Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
РУССКИЙ
ЯЗЫК
4 КЛАСС
2 слайд
И
СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ
I II
3 слайд
Садитесь поудобнее,
слушайте внимательно.
Кто невзначай уснёт,
тот ни с чем уйдёт,
а кто будет слушать –
много-много всего усвоит
и ответит на вопрос:
Итак, слушайте сказку
о царе Глаголе и его сыновьях.
Какие глаголы относятся к
I спряжению,
а какие ко
II спряжению?
4 слайд
Сказочное царство
ГЛАГОЛИЯ
нести
петь
делить
гнуть
мыть
считать
жарить
радовать
жалеть
любить
заботиться
рисовать
стричь
плыть
молоть
ехать
5 слайд
Стар, я дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
6 слайд
Сказочное царство
ГЛАГОЛИЯ
нести
петь
делить
гнуть
мыть
считать
жарить
радовать
жалеть
любить
заботиться
рисовать
стричь
плыть
колоть
ехать
пилить
растить
лепить
дружить
Ребята, кто из вас помнит вопрос сказительницы?
7 слайд
Какие глаголы относятся к
I спряжению,
а какие ко
II спряжению?
8 слайд
Глаголы в
неопределённой форме,
оканчивающиеся на
-ить
Все остальные глаголы
которые оканчиваются на
-ать
-еть
-оть
-ять
-уть
-ыть
-чь
-ти
,
9 слайд
«Глагольная» разминка
Что такое глагол?
Как глагол изменяется
в настоящем времени?
Что значит «спрягать глагол»?
Какие глаголы относятся
ко II спряжению,
а какие к I спряжению?
Пригласительный
билет
10 слайд
нести
играть
хранить
верить
Единственное число
1 лицо несу играю
2 лицо несёшь играешь
3 лицо несёт играет
Множественное лицо
1 лицо несём играем
2 лицо несёте играете
3 лицо несут играют
Единственное число
1 лицо храню верю
2 лицо хранишь веришь
3 лицо хранит верит
Множественное лицо
1 лицо храним верим
2 лицо храните верите
3 лицо хранят верят
При спряжении
поставьте в глаголах ударение
и выделите окончание.
I
I
I
Какие личные окончания имеют
глаголы I и II спряжения?
11 слайд
I
спряжение
-у (-ю)
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (-ют)
личные окончания
I
I
спряжение
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)
личные окончания
12 слайд
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
-у (-ю)
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (-ют)
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)
Кто много лежит, у того и бок болит.
Лень мужика не кормит.
Друг познаётся в несчастье.
Выпишите глаголы, поставив их в 3 лицо, множественного числа.
Живут, лежат, болят, познаются, не кормят.
13 слайд
физминутка
-у (-ю)
-ешь (-ёшь)
-ет (-ёт)
-ем (ём)
-ете (-ёте)
-ут (-ют)
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)
I
I
I
14 слайд
Лететь сломя голову. Спешить – спешишь.
Водить за нос. Обманывать – обманываешь.
Дать слово. Пообещать – пообещаешь.
Вдохнуть жизнь. Оживить – оживишь.
Замените и запишите через тире глаголы в форме 2-го л., ед. ч.
Определите спряжение глаголов.
I I спр.
I спр.
I спр.
I I спр.
Почему в окончаниях -ишь пишется ь, хотя звук [ш] твердый?
Замените словосочетания близкими по значению глаголами и запишите их.
15 слайд
коза
мороз
щиплет
человек
лес
грустит
часы
прохожие
спешат
К каждому глаголу подберите только те существительные, с которыми глаголы употребляются в переносном значении.
Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
Определите спряжение глаголов.
I I спр.
I спр.
I I спр.
16 слайд
Я сегодня обязательно победю... нет, побежу...
Эх, ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.
Галдеть, дудеть, победить, пылесосить, шелестеть, стонать.
Я одержу победу, стану победителем.
А как сказать?
Этот глагол в 1-м лице
настоящего времени
не употребляется.
Давайте поможем правильно составить предложение.
17 слайд
I
спряжение
I
I
спряжение
-у (-ю)
-ешь
-ет
-ем
-ете
-ут (-ют)
личные окончания
-у (-ю)
-ишь
-ит
-им
-ите
-ат (-ят)
личные окончания
Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на:
-ИТЬ
-АТЬ
-ЕТЬ
-ОТЬ
-ТИ
-ЫТЬ
-ЧЬ
-УТЬ
-ЯТЬ
ПОДВЕДЁМ ИТОГ
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема урока. «1 и 2 спряжение глаголов».
