Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
3 класс 14 урок
Учитель: Игнатьева О.Д.
2 слайд
Каллиграфия
Ф.И.О
3 слайд
Определяем основной вопрос урока
Запишите слово снег
Подберите к нему однокоренные слова
Запишите слово друг
Подберите к нему однокоренные слова
Снег, снежок, снежинка, снеговик, снежный.
Друг, дружок, подруга, дружный, дружить, друзья.
– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
– Какой звук был исходным, основным?
– А каким он заменился?
[г//ж] [г//ж//з]
4 слайд
Работа над определением
– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.
– Что такое закон языка?
– Что такое чередование согласных звуков?
– Какие новые чередования вы узнали из определения?
– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение.
– Сколько звуков могут чередоваться в корне?
5 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 42
Прочитай. Спиши, выдели корень. • Однокоренные
ли это слова? Почему? • Допиши однокоренные слова в
последнюю группу.
Книга, книжечка, книжный.
Луга, лужок, луговые, Лужники, лужайка.
Круги, кругом, кружок, кружились.
Пух, пуховый,
• Подчеркни в каждом слове последнюю согласную
корня.
пушок, пуховой.
6 слайд
Применяем знания, развиваем умения
с. 43–44
– Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43.
– Какие согласные чередуются в корне?
– Запишите эти чередования в тетрадях.
– Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44.
– Назовите звуки, которые чередуются в словах 1-й группы, 2-й группы, 3-й группы.
– Запишите в тетрадях эти чередования звуков.
к//ч, с//ш, д//ж.
7 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 43
Прочитай. Все ли слова в каждой группе однокоренные? Почему? • Спиши только однокоренные слова, выдели корень. Подчеркни последнюю согласную корня.
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручной, ручонка, ручьи.
Просить, просо, попрошайка, прошу.
8 слайд
Вывод
– Какие звуки чередуются в однокоренных словах?
Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным.
9 слайд
Итог урока
– Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Д/з д/м упр.17, 20
10 слайд
Спасибо!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Русский язык "Школа 2100" 3класс 13урок
Ι. Актуализация знаний
1. Словарный диктант (слова на с. 35).
2. Повторение изученного о корне слова.
– Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»).
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
(С. Бондаренко)
– Запишите отгадку.
Ученики записывают:корень.
– О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.)
– О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень.
Ученики делают графическое обозначение корня.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний
1. Постановка учебной проблемы.
•Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39).
Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова:
Свет, свеча, освещение.
Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике.
Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.)
•Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)
– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие нового знания.
•Поиск решения.
Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением).
После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы:
– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)
– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.)
– Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов.
– Какой звук был исходным, основным? ([г])
– А каким он заменился? ([ж//з])
На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных ги ж//звыделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:
Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж].
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг– [г//ж//з].
3. Работа над определением.
– Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42.
Вопросы после чтения:
– Что такое закон языка?
– Что такое чередование согласных звуков?
– Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш])
– Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ])
– Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)
ΙΙI. Развитие умений – применение знания
Работа по учебнику.
• Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
–Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока
– Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.)
– Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание
1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52.
2. ПНайти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.
6 655 383 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.