Инфоурок Математика Другие методич. материалыПрезентация по теме: «Комплексные числа» 10 класс.

Презентация по теме: «Комплексные числа» 10 класс.

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект.doc

1.История развития числа.

Докладчик: А вы знаете, что нас с вами в древние времена скорей всего считали колдунами?  В древние времена человек, который умел считать, казался колдуном. Не все грамотные люди владели подобным «колдовством». Считать умели, в основном, писцы, а еще, конечно, купцы.

Появляются купцы.
Купцы. Сложение, самое простое арифметическое действие, освоить при определенном воображении можно. Надо было только представить  одинаковые палочки, камешки, ракушки.

 А дальше – просто. Знай себе, прибавляй к палочке палочку и считай общее количество.

Докладчик: Приблизительно так и нас обучали счету в первом классе. В пятом классе УЗНАЛИ название этих чисел. Как они называются и обозначаются? (Натуральные «N» - natural, Слайд №1) Какие операции допустимы на множестве натуральных чисел? (сложение, умножение)
А вот с вычитанием уже начинались проблемы. Не всегда получалось вычесть из одного числа другое. Иногда отнимаешь, отнимаешь, глядь – ничего уже не осталось. Нечего больше отнимать! Так что вычитание считалось действием мудреным и не всегда его произвести удавалось.
Но тут пришли на помощь купцы.

Купцы: «Можно было бы начать вычитать белые палочки, а потом, когда ничего не останется, начать выкладывать черные палочки, как бы про запас.»

«Две черные палочки – это, предположим, две овцы, которые ты должен отдать, но пока еще не отдал. Это долг!»

Докладчик: В общем, человечеству же на толкование отрицательных чисел, а вместе с этим на определение понятия целых чисел  Zzero»  понадобилось тысячу с лишним лет. Зато стали допустимы операции…( сложение, вычитание и умножение).

Вообще, проблемы, подобные вышеописанным с отрицательными числами, возникали со всеми «обратными» арифметическими действиями. Два целых числа можно было перемножить, и в результате получалось целое число. А вот результат от деления двух целых чисел целым числом оказывался не всегда. Это тоже приводило к недоумениям.

Купцы: сцена деления шоколада. Вот смотри, мы сладость какую заработали. Давай делить!!!

А как?  она одна, а нас двое , а еще и гости… Придумал-дроби ее на части…

Докладчик: То есть, для того, чтобы результат деления существовал всегда, пришлось ввести, освоить и понять, так сказать, «физический смысл» дробных чисел. Так вошли в дело рациональные числа  - Qquotient» - «отношение».

В системе рациональных чисел  стали допустимы многие операции. Но, что не всегда получалось? (извлечение корней из неотрицательных чисел была допустима частично. Например «корень из 81» и «корень из 2».)

Эта необходимость привела к введению множества действительных чисел (Rreal), для которого и извлечение корней из неотрицательных чисел было допустимой алгебраической операцией.  И все же оставался один недостаток – это…?  (извлечение корня из отрицательных чисел.)
            

 

  2. Новый материал.

В 18-м веке математики придумали специальные числа для того, чтобы получалось еще одно «обратное» действие, извлечение квадратного корня из отрицательных чисел. Это – так называемые «комплексные» числа (C-complex). Представить их сложно, но привыкнуть к ним – возможно.  Считается, что на множестве комплексных чисел допустимы все алгебраические операции. И польза от применения комплексных чисел большая. Существование этих «странных» чисел значительно облегчило расчет сложных электротехнических цепей переменного тока, а также позволило рассчитать профиль авиационного крыла. Познакомимся с ними поближе.

Перечислим минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа:

·         С1:  Существует комплексное число, квадрат которого равен -1

  • С2 Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.
  • С3 Операции сложения, вычитания, умножения и деления удовлетворяют законам арифметических действий(сочетательному, переместительному, распределительному)

Число, квадрат которого равен -1, называется мнимой единицей и обозначается i – imaginary – мнимый, воображаемый.. Это обозначение предложил Леонард Эйлер в 18 веке. Таким образом:

i2 =-1, i-мнимая единица

 

Определение 1:

Числа вида bi, где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми.

Например  2i, -3i, 0,5i

Определение 2:

Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа.

Комплексное число  записывают как  z = a + bi.

Число a  называется действительной частью числа z,

число bi– мнимой частью числа  z.

Их обозначают  соответственно:  a = Re z, b = Im z.

 

Арифметические действия:

Сравнение

 a + bi = c + di означает, что a = c и b = d (два комплексных числа равны между собой   тогда и только тогда, когда равны их действительные и мнимые части)

      Сложение

(a + bi) + (c + di) = (a + c) + (b + d)i

     Вычитание

(a + bi) − (c + di) = (a − c) + (b − d)i

      Умножение

(a + bi) × (c + di) = ac + bci + adi + bdi2 = (ac − bd) + (bc + ad)i

        Деление

 

3. Практика.

Учебник Мордкович А.Г. Профильный уровень. 11 класс. Рассмотрим простейшие примеры работы на множестве комплексных чисел.

Рассмотреть пример № 1,2 – два способа. (стр.245).

Работа с учебником. №32.7, 32,10, 32,12

4.Тест (Приложение)

Д/З №32.5, 32,8, 32,11 а,б

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по теме: «Комплексные числа» 10 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Комплексные числа ОТКРЫТЫЙ УРОК.pptx

Скачать материал "Презентация по теме: «Комплексные числа» 10 класс."

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Комплексные числаГригорян Евгения Михайловна.

    1 слайд

    Комплексные числа
    Григорян Евгения Михайловна.

  • История развития понятия числаQZNRCНатуральные
числа, 
N – «natural»Сложение,...

    2 слайд

    История развития понятия числа
    Q
    Z
    N
    R
    C
    Натуральные
    числа,
    N – «natural»
    Сложение, умножение

    Вычитание, деление, извлечение корней

    Целые числа,
    Z-«zero»

    Сложение, вычитание, умножение

    Деление, извлечение корней

    Рациональные числа,
    Q-«quotient» - «отношение»

    Сложение, вычитание, умножение, деление
    Извлечение корней из неотрицательных чисел

    Действительные числа,
    R – «real»
    Сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корней из неотрицательных чисел

    Извлечение корней из отрицательных чисел

    Комплексные числа,
    C- «complex»
    Все операции

    Числовая система


    Допустимые алгебраические операции


    Частично допустимые алгебраические операции


  • История развития понятия числа

    3 слайд

    История развития понятия числа

  • Область применения комплексного числа.

    4 слайд

    Область применения комплексного числа.

  • Понятие комплексного числаМинимальные условия, которым должны удовлетворять к...

    5 слайд

    Понятие комплексного числа
    Минимальные условия, которым должны удовлетворять комплексные числа:
    C1) Существует комплексное число, квадрат которого равен (−1).

    С2) Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.

    С3) Операции сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел удовлетворяют обычным законам арифметических действий (сочетательному, переместительному, распределительному).

  • Понятие комплексного числаОпределение 2:
Комплексным числом  называют сумму д...

    6 слайд

    Понятие комплексного числа
    Определение 2:
    Комплексным числом называют сумму действительного числа и чисто мнимого числа.
    Комплексное число записывают как z = a + bi.
    Число a называется действительной частью числа z,
    число bi– мнимой частью числа z.
    Их обозначают соответственно: a = Re z, b = Im z.
    Определение 1:
    Числа вида bi, где i – мнимая единица, называются чисто мнимыми.

    Например 2i, -3i, 0,5i
    i2 = −1

    i – мнимая единица.

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ тест кч.doc

Вариант 1

№п/п

Утверждения:

Ответ.

1

ЧислоОписание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img2.gif является комплексным.

 

2

Число а, такое что а2 = – 2 является действительным.

 

3

Число а, такое что а4 = 1 является действительным.

 

4

0 – комплексное число.

 

5

Число 3i является чисто мнимым.

 

6

Действительная и мнимая части комплексного числа 3 – 2i соответственно равны 3 и 2.

 

7

Действительная и мнимая части сопряженных чисел отличаются только знаками.

 

8

Сопряженным для действительного числа является само это число.

 

9

ЕслиОписание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img4.gif, то действительная часть числа z равна 0.

 

Вариант 2

№п/п

Утверждения:

Ответ.

1

Число 5 является комплексным.

 

2

Число а, такое что а2 = 4 является действительным.

 

3

Число а, такое что а8 = 1 является действительным.

 

4

0 – мнимое число.

 

5

Если а + bi является действительным, то b = 0

 

6

Действительная и мнимая части комплексного числа – 3 + 2i соответственно равны – 3 и 2.

 

7

 Мнимые части сопряженных чисел отличаются только знаками.

 

8

ЕслиОписание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img6.gif, то мнимая часть числа z равна 0.

 

9

Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img8.gif.

 

Самостоятельная работа №1

Цель: проверить умение применять правила сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел, определения равенства комплексных чисел, записанных в алгебраической форме .

№ п/п

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Даны числа: Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img10.gif.

Найдите:

a) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img12.gif
b) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img14.gif
c) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img16.gif
d) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img18.gif
e) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img20.gif

Даны числа: Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img22.gif.

Найдите:

a) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img12.gif
b) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img14.gif
c) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img16.gif
d) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img18.gif
e) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img20.gif

Даны числа: Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img24.gif.

Найдите:

a) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img12.gif
b) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img14.gif
c) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img16.gif
d) Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img18.gif
e)  Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img20.gif

2

Для чисел Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img10.gifнайдите действительные числа а и b, для которых верно равенство Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img26.gif.

Для чиселОписание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img28.gif найдите действительные числа а и b, для которых верно равенство Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img26.gif.

Для чисел Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img24.gifнайдите действительные числа а и b, для которых верно равенство Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img26.gif.

3

Запишите z в алгебраической форме:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img30.gif

Запишите z в алгебраической форме:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img32.gif

Запишите z в алгебраической форме:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/597925/img34.gif

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по теме: «Комплексные числа» 10 класс."

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Этот урок проводится в 10 классе физико-математического профиля (учебник Мордкович А.Г. профильный уровень). Презентация объяснит учащимся назначение и смысл термина «комплексные числа».

Цель урока – рассказать, что такое комплексные числа и числовые множества, объяснить, для чего они нужны, научиться решать примеры с ними, отработать полученные знания на практике. Учащиеся решают несложные устные примеры и отвечают на вопросы, касающиеся комплексных чисел. Особенность этого урока в том, что теорию классу даёт не учитель, а его товарищи, благодаря чему материал будет лучше воспринят и усвоен.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 398 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1376
    • ZIP 701.6 кбайт
    • 27 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Григорян Евгения Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Григорян Евгения Михайловна
    Григорян Евгения Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 39490
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 522 человека

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: отрицательные числа, дроби, возведение в квадрат, извлечение квадратного корня

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 113 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 121 человек

Курс повышения квалификации

Развивающие математические задания для детей и взрослых

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе