Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Изобразительно-выразительные средства
2 слайд
Цели занятия:
Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах
Уметь находить их в тексте
Уметь пользоваться этими средствами в речи
Подготовиться к выполнению задания В8 (ЕГЭ)
3 слайд
Изобразительно-
выразительные
средства
Тропы
Стилистические
фигуры
Эпитет
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Обращение
Риторический
вопрос
Анафора
Эпифора
Парцелляция
Градация
Гипербола
Литота
Перифраза
Сравнение
Инверсия
Синтаксический
параллелизм
Олицетворение
Антитеза
Оксюморон
Эллипсис
4 слайд
Познакомимся с некоторыми тропами:
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее.
Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума.
Подразумевается доля нищего. Поэт утверждает, что лучше быть нищим.
5 слайд
Синекдоха
Замещение слова другим, находящимся с ним в отношениях «большее-меньшее».
Розы в хрустале
Имеется в виду не кусок хрусталя, а хрустальная ваза.
6 слайд
Гипербола и литота
Гипербола – от слова «гипер» - очень – преувеличение.
Литота – наоборот, преуменьшение
7 слайд
СРАВНЕНИЕ
Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто».
___________________
Используя сравнения, метафоры, эпитеты, опишите эти цветы.
8 слайд
Анафора и эпифора
Анафора – единоначатие.
Не надо путать анафору с синтаксическим параллелизмом. Синтаксический параллелизм – это одинаковое строение предложений с точки зрения синтаксиса.
Эпифора – одинаковый конец строчек стихов, предложений.
9 слайд
Градация
Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей.
Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?
10 слайд
Перифраза
Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото».
(В. Войнович)
11 слайд
Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
(С. Довлатов)
12 слайд
Окказионализмы
Окказионализмы - индивидуально-авторские неологизмы
Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
13 слайд
Оксюморон
Оксюморон - соединение в образе или явлении несовместимых понятий
Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. (Н. Кривцов)
14 слайд
Инверсия
Инверсия - обратный порядок слов в предложении.
(При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа дейст-
вия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами).
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.
(М. Неверов)
15 слайд
Антитеза
Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста..
Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова! (Ф. Искандер)
16 слайд
Эллипсис
Эллипсис – это неполное предложение. Пропуск слова в нём заменён тире.
17 слайд
Риторическое обращение
Риторическое обращение - фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет? (В. Войнович)
18 слайд
Риторический вопрос
Риторический вопрос - выражение утверждения в вопросительной форме
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В. Астафьев)
19 слайд
Потренируемся!
20 слайд
Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев)
Сравнение
Метафора
Литота
Эпитет
21 слайд
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?
Умолчание
Градация
Инверсия
Оксюморон
22 слайд
Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»?
(М. Исаковский)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Метонимия
23 слайд
Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…»
(А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение
24 слайд
Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»?
(Н. А. Некрасов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Метонимия
25 слайд
Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…»
(А. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение
26 слайд
Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Эллипсис
27 слайд
Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
Антитеза
Градация
Инверсия
Лексический
повтор
28 слайд
Какое средство выразительности использовано?
(1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?
Риторический вопрос
29 слайд
B8
«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека
понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____
(«разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____
(в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны,
поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)
и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении
9) помогают автору выразить своё отношение к сущности
рассматриваемых понятий».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) литота
3) ряды однородных членов
4) ирония
5) метафора
6) антонимы
7) синтаксический параллелизм
8) экспрессивный повтор
9) восклицательные предложения
30 слайд
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данная презентация помогает подготовить учащихся 10 и 11 классов к сдаче Единого Государственного экзамена. В презентации содержатся как теоретические сведения, так и практический материал в виде тестов и заданий. Наглядно представлены тропы и стилистические фигуры речи, которые использованы в тестах ЕГЭ по русскому языку и литературе. Последний слайд содержит материал, отсканированный с контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2013 года.
Презентацию можно использовать на уроках русского языка в целях повторения и закрепления материала, а также для подготовки к ЕГЭ (задание В8).
6 653 557 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Киршинцева Оксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.