Главная / Начальные классы / Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал
предлог приставка глагол корень
предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень...
Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: ...
Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: ...
Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель,...
водопад водолаз косогор высокогорье
Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а ...
забота, заезд, замена, запах
лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок ...
-ек- -ик-
- ищ -
основа
Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 предлог приставка глагол корень
Описание слайда:

предлог приставка глагол корень

№ слайда 5 предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень пр
Описание слайда:

предлог глагол имя существительное имя прилагательное местоимение союз корень приставка суффикс окончание основа

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кт
Описание слайда:

Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?» теремок к теремку в теремке

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кт
Описание слайда:

Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?» теремок к теремку в теремке терем теремочек

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель, го
Описание слайда:

Гора, вода, водяной, пригорок, косогор, водный, водичка, подводник, водитель, горе, горный, высокогорье, водица, горевать, водопад, горняк, водолаз, водить, гористый, горка.

№ слайда 12 водопад водолаз косогор высокогорье
Описание слайда:

водопад водолаз косогор высокогорье

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14 Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а кон
Описание слайда:

Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а конь цел будет. А кто вправо поедет – сам жив будет, а коню погибель.

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 забота, заезд, замена, запах
Описание слайда:

забота, заезд, замена, запах

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок вор
Описание слайда:

лиса – волк – мышь – медведь – ворона – лисёнок волчонок мышонок медвежонок воронёнок

№ слайда 19 -ек- -ик-
Описание слайда:

-ек- -ик-

№ слайда 20 - ищ -
Описание слайда:

- ищ -

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22 основа
Описание слайда:

основа

№ слайда 23 Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н
Описание слайда:

Подберите к каждой схеме по три слова. I ряд II ряд III ряд IV ряд н н

№ слайда 24
Описание слайда:

№ слайда 25
Описание слайда:

Презентация по русскому языку на тему "Состав слова. Закрепление." (3 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: «Состав слова.»

 

Цели и задачи урока:

·        закрепить знания детей о частях речи и частях слова;

·        обобщить и систематизировать знания учащихся о морфемах слова, их функциях;

·        закрепить умения разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова, с помощью приставок и суффиксов образовывать новые слова;

·        развивать навык написания орфограмм в разных частях слов;

·        воспитывать любовь к родному слову, интерес к чтению художественных произведений

 

Пособия: разработка мультимедийного урока,

                 книги со сказками,

                 плакаты.     

Ход урока 

--- Добро пожаловать на урок русского языка в 3 классе.

---  Ребята, все на свете из чего-нибудь состоит: облака – из капелек воды, лес – из деревьев, а из чего состоит речь? (Из предложений)

--- Из чего состоят предложения? (Предложения из слов).

--- А слова? Слова тоже можно поделить на части. Частям слов и посвящен наш сегодняшний урок. Вы сегодня покажете, что вы узнали по теме «Состав слова»  /слайд 1/

--- Сегодня на уроке ваши знания вы будете демонстрировать не только своим родителям, но и ещё некоторым гостям. Ваши знания хотят проверить герои сказок. (слайд 2)

--- Поднимите руки, кто любит читать сказки? На какие группы можно разделить сказки по их происхождению или написанию? (На народные и авторские).

А по сюжету? (На волшебные, бытовые и сказки о животных.)

---Какие сказки вы читали? Какие сказки являются вашими любимыми?

 

 ---Отгадайте, кто придет к нам в гости первым: эта героиня очень умна, у нее есть волшебная книга, она иногда летает по воздуху на золотой колеснице. (Это Елена Премудрая.)   (слайд 3)

Елена Премудрая приготовила для вас три испытания. Она любит во всем порядок и аккуратность.

Испытание 1

--- На какие группы можно разделить эти слова?   (слайд 4)

--- Какие слова относятся к группе «Части речи»?   (слайд5)

--- Какие ещё части речи вы знаете? Охарактеризуйте каждую часть речи и приведите примеры.

/стихи читают наизусть дети/

(предлог)

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под.

Из леса, к лугу, на поляну,

у кустика, с тропинки, в яму,

от речки, около дороги –

Пиши отдельно все предлоги.

