Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку на тему "Порядковые числительные" (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Порядковые числительные" (6 класс)

Скачать материал

 

Разработка урока по теме: «Порядковые числительные»

с презентацией

Тип урока:

  - комбинированный

Задачи урока:

Образовательная:

  - совершенствовать умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа;

  - формировать умения различать порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении;

  - научить правильно склонять порядковые числительные.

Развивающая:

  - развивать логическое мышление, делать общие выводы;

  - научить применять полученные знания в работе с лингвистическими текстами.

Воспитательная:

  - развивать культуру общения.

Оборудование:

   - мультимедийный проектор, экран, компьютер,  доска, таблица

    « Порядковые числительные», компьютерная презентация, учебник Русский язык.

 

Этапы урока

1.Организационный момент.                                          1 мин.

2. Актуализация знаний, проверка

     домашнего задания.                                                    8 мин.

3. Изучение  нового материала.(презентация)          17 мин.

4. Закрепление изученного материала.                      10 мин.

5.Физкультминутка.                                                       3 мин.

6.Рефлексия.                                                                 3 мин.

7. Инструктаж по  домашнему заданию.                     3 мин.        

Ход урока:

1.    Организационный момент.

2.    Фронтальный опрос-беседа и работа у доски по карточкам с заданием: Сделать синтаксический разбор предложения: 1.Семеро одного не ждут. 2.Интересная передача начинается в семь часов.

3.    -  Пока ребята работают у доски, давайте вспомним правила, которые пригодятся нам в дальнейшем. Для этого трое ребят приготовили нам

«тонкие и толстые вопросы» (Слайд).

- Сколько тебе лет? 

- На каком этаже ты живешь?

- В каком году ты поступил в школу?

- На какие разряды делятся числительные?

- Как называются числительные, состоящие из двух корней?

- Как изменяются количественные числительные?

- Какие числительные имеют всего две формы?

 

- Дайте объяснение, почему количественные числительные так называются?

- В чём различие количественных и порядковых числительных?

- Согласны ли вы с утверждением, что пятерка – имя числительное?

- Предположите, что будет, если исчезнут все числительные?

- Для чего нам нужно изучать имена числительные?

Два сильных ученика проверяют работы у доски и оценивают.

3.Проверка домашнего задания упр.372 проводится «по цепочке».

- Что еще мы знаем о количественных числительных? ( Количественные числительные бывают простые, сложные и составные; обозначают целые числа, дробные и собирательные; числительные 40,90,100, полтора, полутораста имеют только две формы; у числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части; в составных числительных склоняются все слова.

- Какие имена числительные называются порядковыми? ( Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете).Они образованы от количественных числительных.

Выполним несколько заданий(слайды № 6,7,8)

4. Изучение нового материала.

Коллективная работа. Работа над правилом §66.

- На проекторе записаны числа 50, 287, 1945, 11, 5. Ребята, запишите эти числа как порядковые числительные в сочетании с существительными размер, страница, год, класс, сутки.(слайд №11)

-Просклонять порядковые числительные 6,1,5.9,12(слайд13)

– Какой вывод можно сделать из этого? ( Порядковые числительные изменяются по числам и родам, обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? )

- А теперь откройте тетради для правил и запишите несколько особенностей порядковых числительных:

а) Порядковые числительные также бывают простые, сложные и составные (слайд

№15);

б) В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово. (слайд №16)

в) Сложные порядковые числительные пишутся слитно (-сотый,-тысячный,-миллионный) (слайд №17)

г) При склонении сложных числительных первая часть всегда имеет форму Р.п.,  а вторая зависит от рода, числа и падежа порядкового числительного.(слайд №18)

д) Окончания в порядковых числительных такие же, как и в прилагательных. (слайд №20)

е) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже.(слайд №23)

6.Морфологическая разминка.

– Какая ещё часть речи отвечает на эти вопросы? ( Имя прилагательное).

– Посмотрите внимательно на доску! Здесь записаны три группы слов. Вам нужно из каждой группы убрать одно лишнее слово.

Игра «Третий лишний»

1.  Первый, другой, второй.

2.  пятый, сотый, новый.

3.  Третий, лисий, седьмой.

  – Почему эти слова лишние? (Это прилагательные).

– А как вы узнали? Ведь они тоже отвечают на вопрос какой? (Прилагательное обозначает признак предметов, а числительное - порядок предметов при счете)

7.Работа у доски.

