Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПрезентация по русскому языку на тему "Сквернословие"

Презентация по русскому языку на тему "Сквернословие"

Скачать материал
Скачать материал "Презентация по русскому языку на тему "Сквернословие""

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Проблема СквернословияЯковлева Елена Ивановна,
учитель 
русского языка и лите...

    1 слайд

    Проблема Сквернословия
    Яковлева Елена Ивановна,
    учитель
    русского языка и литературы
    МОУ «СОШ №9» г. Сыктывкар

  • Проблемный вопрос:что такое сквернословие и есть ли пути решения этой пробле...

    2 слайд

    Проблемный вопрос:
    что такое сквернословие и есть ли пути решения этой проблемы?
    Цели исследования:
    1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения;
    2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов
    Задачи:
    1) выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;
    2) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.

  • Что такое сквернословие?Сквернословие — это речь, наполненная неприличными вы...

    3 слайд

    Что такое сквернословие?
    Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

    По словарю В.Даля:
    «Скверно - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное».

  • История возникновения сквернословияКорни этого явления уходят в далекую языче...

    4 слайд

    История возникновения сквернословия
    Корни этого явления уходят в далекую языческую древность.
    Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
    Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

  • Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидет...

    5 слайд

    Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
    Сократ говорил:
    "Каков человек, такова его и речь".
    Сенека говорил:
    «Речь - это показатель ума».

  • для повышения эмоциональности речи;
эмоциональной разрядки;
оскорбления;
 уни...

    6 слайд

    для повышения эмоциональности речи;
    эмоциональной разрядки;
    оскорбления;
    унижения адресата речи;
    демонстрации агрессии;
    демонстрации отсутствия страха;
    демонстрации раскованности;
    пренебрежительного отношения к системе запретов;
    демонстрации принадлежности к "своим".
    В наше время мат используется для:

  • Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие...

    7 слайд

    Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

    В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.

  • Дрянь – сор, мусор, хлам, грязь, нечистота, всё никуда негодное
Стерва – труп...

    8 слайд

    Дрянь – сор, мусор, хлам, грязь, нечистота, всё никуда негодное
    Стерва – труп окоченевшего животного, скота, падаль, мертвечина
    Сволочь – от слова «сволакивать», стянуть, стащить, тянуть долой
    Подонок - осадок, гуща, что опало на дно, мутная жидкость
    Тварь – творящий зло
    Мразь – морозь,отморозок
    СКОТИНА- Слово произошло от «скат» - богатство, сокровище, каковым первоначально считались исключительно домашние животные, а спустя века – люди…
    МЫМРА- В старину так величали домоседку, которая не любила выходить в белый свет.
    БОЛВАН-Современное значение – глупый, недалёкий человек.
    Исконное значение – обрубок бревна, чурбан, истукан или даже статуя.

  • Историческая справка   Существовало представление, что матерная        брань...

    9 слайд

    Историческая справка
    Существовало представление, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями, несчастьями и болезнями.
    Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами на улицах. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни .
    Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

  • Пути решения проблемыНе писать и не печатать ругательств.
Не заменять ругател...

    10 слайд

    Пути решения проблемы
    Не писать и не печатать ругательств.
    Не заменять ругательства начальными буквами.
    Не дублировать ругательства словечками типа «елки-палки, блин, японский городовой».
    Не говорить плохих слов самим.
    Помнить о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так».
    Не копировать других, не стараться быть похожим на кого-то.
    Не искать расслабления в сквернословии.
    Помнить: «Не то, что входит в уста оскверняет их, но то, что выходит из них».

  • Вывод.Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушит...

    11 слайд

    Вывод.
    Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
    Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
    мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в классе можно.

  • «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один...

    12 слайд

    «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

    И.С. Тургенев

  • Список используемой литературы:http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.htm...

    13 слайд

    Список используемой литературы:
    http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html
    http://www.pravoslavie.ru/put/080522004557.htm
    http://blogs.mail.ru/mail/kreda.krona/6c11ccc231bdf3a8.html
    http://www.realisti.ru/main/mat


Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Проблемный вопрос:что такое сквернословие и есть ли пути решения этой проблемы?

Цели исследования:

1) изучение проблемы сквернословия и опасности его распространения;

2)выяснение значения и происхождения некоторых оскорбительных слов

 

Задачи:

1) выяснить, в чем состоит опасность сквернословия для людей, не использующих в своей речи ненормативную лексику;

2) проанализировать полученную информацию об опасности распространения сквернословия в обществе и наметить пути решения проблемы.  

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 939
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 432
    • PPTX 1.1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яковлева Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яковлева Елена Ивановна
    Яковлева Елена Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 38442
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 13 регионов