Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лекция № 1
Социология, как наука
2 слайд
План:
1. Объект и предмет социологии;
2. Особенности социологических методов исследования;
3. Структура и уровни социологических знаний
4. Функции социологии
5. История развития социологической мысли
3 слайд
Социология (от лат. societas — общество + др.-греч. λόγος — наука)— наука об обществе или обществознание.
Термин был введен в середине XIX в. французским социологом
Огюстом Контом
(1798—1857)
4 слайд
Объектом социологической науки в широком смысле является все общество в его целостности и системности.
Предметом социологической науки в широком смысле является социальная сфера (социальная жизнь) общества.
5 слайд
особенности социологических методов исследования:
тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований;
они проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление реально существующих социальных фактов по принципу «здесь и сейчас»;
для получения необходимых социальных фактов исследователь «проникает» непосредственно в изучаемый объект, в ту или иную социальную реальность;
что социология изучает и анализирует различные социальные процессы и явления, различные сферы жизнедеятельности общества (экономическую, политическую и др.) с точки зрения интересов и потребностей людей, их ожиданий, предпочтений и настроений;
социология исследует социальные процессы, социальные общности людей с точки зрения их связи с функционированием общества как целостной системы
6 слайд
Структуру социологических знаний принято делить на три основных уровня
1 уровень
Всеобщий, высший уровень социологических знаний представляют общесоциологические теории. На этом уровне происходит разграничение предметных областей социологии с другими общественными науками
2 уровень
Средний уровень социологических знаний исследуются социальные институты, социальные явления, сферы жизнедеятельности людей, требующие теоретического обоснования и соответствующего анализа.
3 уровень
Эмпирический, или прикладной, уровень социологических знаний изучаются мотивы поведения в малых группах
7 слайд
Социальная функция — это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности.
К основным функциям социологии относятся:
Познавательная
Прогностическая
Функция социального
проектирования и
конструирования
Организационно-технологическая функция
Управленческая функция
Инструментальная функция
Идеологическая функция
8 слайд
История развития социологической мысли
Огюст Конт
(1798— 1857)
разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований
считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга стадии: теологическое, метафизическое, позитивное
Социология состояла из двух основных частей:
социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии,
социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений
I этап Позитивная социология
9 слайд
II этап
(биологическое) направление в социологии
Герберт Спенсера (1820—1903)
сравнивал общество с биологическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) которого выполняет определенную функцию и тем самым способствует функционированию всего общества
был сторонником теории социального дарвинизма. По его мнению, экономическая конкуренция в промышленном типе общества выполняет роль естественного отбора, в результате которого выживают наиболее приспособленные и одаренные
10 слайд
III этап
классовая борьба и социальная революция
Карл Маркс
(1818—1883)
принцип исторического материализма, в соответствии с которым развитие общества детерминировано существующим способом производства и уровнем развития экономической системы
Им была всесторонне проанализирована социальная структура современного ему капиталистического общества, выявлена роль экономических факторов в развитии социально-политических отношений, дано определение таким понятиям, как «класс», «социальный слой», «классовая борьба» и др.
11 слайд
IV этап
Классическая социология конца XIX — начала XX в.
Эмиль Дюркгейм (1858—1917)
считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо наличие особого предмета и соответствующего метода. Таким предметом является особая «реальность», основу которой составляют социальные факты.
Макс Вебер (1864—1920)
уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей
12 слайд
Социология в России
В значительной мере развитию отечественной социологии способствовали такие российские ученые, как
Н. Г. Чернышевский
1828-1889
А.И.Герцен
1812-1870
М. Ковалевский 1866-1924
Развитие российской социологической науки было прервано в начале 20-х гг. XX в.
Только с середины 60-х гг. XX в. социология начинает постепенно возрождаться.
13 слайд
Основные направления современной социологической науки
В XX в. многочисленные школы и направления (парадигмы).
Парадигма — это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.
основные парадигмы современной социологии
Структурный функционализм
Конфликтологическая парадигма
Бихевиоризм
Необихевиоризм
Символический интеракционализм
Теория социального обмена
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: "Социология, как наука"
Презентация может использоваться на уровне средне-профессионального образования как на очной, так и на заочной форме обучения.
ЦЕЛИ:
– дидактические: изучить
1. Объект и предмет социолгии;
2. Особенности социологических методов исследования;
3. Структура и уровни социологических знаний;
4. Функции социлогии;
5. История развития социологиеской мысли.
– развивающие: формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; аргументировано защищать собственную точку зрения; развивать навыки самостоятельной работы;
– воспитательные: содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности, ответственности.
ВИД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ: лекция с элементами беседы.
ТИП УРОКА: вводная лекция
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснение, беседа, элементы опережающего и проблемного обучения, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом, демонстрация.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ: история, логика, эстетика, теория государства и права, гражданское право, семейное право, конституционное право, административное право.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебники и учебные пособия; наглядные средства обучения (изобразительны текстовые); мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал.
6 656 252 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бондаренко Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.