Цели и задачи урока. Формирование у детей умения различать глаголы 1 и 2 спряжения по ударным окончаниям; расширить знания детей по теме «Глагол»; развивать у учащихся умение выделять главное, логически мыслить; развивать внимание учащихся, творческое начало, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; развивать познавательную активность, уровень их мотивации; формировать у детей чувства ответственности и взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку, к изучаемому предмету.
Оборудование. Компьютер. Презентация.
■ – этот знак означает щелчок левой клавишей мыши.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой на работу.
– Ребята, русский язык – это большой мир, который включает в себя всю нашу речь и устную, и письменную. ■ Частью этой речи является глагол – это целое государство в мире русского языка. ■
II. Знакомство с 1 и 2 спряжением глаголов.
Слайд №3
Сегодня у нас на уроке сказительница ■ давайте послушаем её. ■
«Садитесь поудобнее, слушайте внимательно. Кто невзначай уснёт, тот ни с чем уйдёт, а кто будет слушать – много-много всего усвоит и ответит на вопрос: Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению?»
Слайд №4
■ Давным-давно в царстве «Глаголия» жил был славный царь Глагол ■ со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: ■ 1 спряжение ■ 2 спряжение ■
Слайд №5
Призвал однажды царь Глагол сыновей ■ и стал говорить им: ■
«Старястал, детимои, трудномнеуправлятьгосударством. Пришловремявамзаменитьменя. Даювамтридняитриночи, чтобывы решили, каквамцарствовать.»
И после этих слов отпустил царь своих сыновей. ■
Слайд №6
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение ■ будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, ■
а I спряжение — всеми остальными. ■
Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. ■ Эти два царства существуют и поныне.
■ Кто помнит вопрос сказительницы? ■ (Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению?)
Слайд №7
- Так кто же теперь сможет ответить на этот вопрос? ■ (Дети делают вывод, отвечая на вопрос.) ■
- А сегодня братья-глаголы приглашают нас к себе во дворец ■ и прислали нам пригласительный билет, ■ а в билете — «глагольная» разминка. ■ Что такое глагол? Как глагол изменяется в настоящем времени? Что значит спрягать глаголы? Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению. (Заслушиваются ответы детей)
- Ребята, вы сейчас сказали, что глаголы изменяются по лицам и числам.
А что при этом изменяется в написании глаголов? (Окончания глаголов)
- Значит в каждом лице и числе у глаголов свои личные окончания?
А КАК узнать какие окончания имеют глаголы I спряжения и какие окончания у глаголов IIспряжения?
- А для этого надо провести исследовательскую работу.
III. Исследовательская работа.
Что вы можете предложить, чтобы познакомиться с личными окончаниями глаголов. (Проспрягать глаголы) ■
Слайд №10
- Сейчас мы будем исследовать, какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения в настоящем времени.
- Так значит, какая цель нашего исследования? ■ (Узнать, какие личные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения)
■ Мы приближаемся к царскому дворцу. ■ Нас встречают глаголы: нести, играть, хранить и верить.
- Проспрягайте глаголы: I вариант — глаголы 1 спряжения нести, играть; ■
II вариант — глаголы 2 спряжения хранить, верить. ■ При спряжении поставьте в глаголах ударение и выделите окончания.
(Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях.)
Физминутка
(Катаем подбородком яблочко по тарелочке с голубой каёмочкой)
- А теперь – проверка ■ Дети, которые выполняли 2 вариант, закройте тетради, так как работаем в парах с глаголами 1 спряжения. ■
- Что изменилось у глагола при спряжении? ■ (Окончания.)
- Какие же личные окончания у глаголов 1 спряжения? (Дети: Глаголы «нести», «играть», имеют окончания –у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют (I спряжение).
- Да, ребята, это личные окончания глаголов 1 спряжения.
- А чем отличаются окончания этого спряжения у одного и того же лица? (Тем, что одни окончания ударные, а другие безударные.)
Запомните!
У глаголов одного и того же спряжения бывают ударные и безударные окончания.
Проверка 2 варианта ■
- 1 вариант, закройте тетради; работаем в парах с глаголами 2 спряжения.
- Что изменяется у глагола при спряжении? ■ (Окончания.)
- Какие же личные окончания у глаголов 2 спряжения. (Дети: Глаголы «хвалить», «верить», имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят (II спряжение).
- Да, ребята это личные окончания глаголов 2 спряжения.
- А чем отличаются окончания этого спряжения у одного и того же лица? (Тем, что одни окончания ударные, а другие безударные.)
Запомните!
У глаголов одного и того же спряжения бывают ударные и безударные окончания.
- Имеется ли разница в написании ударных и безударныхокончаний одного и того же лица? (Нет, ударные и безударные окончания одного и того же лица пишутся одинаково)
IV. Итог исследовательской работы.
Вот и закончилась наша исследовательская работа.
- Что мы выяснили?
(Мы выяснили, какие личные окончания имеют глаголы I спряжения и какие личные окончания у глаголов II спряжения)
Слайд №11
- Давайте подведем итог нашим исследованиям ■
Слайд №12
■ Братья-глаголы приготовили для вас ещё одно задание.
Прочитайте пословицы и поговорки. ■
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Друг познаётся в несчастье.
Лень мужика не кормит.
Мальчики выписывают предложения, где все глаголы – 1 спряжения, девочки – предложения, где все глаголы 2 спряжения.
(Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях.)
■ Проверяем: мальчики выписали предложения ■
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Друг познаётся в несчастье.
девочки выписали предложения ■
Друг познаётся в несчастье.
Лень мужика не кормит.
- По какому признаку можно объединить данные глаголы? (3 лицо ед. ч.)
- Следующее задание ■ «Выпишите глаголы, поставив их в 3 лицо, множественного числа» (Дети выполняют работу самостоятельно в тетрадях.)
Проверим ■ какие орфограммы встретились в этих словах? ■
(Живут, лежат, болят, познаются, некормят. Дети объясняют написание слов.)
Слайд №13 ■ ФИЗМИНУТКА ■
Слайд №14
- Мы путешествуем дальше по царству. ■
- А вот сюрприз – задание, которое подготовил сам Его Величество! ■
-Замените словосочетания (фразеологизмы) – глаголами, близкими по значению (синонимами). ■
Лететь сломя голову. Спешить – спешишь.
Водить за нос. Обманывать – обманываешь.
Дать слово. Пообещать – пообещаешь.
Вдохнуть жизнь. Оживить – оживишь.
- Запишите глаголы в форме 2-го л., ед. ч. Определите спряжение глаголов.
- Почему в окончаниях -ишь пишется ь, хотя звук ш твердый?
(Дети отвечают на вопрос.)
Слайд №15■
- Новое задание царя Глагола:
- К каждому глаголу подберите только те существительные, с которыми глаголы употребляются в переносном значении.
часы
прохожие
спешат
коза
мороз
щиплет
человек
лес
грустит
- Определите спряжение глаголов.
Устно составьте предложение с любым словосочетанием.
(Дети выполняют задание.)
Слайд №16■
А теперь мы находимся на «Творческой полянке», где царь рассказал нам такую историю. Однажды он услышал разговор двух друзей:
— Я сегодня обязательно победю... нет, побежу....
— Эх, ты! Еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, — засмеялся другой.
— А как сказать?
(Дети отвечают на вопрос.)
– Этот глагол в 1-м лице настоящего времени не употребляется. ■
Действительно, в русском языке некоторые глаголы не могут употребляться в 1 -м лице. Например: Галдеть, дудеть, победить, пылесосить, шелестеть, стонать.
Давайте поможем правильно составить предложение.
«В этом году на соревнованиях я обязательно одержу победу или стану победителем.»
V. Итог урока.
- Ребята, давайте вспомним, то важное, что мы узнали на этом уроке.
- какого спряжения бывают глаголы? ■
- какие глаголы относятся ко 2 спр., к 1 спр. в неопределенной форме? ■
- какие личные окончания имеют глаголы 1 спр.?
- какие личные окончания имеют глаголы 2 спр.?
- имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний одного и того же спряжения?
- Ну, что ж, вы молодцы! Мы с вами сделали ещё один шаг к изучению важной темы «Безударные личные окончания глаголов». Но с ней мы познакомимся на последующих уроках.
6 665 064 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Еремина Алла Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.