( закрепление: отличие имён прилагательных от имён числительных)                                   Тронул верхушки первый солнечный луч, и просветлел лес.

-Выделите грамматическую основу предложения и объясните постановку запятой.

– Выпишите из предложения два словосочетания, главным словом которых будет слово луч. Что между ними общего?

 

 

первый     луч                                                                   солнечный       луч

числ.     + сущ.                                                                  прил.      +  сущ.

Числительное  первый отвечает на вопрос какой? И относится к слову луч так, что числительное согласовано с сущ. в м. р.,     в ед. ч., в И. п.

  Луч (какой?). Существительное луч стоит в м.р., в ед. ч., в И. п., значит, прилагательное       солнечный тоже - в м. р., в ед. ч., в И. п.

 

- Чем же тогда отличается числительное от прилагательного? (Числительное можно заменить цифрой (1 луч), прилагательное – нельзя).

Вывод. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.

- Каким членом предложения является порядковое числительное? (Как и  прилагательное в предложении выступает в роли определения) (слайд №21)

8.Самостоятельная работа (закрепление темы: склонение составного порядкового числительного)

Самостоятельно в тетрадях просклоняйте порядковые числительные:1-й ряд-2000 год,  2-й ряд-2012 год. Выделите окончания.

 

 Два сильных ученика склоняют имена числительные у доски

И.

двухтысячный год

две тысячи двенадцатый год

Р.

двухтысячного года

две тысячи двенадцатого года

Д.

двухтысячному году

две тысячи двенадцатому году

В.

двухтысячный год

две тысячи двенадцатый год

Т.

двухтысячным годом

две тысячи двенадцатым годом

П.

(о)двухтысячном годе

(о) две тысячи двенадцатом годе

 

9. Физкультминутка – проверка.

Проверим, кто самый внимательный.

- Сейчас  я  буду  называть слова разных частей речи. Ваша задача – поднять обе руки вверх, когда я назову числительное, и развести в стороны, когда назову другую часть речи

Двойной,  тройка (лошадей),  шестой, удвоить, четырехэтажный,  пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три, две седьмых, пятиклассник, сто, столетний, сотый (по списку),пять, пятак, двойка, первые, двухтысячный, шестидесятилетний, трехмиллионный.

 

10. «А знаете ли вы?»

    В нашей жизни много знаменательных дат. Они тоже являются порядковыми числительными. Есть два способа правописания таких дат. (слайд № 23)

8 Марта , Восьмое марта, 9 Мая, Девятое мая

11. Творческая работа.

Вы должны придумать поздравление с наступающим  Восьмым марта или другим календарным праздником, используя в этом поздравлении порядковые числительные (спросить 2-3 человека, указать на ошибки, исправить).

 

12.Подведение итогов урока

1.С какими числительными мы познакомились подробнее?

2.На какие вопросы они отвечают?

3.Что обозначают?

4.Как изменяются?

Проверь себя (слайд №24)

«Рефлексивные вопросы» Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой:

1.  Что показалось вам сегодня трудным?

2.  Что в изученном сегодня для вас самое главное?

3.  Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

4.  Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны?

5.  Какие новые мысли, чувства у вас появились?

6.  Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли вы свои успехи?

7.  Были ли моменты недовольства собой?

8.  Какую пользу вы извлекли из этого урока?

9.  О чем хотелось бы поговорить подробнее?

10.  Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

На стадии рефлексии как вариант можно предложить задание устно или письменно:

«Закончи предложение». Позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение. Например:

«Если бы я раньше знал про…, то…»;

«На мой взгляд, … – это…»;

«Самым интересным для меня на занятии было…».
14.Оценки за урок.

15.Домашнее задание

1.§66 , правила выучить, упр. 382

 2.Найти и выписать из учебника по литературе пять предложений с порядковыми числительными и дать им характеристику.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Порядковые числительные" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю разработку урока с презентацией.Целью данной разработки является развитие грамотного употребления числительных в устной и письменной речи, а именно совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа. Дети учатся различать порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

В занимательной форме учащиеся повторяют изученный ранее материал о строении числительных, отвечая на вопросы, делают собственные выводы об образовании порядковых числительных и их особенностях. Надеюсь, что вам понравится.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 003 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 473
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 680
    • DOCX 21.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Калеганова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Калеганова Ольга Васильевна
    Калеганова Ольга Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 16750
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 469 человек из 70 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 656 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 485 человек

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе