профессиональная деятельность педагога-психолога:
    В своей работе психолог опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения ребенка, о психологических условиях становления личности учащихся.
    Педагог - психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за определенную сторону педагогического процесса, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.

  • 12 слайд

  • 13 слайд

  • Стратегия сопровождения детей начальной школы:

      В адаптационн...

    14 слайд


    Стратегия сопровождения детей начальной школы:

    В адаптационный период с учащимися 1-х классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. С помощью психологических техник, психолог способствует созданию наиболее оптимальных и благоприятных условий для безболезненного вхождения учащихся 1-х классов в школьную жизнь.
    Организуется наблюдение в урочное и внеурочное время за психологической атмосферой в группе сверстников. Психолог проводит анкетирование родителей, беседы с детьми и учителями, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости.


  • Стратегия сопровождения детей начальной школы:

     В связи с появлением в с...

    15 слайд

    Стратегия сопровождения детей начальной школы:

    В связи с появлением в структуре учебной деятельности – этапа контроля – оценки, у многих второклассников самооценка резко снижается. Чтобы предупредить снижение учебной мотивации, появления тревожности, неуверенности в своих способностях, связанные с получением низкой оценки – с учащимися 2-х классов педагог-психолог организует игровые занятия «Знакомство с отметкой».



  • Стратегия сопровождения детей начальной школы:

     В течение года, согласно...

    16 слайд

    Стратегия сопровождения детей начальной школы:

    В течение года, согласно перспективному плану педагог-психолог проводит психолого-педагогическую диагностику с учащимися с 1 по 4 класс:
    - Исследование интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы; коммуникативных навыков и т.д.
    На основании полученных данных, педагог-психолог организует коррекционно-развивающие группы.
    Для учащихся, которые посещают развивающие занятия, составляются индивидуальные программы. Занятия направлены на совершенствование ВПФ, коммуникативной компетенции, эмоционально-волевой сферы. Также, в структуру занятий входят релаксационные упражнения, этюды, игровые техники, направленные на преодоление повышенной двигательной активности, уровня личностной и школьной тревожности, деструктивного поведения, страхов и т.д.




  • Стратегия сопровождения детей начальной школы:

      Помимо подгрупповых раз...

    17 слайд

    Стратегия сопровождения детей начальной школы:

    Помимо подгрупповых развивающих занятий, в течение года организуются фронтальные уроки психологии в 4-х классах по авторской программе Руденко Т.А. «Я иду навстречу миру».

    Цель программы: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.


  • Стратегия сопровождения детей начальной школы:     В школе обучаются дети, о...

    18 слайд


    Стратегия сопровождения детей начальной школы:
    В школе обучаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом старшей школы, организовываем систему работы специалистов с замещающей семьей, а также разрабатываем план коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
    С каждым ребенком проводится индивидуальная диагностика.
    По результатам обследования, на каждого учащегося составляется психолого-педагогическая характеристика. Даются рекомендации учителям, по работе с детьми, оставшихся без попечения родителей.

  • В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения:
 
«Мы т...

    19 слайд

    В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает Школьная служба примирения:

    «Мы такие разные, но мы вместе!»

    Цель ШСП: распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов на основе восстановительной медиации.


    Команда ШСП помогает сторонам выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства, - это формирует пространство взаимопонимания.

  • В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает 
Дошкольная гимназия.

    Роль педа...

    20 слайд

    В ГБОУ Школа № 1354 (СП № 2008) работает
    Дошкольная гимназия.

    Роль педагога-психолога в работе с детьми 6 лет заключается в психологической подготовке детей к школе.
    Проводятся фронтальные занятия по авторской программе Руденко Т.А. «Год до школы от А до Я» (редакция «Генезис»).


  • 21 слайд

  • Стратегия сопровождения педагогов Методом экспертных оценок определение стиля...

    22 слайд

    Стратегия сопровождения педагогов
    Методом экспертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми.

    Моделирование поведения в нестандартных ситуациях.

    Тренинги личностного роста.

    Тренинги взаимодействия с детьми с повышенной двигательной активностью, проявляющими агрессию.

    Тренинги коммуникативные.

    Самодиагностика эмоционального выгорания. Приемы антистрессовой защиты.

  • 23 слайд

  • Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование по вопросам...

    24 слайд

    Стратегия сопровождения родителей
    Индивидуальное консультирование по вопросам частного характера.
    Тренинги взаимодействия с детьми.
    Круглый стол - тренинги общения.
    Родительские собрания.
    Групповые консультации по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.
    Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность.
    Челночная дипломатия при возникновении конфликтов.

  • Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога: Повышение психолого-педагог...

