Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Образование сложных слов
3 класс 42 урок
Учитель: Игнатьева О.Д.
2 слайд
Каллиграфия
Ф.И.О
3 слайд
Вспоминаем то, что знаем
Слова, у которых два корня, называются ...
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ...
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ...
д) После букв ж и ш пишется ...
Слова, у которых два корня, называются сложными.
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных о, е
в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква о.
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква е.
д) После букв ж и ш пишется е.
4 слайд
Определяем основной вопрос урока
– Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока.
Падать, листья
Лёд, колоть
Сосать, пыль
– Образуйте и запишите сложные слова.
– Составим план урока.
– Что мы сейчас делали?
Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.
5 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 130 Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
6 слайд
Применяем знания, развиваем умения
7 слайд
Применяем знания, развиваем умения
1) Шуруп, который сам нарезает резьбу
8 слайд
Применяем знания, развиваем умения
2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром
9 слайд
Применяем знания, развиваем умения
3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи
10 слайд
Применяем знания, развиваем умения
4) Русская народная игра-пляска
11 слайд
Применяем знания, развиваем умения
5) Лес, поваленный бурей
12 слайд
Применяем знания, развиваем умения
6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону
13 слайд
Применяем знания, развиваем умения
7) Огнестрельное оружие
14 слайд
Применяем знания, развиваем умения
– Что у вас оказалось записано в 4-м столбике?
– Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще?
15 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Упр. 131
– Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем.
(Самострел, самосвал, самозванец...)
16 слайд
Применяем знания, развиваем умения
Самостоятельная работа в группах (4 группы).
– Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.
1-я группа: упр. 132.
2-я группа: упр. 133.
3-я группа: упр. 135
4-я группа: упр.135
17 слайд
Самооценка
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.
18 слайд
Применяем знания, развиваем умения
– Прочитайте два предложения.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.
– Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.
Королевская примула – это цветок землетрясения.
– Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.
19 слайд
Самооценка
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… учились оценивать свою работу.
20 слайд
Итог урока
– Что нового о сложных словах вы узнали?
Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Д/з Упр. 3, 4, с. 115– 116
21 слайд
Спасибо!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Русский язык "Школа 2100" 3класс 42урок
Ι. Актуализация знаний
Письменный опрос.
1. «Подскажи словечко».
Ученики в тетрадях записывают только недостающие слова.
Каждый ответ – на новой строчке (в столбик).
а) Слова, у которых два корня, называются ... (сложными).
б) В сложных словах есть буквы соединительных гласных ... (ои е).
в) После букв твёрдых согласных пишется соединительная буква ... (о).
г) После букв мягких согласных пишется соединительная буква ... (е).
д) После букв жи шпишется ... (е).
2. Самодиктант.
На основе материла домашних упр. 1, 2 запишите два сложных слова с разной буквой соединительного гласного. Подчеркните орфограмму.
Взаимопроверка.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности
– Сегодня на уроке продолжим работу над сложными словами.
Посмотрите на доску и сформулируйте цель урока. На доске (слайде) представлен ряд примеров из упр. 128.
Падать, листья
Лёд, колоть
Сосать, пыль
Цель: образовывать сложные слова и правильно их писать, обозначать орфограммы.
– Образуйте и запишите сложные слова с корнями каждой пары представленных слов.
– Составим план урока.
План (примерный)
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
ΙV. Развитие умений – применение знания
1. Работа в учебнике.
а)Упр. 128 – развивается умение образовывать сложные слова на базе двух простых, выделять корни, находить орфограмму-букву соединительного гласного и букву безударного гласного в корне.
Выполняется под руководством учителя.
– Составьте и запишите сложные слова из оставшихся пар слов.
– Какие орфограммы есть в этих словах?
б) Упр. 129 – развивается умение образовывать сложные слова от других сложных слов, выделять в них корни.
Комментированная запись по образцу.
в) Упр. 130 – развивается умение отличать сложные слова-названия людей по профессии от слов-названий предметов.
Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Лишние слова:самосвал, броненосец.
2. Игра «Перекрёсток».
На слайде размещён кроссворд.
– Задание: отгадайте и запишите слова по горизонтали.
1) Шуруп, который сам нарезает резьбу. (Саморез.)
2) Судно, приводимое в движение паровым двигателем / ходит под паром. (Пароход.)
3) В старину большой чайник, за которым собирались все члены семьи. (Самовар.)
4) Русская народная игра-пляска. (Хоровод.)
5) Лес, поваленный бурей. (Бурелом.)
6) Течение жидкости самостоятельно, по уклону. (Самотёк.)
7) Огнестрельное оружие. (Пулемёт.)
– Что у вас оказалось записано в 4-м столбике? (Соединительные буквы гласных о, е.)
– Сделайте вывод: какая буква соединительного гласного встречается чаще? (Буква о.)
Упр. 131 – развивается умение образовывать сложные слова с корнем сам-, устанавливать общность их значений на основе значения корня.
– Какие ещё слова с корнем сам- образовали? Придумайте сами сложные слова с таким корнем. (Самострел, самосвал, самозванец...)
3. Самостоятельная работа в группах (4 группы).
– Подберите и запишите слова, выделите корни, установите, что в значении слов общего. Подготовьте маленькое сообщение для остальных групп.
1-я группа: упр. 132.
Возможные варианты: паровоз, водовоз, тепловоз, электровоз, бензовоз, молоковоз... – все предметы перевозят что-то.
2-я группа: упр. 133.
Общий корень сам-.(Эти сказочные предметы всё делают сами.)
– В каких сказках встречаются эти предметы?
3-я группа: упр. 135 – с корнем ход-. (Луноход, теплоход, скороход, пешеход, мореход… Все слова связаны со словом ходить.)
4-я группа: упр.135 – с корнем вод-. (Водокачка, водолаз, водопад, водопой, водопровод, водохранилище… – всё связано с водой.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4. Работа по учебнику.
Упр. 134 – развивается умение находить в тексте несуществующие, потенциальные сложные слова.
– Мальчик-фантазёр придумал себе «профессию» – лужелаз. Он сам образовал сложное слово по типу слова водолаз.
– Можно ли назвать слово подводниксложным? Почему? (В нём нет двух корней, а есть приставка.)
5. Запись под диктовку.
– Прослушайте два предложения.
Накануне извержения вулкана в Индонезии начинает цвести королевская примула. Это цветок землетрясения.
– Составьте и запишите из них одно предложение, в котором будет сложное слово.
Королевская примула – это цветок землетрясения.
– Какое сложное слово вы записали? Назовите все орфограммы в этом слове, подберите проверочные слова.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока
– Что нового о сложных словах вы узнали? (Есть много сложных слов с одним и тем же корнем, сложные слова можно объединить в группы.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание
1. Упр. 3, 4, с. 115– 116. Выполняется по вариантам (либо по выбору).
2. Задание № 6, тема 3 в рабочей тетради.
6 661 702 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Ольга Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.