Из, к, в,

у, за, с, от,

по, на, около,

для, под –

их ещё раз прочитай

и уже не забывай.

(имя существительное)

Сова, лиса, осёл, коза,

собака, кошка и оса,

петух, корова, бегемот,

рыбак, кузнец, река и плот.

Весна, черёмуха, листва,

кусты, грибы, роса, трава.

Дома, дороги и моря –

всё в мире названо, друзья!

(имя прилагательное)

Я смотрела из окна,

мне вся улица видна.

Деревянная скамья,

на скамье сидит семья:

старый дедушка седой,

внук – красивый, молодой, мама с папой, а у ног –

серый, м аленький щенок.

Если будете внимательными,

то найдёте прилагательные.

(местоимение)

Вместо имени предмета

говорим мы слово: ЭТО,

ТО, ОНИ, ОНО, ОНА –

всем известные слова.

Это, без сомнения,

слова  - МЕСТОИМЕНИЯ.

--- Какие слова относятся к группе «Части слова»?

--- Какие ещё части слова вы знаете?

---Молодцы! (клоун)

--- Давайте вспомним, в каком порядке вы разбирали слова по составу. (слайд 6)

--- А теперь мы поподробнее остановимся на каждой части слова.

--- Прочитайте текст. /слайд 7/

 «Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и спрашивает: «Кто в теремке живёт?»

--- Из какой сказки эти слова? Кто автор этой сказки?

--- Какие слова часто повторяются в тексте? Чем отличаются эти слова? Назовите окончание в каждом слове.

--- Что вы знаете об окончании? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении ( для образования формы слова.)   (слайд 8)

--- Являются ли эти слова однокоренными? Почему?   /слайд 9/

--- Какие слова называются однокоренными?  (Слова с одним корнем, имеющие сходство в значении.)

/Стихотворение о корне/!!!

--- Назовите корень в этих словах.   /щелчок/

--- Назовите однокоренные слова.   ( терем, теремочек)   /щелчок/

--- А что такое корень? (Главная общая часть родственных слов)     /слайд 10/

Испытание 2

--- Второе испытание – навести порядок в волшебной книге Елены Премудрой.  (слайд 11)

--- Здесь все слова перепутались. Как вы думаете, как можно навести порядок? В какие две группы можно распределить слова? (В группы однокоренных слов)

Задание по вариантам 

I вариант – к слову вода, II вариант – к слову гора (после выполнения задания варианты проверяют друг друга: вода, водный, подводник, водяной, водица, водичка, водолаз, водопад; гора, горный, горка, пригорок, высокогорье, косогор, гористый, горняк)

--- Какие слова вы не взяли? Почему? (водить, водитель, горе, горевать – другое значение, не являются однокоренными)  (щелчок)

--- Что вы особенного заметили в словах водолаз, водопад, высокогорье, косогор? (сложные слова, два корня)  Как образуются сложные слова?   /слайд 12/

(Разобрать слова на доске, с объяснением их значения и образования) 

Испытание 3

--- Третье испытание – разгадать тайну имени Елены, почему она Премудрая? (очень мудрая)

--- Какая часть слова дает такое значение? (приставка ПРЕ)

--- В имени какой героини есть еще такая приставка? (Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная)

(Запись и разбор слов Премудрая, Прекрасная по составу (ученик у доски) 

--- А как обычно зовут главных героев в русских сказках? (Иван-царевич). Какие сказки вы знаете, где есть этот персонаж?   (слайд 13)

--- На пути Ивана-царевича каменный столб. Как вы думаете, что на нем написано? (Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет – сам умрет, а конь цел будет. А кто вправо поедет – сам жив будет, а коню погибель.)) (слайд 14)

 

--- В каких словах  есть приставка? Какое значение они здесь имеют? (Направление движения, начало действия)

(Запись слов в тетради, выделение приставки.) 

--- Что такое приставка, и какую роль она играет в словах? (часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов)

(слайд 15)

/Стихотворение о приставке/!!! 

--- Что вы знаете о правописании приставки на? (приставки на, за, над пишутся с гласной а)

--- Для вас задание от Ивана-царевича -  найти лишнее слово:

забота, заезд, замена, запах(слайд 16)

(Разобрать слова по составу по очереди.

Как образованы эти слова? ) 

--- Как вы думаете, почему Ивана-царевича так зовут? (сын царя) Как образовано слово царевич? (с помощью суффикса –евич)

--- Отгадайте, кто к нам еще пришел. Этот мальчик не послушал свою сестру и напился из копытца. Да, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка из одноименной сказки. (слайд 17)

--- Какими словами они называются в сказке? (ласковыми)

--- Да, их называют ласково, с любовью. Какая часть в слове придает ласковое значение?

(Запись слов, разбор по составу на доске: сестрица Алёнушка, братец Иванушка).

---  Какие еще вы знаете уменьшительно- ласкательные суффиксы? (Таблица: -к-, -ик-, -ек-, -еньк-, -оньк- и др.) 

--- В кого превратился Иванушка, когда попил водицы из копытца? Что обозначает слово козлёнок? С помощью какой части слова оно образовано?

--- С помощью суффиксов  -онок-, -ёнок- образуйте слова, называющие детенышей животных: (слайд 18)

(Устная работа.) 

лиса –

волк –

мышь –

медведь –

ворона -

--- Аленушка и Иванушка приготовили для вас интересное задание: уменьшить предметы. Как вы думаете, с помощью какой части слова это можно сделать? Учтите, что предметы будут уменьшаться только в том случае, если вы вставите нужный суффикс: -ек-, -ик-. (слайд 19)

(Комментированное письмо (работа по цепочке)

карандаш –

орех –

цветок –

ковер –

ключ –

платок –

гвоздь –

(По ходу образования слова записываются в тетради, выделяется суффикс.) 

--- А с помощью какого суффикса предметы можно увеличить? (-ищ-) (слайд 20)

--- Давайте попробуем. Я называю слова, а вы увеличьте их с помощью суффикса   -ищ-    (щелчок).

(Устная работа)

У волка -        ...

 не хвост, а   ...;

не лапы, а     ...;

не зубы, а     ...!

--- Какой же страшный получился волк! Но мы его не боимся, правда, ребята? Мы же его можем уменьшить в размерах. Давайте попробуем:

хвостище -   ... (хвостик)

лапища -   ...(лапки)

зубища - ... (зубки) (щелок)

 

--- Какие получились по значению пары слов? (противоположные) Как они называются? (антонимы) Какая часть слова помогала нам менять значение слова?

Что же вы можете сказать о суффиксе? Что такое суффикс? (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

 (слайд 21)

Подведение итогов.

 

1.     --- Блицопрос.   / слайд 22/

--- Из каких частей состоит слово?

--- Может ли слово состоять из основы и нулевого окончания?

 ( привести примеры)

--- Может ли корень быть основой? (приведите примеры)

--- Может ли быть основа слова без корня? Почему?

--- Какие части слова могут входить в состав основы слова?

            --- Назовите общую главную часть всех однокоренных слов. (корень)

            --- Как называются слова с одним и тем же корнем? (однокоренные)

            --- Назовите часть слова, которая служит для изменения формы слова (окончание)

            --- Части слова, которые служат для образования новых слов (приставки, суффиксы)

            --- Часть слова, которая находится перед корнем (приставка)

            --- Часть слова, которая находится после корня (суффикс)

            --- Назовите орфограммы корня, приставки, суффикса.

2.--- Небольшая самостоятельная работа. (слайд23) /объяснение работы и выполнение её учениками/ Проверяем устно, опрашиваем каждого ученика.

            3.---  И последнее задание: составьте слово по подсказкам.

1)    В слове есть окончание и основа.

2)    Основа состоит из трех частей.

3)    Корень тот же, что в словах  обмен, менять, изменить.

4)    Приставка такая же, как в слове переделать.

5)    Суффикс тот же, что в слове травка.

6)    Окончание – первая буква алфавита

 

(слайд 24 ПЕРЕМЕНКА)



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 8 ноября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Шиманская Юлия Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2223
Номер материала 18967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