    25 слайд

    Ожидаемые результаты в работе педагога-психолога:
    Повышение психолого-педагогической культуры учащихся и родителей (законных представителей);
    Увеличение числа учащихся приобщающихся к здоровому образу жизни;
    Повышение мотивации учащихся к обучению, а также активным занятиям самовоспитанием, самосовершенствованием;
    Научить детей верить в себя, в свои собственные силы, понять свой внутренний мир, быть эмоционально позитивными.
    Смело шагать в распахнутые ворота прекрасного и удивительного окружающего мира, в котором они познают ценность настоящей дружбы, любви, став гармонично-творческой личностью, определив свое предназначение.

  • И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обуч...

    26 слайд





    И так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.

  • «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит...

    27 слайд

    «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – лежит верная дорога к сердцу ребенка…»


    (В.А. Сухомлинский)

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

«Психологическое сопровождение обучающихся начальных классов». 

     Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы психологического сопровождения с учетом личностных особенностей обучающихся, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду критериев.  

     Гармонизация и улучшение психологического микроклимата в начальной школе, социальной сферы младшего звена проходит под руководством педагога-психолога. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития  каждого ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.    

       При этом большое значение уделяется адаптации первоклассников к условиям школьной среды. В адаптационный период с учащимися первых классов проводятся «Игровые минутки» на переменах. Данный вид деятельности способствует более быстрой адаптации и социализации первоклассников к школьной среде.

    Одним из важных методов является -  наблюдение  в урочное и внеурочное время  за психологической атмосферой в группе сверстников, с целью выявления различной степени тяжести адаптационного периода и уровня школьной зрелости. Результаты наблюдений фиксируются в «журнале адаптации». Особое внимание уделяется сопровождению детей «группы риска». Это та категория детей, которая требует особого внимания со стороны учителей, социального педагога, учителя-логопеда, школьного психолога. В «группу риска» входят дети по медицинским, социальным, учебно-педагогическим, поведенческим критериям. Для каждой категории разрабатываются общие правила и алгоритм действий работы с такими детьми и даются рекомендации учителям и родителям по обучению и воспитанию.

     Неотъемлемой частью психологического сопровождения является психодиагностика. В начале учебного года   проводится первичное обследование учащихся с 1 по 4 класс. Исследуется интеллектуальная сфера; учебная мотивация; уровень школьной тревожности.

     На основании полученных диагностических данных, осуществляется набор учащихся в коррекционные группы. На детей, которые посещают индивидуальные развивающие уроки психологии, составляется индивидуальная психологическая карта развития, в которой фиксируются личные данные ребенка, состав семьи и тип семейного воспитания, состояние здоровья, причины постановки на индивидуальный психологический учет, результаты тестирования, особенности познавательной сферы, дневник настроения и программа занятий с указанием цели и ожидаемого результата. Основные программы, используемые в работе: О.А. Холодова «Юным умникам и умницам», О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников» (развитие когнитивной сферы), С.В. Кривцова «Жизненные навыки», Т.А. Аржакаева «Психологическая азбука» и др. Педагог-психолог составляет программы развития, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В психологической карте отмечаются даты проведения занятий, вложено согласие от родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение, психолого-педагогическая характеристика на учащегося и приложения (продуктивная деятельность, бланки тестирования, протоколы индивидуальных бесед и т.д.). В карте развития отмечается количество проведенных занятий в течение учебного года. В конце учебного года  педагог-психолог пишет заключение по результатам проведения занятий, отмечает динамику развития после проведенной повторной психодиагностики. С учителями  разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год (по необходимости). На прием к школьному психологу приглашаются родители, где они получают данные динамики всестороннего развития ребенка, прогноз дальнейшего развития, а так же  рекомендации по обучению и воспитанию.

     Помимо индивидуальных развивающих занятий, в течение года проводятся  фронтальные уроки психологии в 4-х классах, с целью помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

         В течение учебного года  проводится индивидуальная психодиагностика и беседы с учащимися по запросам родителей и педагогов и  групповые тестирования, по разным направлениям (в соответствии с годовым планированием).  

      С некоторыми результатами диагностики психолог знакомит учителей, чтобы они   расширенно видели атмосферу в классе и смогли организовать учебный процесс с учетом выявленной проблемы. С детьми, у которых выявлены проблемные зоны в когнитивной, эмоциональной или коммуникативной сфере, проводится  коррекционная работа.

   Таким образом, осуществляется психологическое сопровождение и учет личностных особенностей обучающихся начальных классов в ГБОУ Школа № 1354 (ШО 2008).

   В заключение необходимо отметить, что только тесное сотрудничество   учителей, психолога, логопеда и родителей поможет ребенку  успешно учиться, поверить в свои собственные силы, став гармонично-развитой личностью.

 

  Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1354 (ШО № 2008) Руденко Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 2616
    • PPTX 5.2 мбайт
    • 83 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Руденко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Руденко Татьяна Александровна
    Руденко Татьяна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5576
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Психология профориентации

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Курс повышения квалификации

Основы детской патопсихологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 110 человек

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 297 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 428 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе