Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Проблема Сквернословия
Яковлева Елена Ивановна,
учитель
русского языка и литературы
МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар
2 слайд
Проблемный вопрос:
что такое сквернословие и есть ли пути решения этой проблемы?
Цели исследования:
1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения;
2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов
Задачи:
1) выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;
2) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.
3 слайд
Что такое сквернословие?
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".
По словарю В.Даля:
«Скверно - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное».
4 слайд
История возникновения сквернословия
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
5 слайд
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Сократ говорил:
"Каков человек, такова его и речь".
Сенека говорил:
«Речь - это показатель ума».
6 слайд
для повышения эмоциональности речи;
эмоциональной разрядки;
оскорбления;
унижения адресата речи;
демонстрации агрессии;
демонстрации отсутствия страха;
демонстрации раскованности;
пренебрежительного отношения к системе запретов;
демонстрации принадлежности к "своим".
В наше время мат используется для:
7 слайд
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.
8 слайд
Дрянь – сор, мусор, хлам, грязь, нечистота, всё никуда негодное
Стерва – труп окоченевшего животного, скота, падаль, мертвечина
Сволочь – от слова «сволакивать», стянуть, стащить, тянуть долой
Подонок - осадок, гуща, что опало на дно, мутная жидкость
Тварь – творящий зло
Мразь – морозь,отморозок
СКОТИНА- Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…
МЫМРА- В старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
БОЛВАН-Современное значение – глупый, недалёкий человек.
Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.
9 слайд
Историческая справка
Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями.
Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни .
Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.
10 слайд
Пути решения проблемы
Не писать и не печатать ругательств.
Не заменять ругательства начальными буквами.
Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой».
Не говорить плохих слов самим.
Помнить о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так».
Не копировать других, не стараться быть похожим на кого-то.
Не искать расслабления в сквернословии.
Помнить: «Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».
11 слайд
Вывод.
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно.
12 слайд
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
И.С. Тургенев
13 слайд
Список используемой литературы:
http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html
http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm
http://blogs.mail.ru/mail/kreda.krona/6c11ccc231bdf3a8.html
http://www.realisti.ru/main/mat
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Проблемный вопрос:что такое сквернословие и есть ли пути решения этой проблемы?
Цели исследования:
1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения;
2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов
Задачи:
1) выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;
2) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.
6 626 925 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.