Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Результаты опроса «Грамотно ли мы говорим?»
Участвовало человек: учителя, учащиеся 9-11 классов
Нужно ли уметь говорить грамотно на родном языке? Почему?
100% - да, нужно, потому что:
40% - «образованный человек просто обязан говорить грамотно и правильно»;
25% - неприлично разговаривать неграмотно;
15% - « речь человека показывает его отношение к людям»;
10% - «необходимо сохранить культуру языка и всего народа», « грамотная речь – это показатель образованности всего государства», «грамотность речи человека может решить его судьбу».
2. Станете ли Вы исправлять ошибки в речи другого человека?
10% - нет
90% - да, но считают, что:
60% - «исправлять надо в зависимости от ситуации»;
35% - «надо, но неудобно делать замечания»;
10% - « если человеку указать на ошибку, то повторно эту ошибку человек уже не допустит»;
5% - «мне безразлично, как говорят окружающие»
Какая же тема сегодняшнего урока?
2 слайд
Нужно ли говорить грамотно?
Культура речи. Подготовка к ЕГЭ
3 слайд
М.В.Ломоносов
Аристотель
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
А.Н. Толстой
В.Г. Белинский
Я. Гашек
А.С. Пушкин
А.А. Шахматов
Н.В. Гоголь
Л.В. Щерба
4 слайд
Фонетические нормы
Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «коварному » слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо
У Иры – крапИва.
У Фёклы – свЁкла.
Где ель- там щавЕль.
Рота прошла через ворОта.
МЕльком взглянешь- на мель сядешь.
Рынок оптОвый, фруктовый.
Съев тОрты, не влез в шорты.
Его то целУю, то баУую .
Не надо целовАть, не надо баловАть.
Кричат «Ура!»
профессорА и докторА,
директорА и поварА,
увидев церковные куполА.
Молчишь и не звонИшь.
Простит и позвонИт.
Кис-кис пиши через дефИс.
Здесь каждая буква на месте стоит,
И называется всё алфавИт.
Вор заключил договОр.
ВОры заключили договОры
ХозЯева из ГулЯева.
Сэр, вам надо в диспансЕр
Не юли, а закрой жалюзИ.
Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть.
Можно принУдить, пристрУнить.
Как он смог проверить каталОг ?
Будешь с нами - будешь с деньгАми.
А если «Ах!» - Забудь о деньгАх.
5 слайд
Задания А1
№ 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) зАгнутый
2) звОнит
3) снЯла
4) красивЕе
№ 2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) (просторные) складЫ
2) балУясь
3) прИняв
4) квАртал
№ 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) созвонИмся
2) намерЕние
3) мОлодежь
4) тортЫ
№ 10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог
2) щавЕль
3) докУмент
4) отогнАла
6 слайд
Из истории слова «КОФЕ»
Coffie (англ.) – в 18 веке в России произносили «кофий»; кофий – сущ. , м.р., 2 скл.
Вольтер выпивал по 50 чашек кофе в день и дожил до весьма почтенного возраста — 83 года.
Горячим поклонником кофе был Людвиг ван Бетховен, который всегда варил его из 60 зёрен.
7 слайд
Лексические нормы
8 слайд
Лексические нормы
Чаще всего, тебе придется заглядывать в словарь, чтобы определить значения слов. Поэтому при подготовке к ЕГЭ почаще открывай «Толковый словарь». Старайся запоминать лексическое значение незнакомых тебе слов.
Алгоритм действий.
1. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы.
2. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами.
3.Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах!
4.Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом .
5. Если возможно, вспомни отличия в значении.
9 слайд
1. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
4) Танцоров одели в национальные костюмы.
2. В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?
1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.
2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.
3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.
4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.
3. В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?
1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.
2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.
3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.
4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.
Задания А2
10 слайд
Проверь себя
11 слайд
Это так, а не иначе.
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни.
12 слайд
Синквейн
Название
(одно существительное: кто? что?)
2. Описание
(два прилагательных : какой? чей?)
3. Действие
(три глагола: что делать? что сделать?)
4. Повторение сути
(синоним названия, фраза из 4-5 слов)
5. Чувство
(одним словом опишите свое чувство, состояние отношение)
13 слайд
Домашнее задание
Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?»
2. Написать рассказ, использовав одну из пословиц.
Речисты у милого глаза.
Наговорили, что наварили, глядь – ан нет ничего.
Каковы свойства, таковы и речи.
Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит.
Красна речь слушаньем.
3. Доказать или опровергнуть высказывание (одно на выбор)
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен.
Антон Павлович Чехов – писатель, драматург
Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости,
есть не обогащение, но порча языка.
Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данный урок является естественным продолжением темы «Подготовка к ЕГЭ. Нормы русского языка». Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.
Данный урок был посвящен как изучению нового, так и обобщающему повторению, органично соединенному с диагностикой, проверкой и оценкой знаний обучающихся, и включен в систему уроков по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
Цель урока:
совершенствование речевой культуры обучающихся при подготовки к государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.
6 626 999 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Иванченко Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
5 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.