Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Слово как основная единица языка
Вводный урок
6 класс
2 слайд
Цели урока:
Познакомиться с высказываниями писателей о русском слове
Развивать навыки работы с высказываниями , их анализом
Способствовать формированию любви и интереса к русскому слову
3 слайд
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск»
(Константин Паустовский)
4 слайд
Ответим на вопросы:
С чем сравнивает писатель слова русского языка?
Как вы понимаете слова, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию»?
5 слайд
Лев Николаевич Толстой
(1828-1910гг.)
6 слайд
Прочитаем выразительно:
Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н.Толстой
7 слайд
Ответим на вопросы:
Почему писатель считает, что слово – дело великое?
Какого слова следует опасаться?
Какие вы можете назвать слова, соединяющие людей?
Какие слова разъединяют?
8 слайд
Василий Сухомлинский
(1918-1970гг.)
9 слайд
Прочитаем и запишем:
Слово – тонкое прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.
В.Сухомлинский
10 слайд
Ответим на вопросы:
Какая общая мысль объединяет высказывания Л.Толстого и В.Сухомлинского?
С чем сравнивает В.Сухомлинский слово?
11 слайд
Выполним задания:
Определите, какими частями речи выражены слова в высказывании В.Сухомлинского(какие знаете), укажите их в тексте над словами
С помощью каких частей речи преимущественно передаёт автор высказывания свою мысль?
12 слайд
Яков Козловский
(1921 – 2001гг.)
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать…
13 слайд
Николай Рыленков
(1909-1969гг.)
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
14 слайд
Задание:
На основании прочитанных текстов расскажите о том, какова роль слова в жизни людей, в чём его сила и значение
15 слайд
Слово – единица языка
Слово – основная единица языка, которая служит для наименования предметов, явлений и их свойств.
Лингвистика рассматривает слово с т.з.
звучания(фонетический анализ)
произношения, ударения(орфоэпический анализ)
лексического значения(лексический анализ)
состава(морфемный разбор)
словообразования(словообразовательный разбор)
правописания(орфографический разбор)
морфологических признаков(морфологический разбор)
16 слайд
Задание:
Выполнить различные виды разбора слова РОДНИК
17 слайд
Выводы:
Слово наполнено смыслом
Имеет родственников среди других слов языка
Живёт в своём неповторимом мире
Слово – это основная единица языка, которая разными языковыми разделами рассматривается по-разному
18 слайд
Домашнее задание
Выполнить лексический и морфологический анализ слова РОДИТЕЛЬСКИЙ
19 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Презентация разработана в помощь учителю для использования на уроке русского языка по УМК М.Разумовской. Апробирована в 2013-2014 учебном году.
Разработка состоит из 18 слайдов со следующим содержанием.
1.Тема урока.
2.Цели урока.
3. Паустовский о слове.
4.Анализ высказывания Паустовского.(Беседа по вопросам)
5.Портрет, годы жизни Л.Толстого.
6.Толстой о слове.
7.Анализ высказывания Толстого. (Беседа по вопросам)
8.Портрет, годы жизни В.Сухомлинского.
9. Сухомлинский о слове.
10.Беседа по вопросам.
11.Задание-повторение (части речи).
12.Портрет, годы жизни, фрагмент стихотворения Я.Козловского.
13.Портрет, годы жизни, фрагмент стихотворения Н.Рыленкова.
14.Задание: "На основании прочитанных текстов расскажите о том, какова роль слова в жизни людей".
15.Выводы.
16. Задание: "Выполнить различные виды разбора слова РОДНИК"
17.Выводы.
18.Домашнее задание.
¨На основании прочитанных текстов, расскажите о том, какова роль слова в жизни людей, в чём его сила и значение
6 656 151 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Смоленская Ирина Захарьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.