Инфоурок Биология Другие методич. материалыУрок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс

Урок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс

Скачать материал

Учитель биологии Жайсанской средней школы Остафийчук Гульнара Капиятовна

Мартукский район

Актюбинская область

Республика Казахстан

 

Урок по программе углубленного изучения биологии в 7 классе

Тема: «АРХЕИ - домен живых организмов».

Цель: ознакомить с формой жизни – археями

Задачи:

-углубить знания о многообразии органического мира

-ознакомить с трех доменной системой органического мира Карла Везе

-дать понятие о строении и жизнедеятельсти архей

-развивать познавательный интерес, расширить кругозор  

-воспитывать самостоятельность, взаимосотрудничество

 

Тип урока - комбинированный

 

Организационный момент: приветствие, постановка цели урока.

Побуждающая, закрепляющая  беседа-опрос:

Назовите  царства органического мира. (Ответы учащихся)

Чем занимается наука систематика?

Назовите основоположника науки систематика.

Назовите основные таксоны.

Новая тема (лекция с элементами беседы и рассказа сообщений учащимися) 

Учитель:   Наука шагает вперед и происходит много открытий, одним из таких открытий являются   археи. (Просмотр видео отрывка из  фильма ВВС «100 открытий биологии»)

Археи  -  (от латинского  Archaea , от древне - греческого ρχαος «извечный, древний, первозданный, старый»  домен живых организмов). Термин «архей» предложил в 1872 году американский геолог Джеймс Дана (слайд 3)  Домены - относительно новый способ классификации. Трёхдоменная система изобретена в 1990 году, однако до сих пор не принята окончательно.  Карл Вёзе предложил  трёхдоменную  систему: археи,  бактерии  и эукариоты (слайд 4,5). Археи представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл.

Установлено, что археи имеют свою независимую эволюционную историю и характеризуются многими биохимическими особенностями, отличающими их от других форм жизни (слайд 6)

Биографические данные (сообщение ученика, слайд 7): Карл Ричард Везе родился 15 июля 1928 в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк.  Американский микробиолог, знаменитый  по определению архей. В настоящее время Везе - профессор микробиологии  в Университете Иллинойса   в Урбане - Шампейн.

Таксоны по Везе (слайд 8):

Жизнь

Домен

Царство

Тип

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид

 

 

 

Учитель: Ознакомимся с классификацией архей (слайд 9):

    В настоящее время археи подразделяют на 5 типов.

Кренархеоты (Crenarchaeota)

Эвриархеоты (Euryarchaeota)

Корархеоты (Korarchaeota)

Наноархеоты (Nanoarchaeota)

   Из этих групп наиболее изученными являются кренархеоты (лат.  Crenarchaeota) и эвриархеоты (лат.Euryarchaeota). Классифицировать архей по-прежнему сложно, т.к. подавляющее большинство из них никогда не выращивались в лабораторных условиях и были идентифицированы только по анализу  нуклеиновых  кислот из проб, полученных из мест их обитания.

    Среда обитания  (слайд 10,11,12-сообщения учеников):                                                              

Археи живут в широком диапазоне сред обитания и являются важной частью глобальной экосистемы, могут составлять до 20 % общей биомассы. Экстремофилы - выживают при высоких температурах, часто свыше 100 °C,  обнаружены в гейзерах,  маслосборниках.

Базофилы  - приспособились к жизни в очень холодных условиях, в сильносолёных, сильнокислых и сильнощелочных средах, а также при высоком давлении — до 700 атмосфер. Мезофилы – обитают  в мягких условиях, в болотистых местностях, сточных водах, океанах и почве.

Форма   архей (слайд 13):
Отдельные клетки архей достигают от 0,1 до 15 мкм в диаметре и могут иметь различную форму: шара, палочки, спирали или диска. Некоторые кренархеоты имеют другую форму, например, Sulfolobus— неправильной дольчатой формы; Thermofilum — тонкой нитевидной формы и меньше 1 мкм в диаметре, а Thermoproteus и Pyrobaculum почти идеально прямоугольные. Haloquadratum walsbyi — плоские квадратные археи, живущие в сверхсолёных водоёмах.

Строение архей (слайд 14):

У архей обнаружены белки, родственные компонентам цитоскелета других организмов, а так же показано присутствие филаментов в их клетках, однако у архей, в отличие от других организмов, эти структуры плохо изучены.

Размножение архей (слайд 15):

Археи размножаются бесполо: бинарным  делением, фрагментацией, почкованием. В отличие от бактерий и эукариот, ни один известный вид архей не формирует  спор.

Типы питания архей ознакомление по таблице (слайд 16):

 

Типы питания

 

Источники энергии

Источники углерода

Примеры

Фототрофы

Солнечный свет

Органические соединения

Halobakteria

 

Литотрофы

Неорганические соединения

Органические соединения или фиксация углерода

Ferroglobus

Puroglobus

Metanobakteria

 

Органотрофы

Органические соединения

Органические соединения или фиксация углерода

Puroccocus

Sulfolobus

Metanosarcinales

 

Значение архей (слайд 17):

В наше время археи признаны важной составляющей жизни на Земле и играют роль:

o   В круговоротах углерода и  азота.

o   Ни один из известных представителей архей не является паразитом или патогенным организмом

o   Часто  бывают мутуалистами и комменсалами.

o   Некоторые представители являются метаногенами и обитают в пищеварительном тракте человека и жвачных, где очень многочисленны и помогают осуществлять пищеварение

o   Метаногены используются в производстве биогаза и очистке канализационных сточных вод, а ферменты экстремофильных архей,  сохраняющие активность при высоких температурах и в контакте с органическими растворителями, находят своё применение в биотехнологии.

 

 Закрепление темы:

Выберите правильные утверждения:

1. Археи,  как и бактерии, представляют собой одноклеточные микроорганизмы, не имеющие ядра, а также каких-либо мембранных органелл

2. Карл Вёзе предложил  трёхдоменную  систему:  археи,  бактерии  и эукариоты

3. Трехдоменная система общепринятая в науке

4. Археи легко выращиваются в лабораторных условиях и хорошо  изучены

5. Бактерии  образуют споры, как и археи

6. Бактерии  открыты и описаны Левенгуком

7. Археи могут жить в экстремальных условиях

8. Существует группа болезнетворных архей

9. В клетках архей и бактерий нет ядра

10. Бактерии и археи используются в биотехнологии

 

Взаимопроверка

Ответы: 1,2,6,7,9,10.

Взаимооценка

 

 Итоговое обобщение темы урока

Домашнее задание: повторение «Бактерии», Тема «Археи» изучение в сравнении  по тетради и Интернет - источникам  

   

 

 

Источники информации:

1.Громов Б.В. Удивительный мир архей // СОЖ. — 1997. — № 4. — С. 23—26.

2. Документальный фильм «100 величайших открытий биологии», Археи

3. science.compulenta.ru/

4. ucheba-legko.ru

5. paranormal.org.ru

6. rasfun.ru

7. ru.wikipedia.org/wiki/Археи

8. ru.wikipedia.org/wiki/Трёхдоменная система

9. u.goldenmap.com/lenta.rulenta.rukemcbs.com

10.www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros

11. elementy.ru/news

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по углубленному изучению биологии на тему "Археи-домен живых организмов" 7 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по программе углубленного изучения биологии в 7 классе

Тема: «АРХЕИ - домен живых организмов».

Цель: ознакомить с формой жизни – археями

Задачи:

-углубить знания о многообразии органического мира

-ознакомить с трех доменной системой органического мира Карла Везе

-дать понятие о строении и жизнедеятельсти архей

-развивать познавательный интерес, расширить кругозор  

-воспитывать самостоятельность, взаимосотрудничество

Тип урока - комбинированный.

Данный урок не предусмотрен программой ГОСО, является авторским. В содержании урока отражено современные взгляды на систематику .

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 172 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 798
    • DOCX 27 кбайт
    • 26 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Остафийчук Гульнара Капиятовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10872
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Мини-курс

Общественные движения и организации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе