Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Саландаева Е.В.
НЕ с существительными
Урок русского языка в 6-ом классе
2 слайд
Познакомить с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Учить различать НЕ как часть корня, приставку, частицу
Повторить сведения об однородных членах
Цели урока
3 слайд
СобЕру,
постЕлить,
разбИраю,
блЕстеть,
заблИстали,
убЕру,
выбЕрет,
расстИлает,
натИрает,
прибЕрёт,
замЕр,
избИрает,
растЕреть.
4 слайд
Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках.
Определите вид предложения: простое с однородными
членами или сложное? Обоснуйте ответ.
- Составьте схему предложения.
и
5 слайд
Есть ли в записанном предложении слово или
слова с НЕ?
Какой частью речи оно является?
Что называется именем существительным?
Как будет называться тема нашего урока,
если мы говорим о НЕ и существительных?
НЕ с существительными
6 слайд
орфограмма
7 слайд
пишется слитно:
Если не употребляется без НЕ;
Если можно заменить синонимом с НЕ
пишется раздельно:
Если нельзя заменить синонимом;
Если есть противопоставление с союзом а
НЕ с существительными
8 слайд
Дайте лексическое значение этих слов. В случае
затруднения обратитесь к словарю.
Небрежность,
ненастье,
недуг.
Запишите их.
9 слайд
Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ.
Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость.
10 слайд
Невежа – враг самому себе.
Видно неряху по грязной рубахе.
Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно.
Объясните, как вы понимаете значение данных
поговорок?
11 слайд
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
12 слайд
С недоумением, нелепое, неразбериха,
невзрачной, незабудки, ненастная,
несчастная, неуклюже, непролазные, неряха,
несуразный, недотёпа, невежа, Несмеяна.
прилаг.
прилаг.
прилаг.
прилаг.
нареч.
прилаг.
прилаг.
13 слайд
Итоги урока:
Что новое узнали на уроке?
Как пишется НЕ с существительными?
От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?
Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?
14 слайд
Домашнее задание:
Выучить орфограмму № 32
Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
15 слайд
Всем спасибо за урок
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: Не с существительными Тип урока: Изучение нового материала Форма урока: комбинированный Цель урока: формирование знаний о правописании НЕ с существительными; Задачи урока: изучить условия слитного и раздельного написания не с существительными и применять их; развивать логическое мышление, внимательность, умение работать в группах и самостоятельно; воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к учебным пособиям (учебнику и раздаточным материалам), воображение, адекватное оценивание товарищей по классу) Оборудование: мультимедийная система, слайды, таблицы, карточки для устного диктанта. Рекомендации по работе со слайдами: в конспекте будут указаны номера слайдов, смена слайдов производится по щелчку, но некоторые объекты на слайде появляются не сразу: в конспекте появление данных объектов будет обозначаться + щелчок. Ход урока I Орг. момент - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с правописанием имён существительных. Слайд № 2. Нам предстоит познакомиться с условиями слитного и раздельного написания НЕ с существительными; (+ щелчок) учиться различать НЕ как часть слова, приставку, частицу; (+ щелчок) повторить сведения об однородных членах предложения. Откройте тетради, запишите дату и классную работу. Пропустите строчку для написания темы урока, которую вы мне назовёте чуть позже. А сейчас повторение. II Повторение 1. Устный диктант. Слайд № 3. Учитель называет слово, учащиеся показывают карточку с буквой, потом по щелчку это слово появляется на экране. Соберу, постелить, разбираю, блестеть, заблистали, уберу, вытер, выберет, расстилаю, натирает, приберёт, замер, замирает, избирает, растереть. - Как называется орфограмма, которую мы только что повторили? 2. Синтаксическая пятиминутка. Записать предложение под диктовку. Солнце блистало и звенело победной песней на голубых незабудках. - Самопроверка по образцу. Слайд № 4. - ( + щелчок ) Определите вид предложения: простое с однородными членами или сложное? - Составьте схему предложения. ( + щелчок ). III Новый материал. Слайд № 5. 1. - Есть ли в записанном вами предложении слово с НЕ? - Какой частью речи оно является? - Что называется именем существительным? - Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных? - О чем мы сегодня будем говорить? 2. Запись темы урока. 3. – Откроем учебники на странице 33 и прочитаем орфограмму № 32. Слайд № 6. - Что вы узнали о правописании НЕ с именами существительными? 4. Работа по таблице. Слайд № 7. - Когда НЕ с существительными пишется слитно ( + щелчок ), а когда раздельно ( + щелчок ). 5. Слово учителя. - Что значит, слово не употребляется без НЕ? Это значит, что без НЕ слово теряет своё самостоятельное лексическое значение. Если у слова небрежность отнять НЕ-, получится брежность. Такого слова в русском языке нет. Поэтому мы говорим: слово небрежность не употребляется без НЕ, т.е. НЕ является частью корня. То же самое можно сказать о словах ненастье, недуг. Слайд № 8. Запишите их. ( + щелчок ) Дайте лексическое значение этих слов. В случае затруднения обратитесь к словарю. IV. Закрепление. 1. Слайд № 9. Из данных слов выпишите те, которые не употребляются без НЕ. Невнимание, невежа, небылицы, недомогание, несчастье, независимость. - Чем является НЕ в данных словах? 2. Слово учителя. Этимологически НЕ в этих словах было приставкой, но в современном языке является частью корня. 3. Запись предложений под диктовку. Невежа – враг самому себе. Видно неряху по грязной рубахе. Недостатки перенимать легко, а достоинства – трудно. Слайд № 10. Проверьте написанное. Объясните постановку тире в первом предложении. - ( + щелчок ) Объясните, как вы понимаете значение поговорок. 4. Интересное стихотворение написал Б. Заходер. Но поэт допустил одну неточность. Познакомимся со стихотворением и, может быть сумеем назвать её. Слайд № 11. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение? Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная, И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ. - О чём данное стихотворение? - В каких строчках выражено мнение автора? - Кто заметил неточность, допущенную поэтом? ( НЕ бывает не только частицей, но и частью корня и приставкой. ) - Выпишите все слова, которые должны употребляться с НЕ. Проверка по Слайду № 12. - Обозначьте, в каких из этих из этих слов НЕ является частью корня, а в каких - приставкой. - Скажите, все ли слова, записанные вами, являются существительными? Не записали ли мы слова других частей речи? Найдите и обозначьте их.( + щелчок ) V. Итоги урока. Слайд № 13. Что новое узнали на уроке? Как пишется НЕ с существительными? От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными? Какую часть орфограммы мы сегодня изучали? Оценка работы учащихся. VI. Домашнее задание: слайд № 14. 1. Выучить орфограмму № 32 Упражнение № 216 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму.
6 664 236 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Максименко Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.